Найти в Дзене

Съедобная архитектура: здания, ставшие едой, и продукты, ставшие домами

Продолжаем исследование отражения архитектуры в культуре. В прошлый раз мы разбирались с логотипами и брендами, сегодня поговорим о еде! С одной стороны, питание и наличие крыши над головой — самые базовые потребности человека, причём обе эволюционировали от утилитарной функции в особенный вид искусства. Казалось бы, веками они идут рука об руку. Но если вас попросят назвать самое известное блюдо, названное в честь архитектурного памятника, что вы скажете? Пряничный домик? Утка по-пекински? Торт Прага? Это, скорее, дань форме или месту, культурной традиции. Но неужели за всю историю у нас не появилось культового салата, названного в честь архитектора, или десерта, посвящённого, скажем, стадионам? Давайте разбираться! Пряничный домик, генерация Шедеврум Итак, все кулинарно-архитектурные явления можно разделить на 7 групп: Вкусные термины в архитектуре Наверняка в описаниях зданий вам встречались слова «дынька», «луковка», «яблоко», ордерные «сухарики»? Это всё архитектурные элементы, ко
Оглавление

Продолжаем исследование отражения архитектуры в культуре. В прошлый раз мы разбирались с логотипами и брендами, сегодня поговорим о еде!

С одной стороны, питание и наличие крыши над головой — самые базовые потребности человека, причём обе эволюционировали от утилитарной функции в особенный вид искусства. Казалось бы, веками они идут рука об руку. Но если вас попросят назвать самое известное блюдо, названное в честь архитектурного памятника, что вы скажете?

Пряничный домик? Утка по-пекински? Торт Прага? Это, скорее, дань форме или месту, культурной традиции. Но неужели за всю историю у нас не появилось культового салата, названного в честь архитектора, или десерта, посвящённого, скажем, стадионам? Давайте разбираться!

Пряничный домик, генерация Шедеврум
Пряничный домик, генерация Шедеврум

Итак, все кулинарно-архитектурные явления можно разделить на 7 групп:

Вкусные термины в архитектуре

Наверняка в описаниях зданий вам встречались слова «дынька», «луковка», «яблоко», ордерные «сухарики»? Это всё архитектурные элементы, которые названы так, видимо, за внешнее сходство с упомянутыми продуктами. Круглыми дыньками часто украшают столбы, дверные порталы и наличники окон. Луковичные главки — разновидность купольного покрытия характерной формы. Яблоком называют сферы, завершающие шпиль здания или главку храма. Сухарики, официально именуемые «дентикулы», как правило, формируют декоративный карниз здания в виде орнамента из небольших прямоугольных выступов. Ещё встречается «ананасовый руст» и «голубец» — вот, пожалуй, и все яркие термины. Или вспомните ещё?

Архитектурные термины в еде

Обратная ситуация, когда свойства материалов помогают дать ёмкое определение продуктам и блюдам за схожесть: мраморный кекс, песочное печенье, рифлёное пирожное «канеле» — как каннелюры на колоннах.

Пирожное Canelé. Author: Robyn Lee
Пирожное Canelé. Author: Robyn Lee

Смежная механика процессов

В эту категорию отнесём общие термины, которые используются в обеих сферах. Глазурь, мастика, запекание — в зависимости от специальности и интересов каждый представит что-то своё. С чем вызывают ассоциации: с керамикой или тортиком?

Съедобная архитектура

Пока сырный дом мышонка Джерри, шоколадный дворец Вилли Вонки, карамельные замки и другие фантазии остаются просто выдумкой, повара в реальности не перестают соревноваться в собственной креативности и мастерстве, создавая удивительные архитектурные сооружения из съедобных материалов. Чаще всего это торты и десерты, шоколадные памятники, пряничные домики всех возможных размеров и целые бисквитные города. Копия Колизея из теста или мост из макарон? Для современных мастеров на кухне нет никаких преград.

