Драма “Сны поездов” (Train Dreams) – это проект продюсеров Клинта Бентли и Грега Куидара, которые в 2023 году представили драму “Синг-Синг” (Sing Sing) с Колманом Доминго в главной роли. Разница в том, что режиссером “Синг-Синг” был Куидар, в новом проекте режиссерское кресло занял уже Бентли.
Сценарий драмы “Синг-Синг” был написан на основе реального спектакля "Нарушая кодекс мумии", поставленного в тюрьме Синг-Синг в рамках программы “Реабилитация через искусство” в 2005 году. В итоге фильм получился очень эмоционально поддерживающим благодаря обаятельным действующим лицам и позитивным посылом о силе искусства и человеческой поддержки – даже в крайне стесненных условиях.
Сценарий к драме “Сны поездов” Бентли и Куидар писали по одноименной новелле 2011 года Дэниса Джонсона; и ее особенностью является повествование о мире в целом через печальный обыденный рассказ о простом лесорубе Роберте Грейниере. Главную роль в драме “Сны поездов” исполнил Джоэл Эдгертон (Joel Edgerton) – внешне суровый актер, но умеющий очень хорошо передавать внутренние переживания глазами.
В широком смысле “Сны поездов” рассказывает о том, как поселенцы захватывают все больше земель, а также как человек все же пытается установить контроль над природой – иногда ему это удается, иногда она дает ему жесткий отпор, – но сводится повествование к одному человеку, чтобы через него рассказать целую историю, то есть сложные темы подводятся к чему-то совсем простому, чтобы снизить пафос и сделать рассказ понятнее.
Сюжет
В этом фильме нет привычного сюжета (с закручиванием интриги и долгожданной развязкой, или вообще с неожиданным поворотом), потому что это повествование о жизни “маленького” человека в большом мире, в котором что-то постоянно происходит. Причем уровень событий – от глобального до местного.
В целом фильм получился мини-энциклопедией жизни у истоков XX века; человек, прожив 80 лет, застал гражданскую войну, Первую мировую, нападки на китайских мигрантов и других рабочих, индустриализацию – в данном случае имеется в виду строительство железной дороги, в которой главный герой Роберт принимал участие, а для других событий он был свидетелем и так или иначе переживал их течение на себе.
Роберт Грейниер никогда не знал своей настоящей семьи. В возрасте семи лет его отправили в городок Фрай штата Айдахо; с того момента он был предоставлен себе.
Он всегда был один, подключался к сезонным работам на лесозаготовках. Однажды познакомился с Глэдис (в исполнении Фелисити Джонс), которая вскоре стала его женой, а потом у них родилась дочь Кэти.
Глэдис хотела, чтобы Роберт работал поближе к дому, и для этого нужно было перетерпеть финансовые трудности, чтобы собственный бизнес окреп и обрел клиентуру. Нерешительность Роберта сказалась жестоким образом – предпочитая относительно простой способ заработка, он снова отправился на лесозаготовки. А вернулся в городок, полностью охваченный огнем.
Мысли и впечатления после просмотра
Несмотря на медлительность, на отсутствие активного действия фильм все же затягивает, затрагивает и начинает нравиться. Причина проста – в центре внимания находится обычный человек, который не хочет быть один, он ищет смысл своего существования (потому что не хотел бы, чтобы от него остались только ботинки, прибитые к стволу сосны), он пытается справиться с трудностями, он проживает однообразные будни. Словом, живет.
Это рискованное повествование с точки зрения отсутствия экшена выигрывает за счет искренности и своевременности. Во времена, когда жизнь ускорилась, когда информации стало без преувеличения много, когда наступило пресыщение и данными, и вкусами, и технологиями, получить что-то абсолютно противоположное становится тем, что действительно порадует. Фильм состоит из искр тепла, составляющих посыл, что в мире, заполненном трудностями, способом для побега от них является красота обычных моментов. То есть фильм напоминает о забывающемся образе жизни. И это история человека, который не совершал подвигов и ничего не изобрел, не вписал свое имя в историю, но прожил-таки насыщенную и глубокую жизнь.
Драма “Сны поездов” – это практически медитативное произведение (фильм и начинается со стрекота кузнечиков в траве); на фоне переживаний главного героя можно задуматься и о себе. Эта драма тесно переплетает красоту природы и жестокость жизни, в то же время она это и разделяет, показывая, что все это части одного целого.
Драма “Сны поездов” – это и очень поэтическое повествование, завязанное на железной дороге. Роберт Грейниер движется как по рельсам – его первое яркое впечатление связано с железной дорогой, когда он ехал во Фрай; он участвовал в строительстве первой дороги, сокращающей путь до Спокана (и стал свидетелем странной гибели одного из рабочих, после чего задавался вопросом, за что тот погиб); на поезде он стал кататься в Спокан, чтобы гулять по городу.
Гладкость движения, свойственная передвижению по рельсам, можно соотнести со стойкостью Роберта, переносящего удары судьбы – по сути, он был бесконечным свидетелем трагедий; на его глазах погибло множество человек, но вне поля его зрения – жена и дочь. Потеря, которая преследовала его всю оставшуюся жизнь. Но каким бы сдержанным он ни выглядел, он никогда не был бесчувственным. В его сдержанности крылись вопросы, в чем смысл его существования, а потом и ощущение вины за Глэдис и Кэти.
По его признанию, он слышал голос Глэдис, когда выходил в поле или лес, и боялся обернуться, чтобы не вспугнуть. В этом звуке голоса потерянного близкого человека прослеживается символизм многих жертв конфликтов, чьи души потом витают над своими городами, посещают семьи, где раньше жили, напоминая о себе. Эти голоса шумят как ветер – кто-то их слышит в форме слов, кто-то шелестом листьев или колосьев.
Роберт однажды знакомится с Клэр Томпсон (в исполнении Керри Кондон), которая приезжает в город для работы в службе контроля вырубки и предупреждения пожаров. Она произносит очень важную реплику: “Мы оба – отшельники, надеемся узнать, зачем нас тут оставили”. В ней подтекстом идет напутствие о важности каждого человека, какую бы должность он ни занимал и даже неуверенный, ради чего он все еще живет. По ее же словам, значение имеют даже муравьишки в лесу, незаметные с высоты человеческого роста.
Я все думала по поводу названия – Train Dreams. Первое яркое впечатление главного героя связано с железной дорогой, но и жизнь вообще проносится мимо как поезд, учитывая, скольким событиям он стал свидетелем. Как метафора этот поезд возможно проносит мимо и мечты, а возможно иногда он уносит то, чего не следует знать. Думаю, фразу можно интерпретировать как переделанную от train of thought (ход мысли). Человек запрыгивает в метафорический поезд иллюзорной мечты, и он несет человека вперед, даря непредсказуемые события, мечтал о них или нет.
***