Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Синг-Синг” (2023, Sing Sing): Терапия для души с помощью театра

Тюремная драма режиссёра Грега Куидара “Синг-Синг” вышла ещё в 2023 году – впервые она была показана в специальной программе Toronto International Film Festival в сентябре. Но в прокат в США она вышла только в июле 2024 года. И в этом наградном сезоне драма отметилась в SAG (Колман Доминго получил номинацию “Лучшая мужская роль”), в BAFTA (“Лучшая мужская роль”, “Мужская роль второго плана” – для Кларенса Маклина и “Лучший адаптированный сценарий”), Golden Globe (снова номинация для Колмана Доминго) и впереди ещё ждёт церемония Oscar (Доминго получил номинацию, “Лучший адаптированный сценарий” и “Лучшая песня”, имеется в виду Like a Bird, которая звучит в финальных титрах). Особенность драмы "Синг-Синг" в том, что большинство действующих лиц в истории – это настоящие заключённые, которые играют вымышленные версии самих себя. Исключение составляют Колман Доминго, Пол Рейси и Шон Сан-Хосе. Первые двое – профессиональные актёры, третий – драматург, театральный продюсер, режиссёр, а также
Оглавление

Тюремная драма режиссёра Грега Куидара “Синг-Синг” вышла ещё в 2023 году – впервые она была показана в специальной программе Toronto International Film Festival в сентябре.

Но в прокат в США она вышла только в июле 2024 года. И в этом наградном сезоне драма отметилась в SAG (Колман Доминго получил номинацию “Лучшая мужская роль”), в BAFTA (“Лучшая мужская роль”, “Мужская роль второго плана” – для Кларенса Маклина и “Лучший адаптированный сценарий”), Golden Globe (снова номинация для Колмана Доминго) и впереди ещё ждёт церемония Oscar (Доминго получил номинацию, “Лучший адаптированный сценарий” и “Лучшая песня”, имеется в виду Like a Bird, которая звучит в финальных титрах).

Особенность драмы "Синг-Синг" в том, что большинство действующих лиц в истории – это настоящие заключённые, которые играют вымышленные версии самих себя. Исключение составляют Колман Доминго, Пол Рейси и Шон Сан-Хосе. Первые двое – профессиональные актёры, третий – драматург, театральный продюсер, режиссёр, а также креативный директор продюсерской компании Edith Productions, принадлежащей Доминго.

постер к драме "Синг-Синг" (2023), режиссёр Грег Куидар (Greg Kwedar)
постер к драме "Синг-Синг" (2023), режиссёр Грег Куидар (Greg Kwedar)

Сюжет

Тюрьма Синг-Синг – это одна из самых известных тюрем США, отличается максимально строгим режимом содержания заключённых. Она находится на берегу реки Гудзон в городе Оссининг штата Нью-Йорк. Но даже здесь о заключённых заботятся – для их адаптации запускают разнообразные программы, в том числе “Реабилитация через искусство” (Rehabilitation Through The Art, RTA)*, в рамках которой заключённые привлекаются к участию в творческих мероприятиях, в том числе в театральных постановках.

* “Реабилитация через искусство” (RTA) – это некоммерческая организация, основанная в 1996 году в исправительном учреждении Синг-Синг. RTA организует мастер-классы по театру, музыке, танцам, изобразительному искусству, литературе и поэзии для более чем 230 заключённых; эта программа работает в десяти тюрьмах штата Нью-Йорк с максимальным и средним уровнем строгости режима: в Бедфорд-Хиллз, Вудборн, Грин-Хейвен, Грин, Фишкилл, Отисвилл, Таконик и, конечно, Синг-Синг.

Джон “Дивайн Джи” Уитфилд (в исполнении Колмана Доминго) – один из первых её участников. Он вошёл в главный комитет программы, он пишет пьесы, помогает выстраивать работу и иногда тоже исполняет роли в постановках.

Джон “Дивайн Джи” Уитфилд (в исполнении Колмана Доминго)
Джон “Дивайн Джи” Уитфилд (в исполнении Колмана Доминго)

После успеха очередного спектакля, поставленного по пьесе Уильяма Шекспира “Сон в летнюю ночь”, участники программы стали продумывать следующую постановку. Дивайн Джи решил пригласить нового участника – заключённого по прозвищу Дивайн Ай (в исполнении Кларенса Маклина), парня вспыльчивого и почти неуправляемого. Но Джи хотел дать ему шанс – благодаря театру Ай смог бы стать добрее и сговорчивее.

Потом именно Дивайн Ай предложил поставить комедию, а не драму, чтобы переключить внимание зрителей и самих участников с вечных трагедий на что-то более светлое. Совместно с режиссёром Брентом Бюэллом (в исполнении Пола Рейси) они стали репетировать постановку, объединившую в себе и Гамлета, и мумий, и Фредди Крюгера. По её сюжету египетский принц, который должен найти мумию, путешествует во времени.