Скриншот Tom & Jerry | The Wintery Cheese Adventure
Скриншот Tom & Jerry | The Wintery Cheese Adventure

Здания в виде продуктов

Интересно, а какие ограничения не дают архитекторам создавать здания в виде еды? Наверное, экономическая нецелесообразность или чрезмерная прямолинейность таких образов. И всё же иногда в матрице происходит сбой и появляются дом-яйцо, дом-клубника, дом-ананас, дом-пончик и другие.

Дом-яйцо на улице Машкова в Москве
Дом-яйцо на улице Машкова в Москве

Еда в МАФ

Область архитектуры, где еда появляется постоянно и достаточно гармонично, — это, конечно, малые архитектурные формы. Скульптуры, изгороди, фонтаны, лестницы, фонари, стенды, скамьи, урны и многое другое часто обращаются к съедобным образам, чаще всего к фруктам и ягодам, изображая их как в прямом смысле, так и с символическим, аллегорическим подтекстом. Квинтэссенцией их объединения становятся памятники еде, что раскиданы по всему свету. Кажется, мы зафиксировали таким образом практически всё: от картошки до чебурека.

Памятник владимирской вишне на Спасском холме. Установлен в память о вишнёвых садах, когда-то обильно росших во Владимире. Автор: Васин Алексей
Памятник владимирской вишне на Спасском холме. Установлен в память о вишнёвых садах, когда-то обильно росших во Владимире. Автор: Васин Алексей

Блюда, вдохновлённые архитектурой

Удивительно, но мы нашли всего два примера общеизвестных блюд, которые были вдохновлены архитектурой!
Пирожное «Опера», по одной из версий названное в честь Парижской оперы, — французский многослойный десерт с бисквитом, масляным кремом и кофейно-шоколадным вкусом.
А второе —
торт «Монастырская изба». Десерт в виде пирамидки из трубочек (обычно с вишней), промазанных кремом. Действительно напоминает по форме избу, а трубочки имитируют «брёвнышки».

Источник (и рецепт): https://www.gastronom.ru/text/tort-monastyrskaya-izba-kak-gotovit-1024919
Источник (и рецепт): https://www.gastronom.ru/text/tort-monastyrskaya-izba-kak-gotovit-1024919

Культурная рефлексия

Долго идя рука об руку рядом, архитектура и кулинария всё же смешались не так сильно. Только в последнее время появились исследования о том, как они могут быть переплетены.

Несколько лет назад на тему архитектурно-кулинарных аналогий размышлял «Открытый город», а в 2025 проект «Искусство есть» объявил темой года зодчество: шеф-повара разных ресторанов создавали блюда, вдохновляясь известными архитектурными памятниками. Так появился, например, торт «Горьковский» по мотивам Госбанка в Нижнем Новгороде. А коллаборация питерских кафе-пекарен «Слой» и уральского проекта «Антихрупкость» к 100-летию ленинградского конструктивизма подарила нам конструктивистский торт «Прага» с квадратными «окнами».

Похожие примеры часто встречаются в локальных заведениях, которые обращаются к истории места, в котором находятся. Так, в Выксе можно попробовать пирожное с отсылкой к Шуховской башне, и вы наверняка вспомните массу таких вкусняшек из курортных городов. Такая практика прекрасна, но редкие блюда становятся широко известными или знаменитыми на весь мир. Кажется, нет в мире архитектурного Наполеона или Оливье...

Гастрономия и архитектура безусловно вдохновляют друг друга, иногда обмениваются семантикой, помогая описывать явления, но за всё время так и не обрели общих устойчивых ассоциаций в культурном аспекте. Названия блюд и продуктов чаще связаны с каким-то местом, страной или городом, чем с конкретными зданиями или общими формами. Гастрономия и архитектура, видимо, находятся на таких разных полюсах нашей культурной карты, что прямых пересечений как будто бы и нет.

А почему это сложилось так — предлагаем порассуждать в комментариях. И если не согласны с нашими выводами, будем рады услышать контраргументы! Спасибо, что прочитали и подписались.

Еда
6,93 млн интересуются