Дивайн Ай (в исполнении Кларенса Маклина)
Дивайн Ай (в исполнении Кларенса Маклина)

Интересный факт о сценарии

Драма "Синг-Синг" получила номинацию на Oscar в категории “Лучший адаптированный сценарий”, но сценарий написан не по роману.

В данном случае подразумевается настоящий спектакль, который был в реальности поставлен в рамках программы “Реабилитация через искусство” в 2005 году. Он назывался "Нарушая кодекс мумии" (Breakin’ the Mummy’s Code), его придумал Брент Бюэлл, и в сюжете смешались египетские королевские семьи, римские гладиаторы, ковбои и немного от пьесы "Гамлет" Уильяма Шекспира. Бюэлл десять лет занимался постановкой спектаклей в нью-йоркских тюрьмах строгого режима, ставя спектакли по классикам мировой литературы и по оригинальным идеям заключённых. Его спектакль "Нарушая кодекс мумии" получил высокую оценку критиков и удостоился объёмной статьи в журнале Esquire от постоянного автора этого издания Джона Ричардсона.

Над сценарием для драмы "Синг-Синг" работали Грег Куидар, бывший заключённый Синг-Синг Кларенс Маклин, сам Брент Бюэлл, Джон Ричардсон и настоящий Джон "Дивайн Джи" Уитфилд* (его роль исполнил Колман Доминго).

*Джон “Дивайн Джи” Уитфилд восхищался в юности Брюсом Ли. Это побудило его создавать фильмы о каратэ. Уитфилд и его друг снимали фильмы на 8-миллиметровую плёнку и показывали своим знакомым. В 1970-х годах Уитфилд поступил в Высшую школу исполнительских искусств, намереваясь стать актёром. Но ему этого не удалось – в 1988году он был несправедливо арестован за убийство.
Время за решёткой он посвятил юридическим исследованиям, чтобы добиться справедливости как для себя, так и для других заключённых. В 1995 году он присоединился к RTA и активно участвовал в её инициативах. Помимо четырёх романов, он написал множество пьес, многие из которых со временем были представлены в рамках RTA.
В фильме настоящий Уитфилд появляется на несколько мгновений в роли восторженного фаната Дивайна Джи. Это сцена в столовой, когда к Джи в исполнении Доминго подходит заключённый, протягивает книгу и просит поставить автограф.

настоящий Джон “Дивайн Джи” Уитфилд в фильме
настоящий Джон “Дивайн Джи” Уитфилд в фильме

Каким получился фильм

Режиссёр Грег Куидар начинал карьеру режиссёра с короткометражных фильмов, рекламы и документального кино. В этом он похож на РаМелла Росса. Оба они представили тюремные драмы, придав им документальной эстетики, но оба рассказали истории заключённых совершенно по-разному.

Росс в "Мальчишки из "Никеля", благодаря своей находке с камерой от первого лица, буквально поставил зрителя на место главного героя Элвуда и его друга по несчастью Тёрнера; Куидар не был оригинальным в плане подачи.

Его повествование вполне классическое – он показывает заключённых со стороны, но его камера живая, цветовая палитра чуть смазанная и с преобладанием тёплых оттенков, чтобы смягчить суровые будни заключённых и придать уюта серым стенам Синг-Синг, если это возможно.

История вообще выглядит помягче, чем у РаМелла Росса. В ней акцент сделан на то, что важно поддерживать себя, стараться уводить свои мысли на что-то приятное – вспомнить любимое место и событие. Программа “Реабилитация через искусство” служит для заключённых метафорой побега – у многих срок исчисляется десятилетиями, у многих слушания о помиловании заканчиваются отказом сократить срок. Потому участие в постановках служит для них побегом от реальности. Но всё же, пусть фильм “Синг-Синг” и полегче драмы "Мальчишки из "Никеля", всё же он постоянно напоминает, где находятся действующие лица. Действие выстроено так, что всегда можно видеть стену, решётку, двери, словом, всевозможные преграды и ограничения. Потому, да, театральные постановки – это единственный способ для них “сбежать” и не получить сверху ещё несколько лет за побег.

Как говорил Луис Молина в драме “Поцелуй женщины-паука”: “Если у тебя есть ключ от этой двери, я с удовольствием последую за тобой, или я буду сбегать по-своему”, так и действующие лица драмы “Синг-Синг” сбегают по-своему от своих переживаний, что они никогда не смогут увидеть родных или оказаться на своих родных островах. Более того, эта программа помогает им в общении. Через репетиции он учатся объяснять свои эмоции, начинают лучше понимать друг друга. Отчасти этот фильм является посланием в вольную жизнь о том, что, если со стрессом справляются люди в заключении, то у свободных людей гораздо больше источников найти в себе силы справиться с трудностями. У свободных всегда есть ключ от двери.