Найти в Дзене
Свободное время

О том как нужно работать с интеллигенцией. Феоктист Березовский. «Портрет»

Возможно именно этот портрет нашли герои повести. Портрет Марии Львовны Огарёвой. Художник Брюлловской школы Пимен Орлов. Фото из открытых источников Приветствую, дорогие читатели! Сегодня я расскажу вам занимательнейшую историю о том, как после Гражданской войны представители Советской власти перевоспитывали старорежимную интеллигенцию и побуждали её служить новому миру. Вообще интеллигенция полезная прослойка, но уж очень проблемная. Сначала в СССР удалось сагитировать часть старой интеллигенции и создать новую, свою. Большая часть из интеллигентов отлично показали себя в Великой Отечественной войне. А потом начались проблемы, с 1953 по 1961 г. много чего случилась, дали зелёный свет антисоветской интеллигенции. А уж как многие из этих «чудесных» людей показали себя в момент гибели СССР и в РФ, никому напоминать не нужно. Трудность, так сказать, характера интеллигенции в том, что они всегда служат определённому классу, но многие из них не хотят это принимать и всячески пытаются выпо
Возможно именно этот портрет нашли герои повести. Портрет Марии Львовны Огарёвой. Художник Брюлловской школы  Пимен Орлов. Фото из открытых источников
Возможно именно этот портрет нашли герои повести. Портрет Марии Львовны Огарёвой. Художник Брюлловской школы Пимен Орлов. Фото из открытых источников

Приветствую, дорогие читатели! Сегодня я расскажу вам занимательнейшую историю о том, как после Гражданской войны представители Советской власти перевоспитывали старорежимную интеллигенцию и побуждали её служить новому миру.

Вообще интеллигенция полезная прослойка, но уж очень проблемная. Сначала в СССР удалось сагитировать часть старой интеллигенции и создать новую, свою. Большая часть из интеллигентов отлично показали себя в Великой Отечественной войне. А потом начались проблемы, с 1953 по 1961 г. много чего случилась, дали зелёный свет антисоветской интеллигенции. А уж как многие из этих «чудесных» людей показали себя в момент гибели СССР и в РФ, никому напоминать не нужно. Трудность, так сказать, характера интеллигенции в том, что они всегда служат определённому классу, но многие из них не хотят это принимать и всячески пытаются выползти на руководящие позиции. И радостно кусают руку, которая их кормит. Также интеллигенты по природе своей деятельности индивидуалисты, что тоже создаёт проблемы в работе властей с этой прослойкой и постановке их на место. А ещё многие из них, особенно талантливые, весьма чувствительны и обладают подвижной психикой. А также могут туда-сюда бегать, меняя сторону (то от красных к белым, то наоборот). То есть действовать как флюгер, что мы и наблюдали, когда бывшие советские интеллигенты побежали лизать сапоги новой российской власти.

Без интеллигенции никак не обойтись в любом государстве, но, как показала история, их надо держать в руках аккуратно, но крепко, иначе они начинают строить фасоны. Так нужно делать, пока не удастся убрать различия между людьми умственного и физического труда.

Итак, в самом начале советской власти некоторые представители старой интеллигенции усиленно строили фасоны. А новой власти вместе с пролетариатом и крестьянством нужно было строить новую жизнь, грамотных было немного, поэтому приходилось привлекать к работе того, кто есть в наличии.

Я предлагаю вспомнить замечательную повесть моего любимого Феоктиста Березовского «Портрет» о том, как нужно эффективно работать с талантливыми, но характерными интеллигентами.

Феоктист Березовский — революционер, писатель, большевик. Человек бурной судьбы (о нём можно смело писать роман). Автор потрясающего романа «Бабьи тропы» об ужасах России, которую мы потеряли, и очерка «Таёжные застрельщики» об уникальном опыте восстания и управления железной дорогой в Сибири.

Феоктист Березовский. Фото из открытых источников
Феоктист Березовский. Фото из открытых источников

Вернёмся к «Портрету».

Представьте себе: только кончилась Гражданская война. Город в Сибири. Холодно, голодно, гуляет тиф, часто нечем топить и нечего есть. Но большевикам и рабочим приходится налаживать мирную жизнь.

Председатель губисполкома Волков привлекает к работе всех кого может. Профессоров, убежавших в Сибирь он привлекает к созданию политехнического университета и преподаванию, беглые инженеры отправлены на восстановление разрушенных ими же мостов, электростанций и заводов, из артистов были созданы две труппы — драматическая и оперная, которые играли поочерёдно в театре. Даже не успевших убежать эсеров и меньшевиков посадили служить в госучреждения.

И вот Волков решил привлечь к полезной культурной деятельности знаменитого певца Архангельского, обладающего незаурядным талантом. Певец сдрис... сбежал к папане-попу в деревню, вместе с коллекцией картин, и там пел в церкви.

Председатель губисполкома Волков вызывает к себе заведующего губернским отделом народного образования Копырина и говорит, что нужно привлечь Архангельского к выступлениям в театре. Копырин говорит: а давайте без давайте. Этот Архангельский какой-то мутный, видно, что потенциальный бегунок за границу, папашка-поп у него подозрительный и вообще он на переговоры не идёт.

Папаша Архангельского даже в это голодное время жил отлично. Фото из открытых источникоы
Папаша Архангельского даже в это голодное время жил отлично. Фото из открытых источникоы

Волков убеждает завотделом образования отправить к певцу Архангельскому человека с уговорами, дескать, певец настоящая драгоценность, его нужно сохранить. Один человек не помог, певец отказался. Потом отправляют другого — опять отказался. В конце концов, Волков отправляет к Архангельскому целую делегацию: Копырина, директора театра и бывшего эсера, который уже ездил к певцу. Его и так и сяк уговаривали, говорили, что всё предоставят для работы, кормить будут отлично, жильё дадут. Но Архангельский отказался, я, говорит, человек больной, раздавленный жизнью, мне нужно диетическое питание. Ему сказали, что всё будет. Но певец упорно отказывался. Под конец наш упрямый интеллигент разорался и сказал, что он искусством не торгует, большевики его голоса не услышат и он не будет петь для тех хамов, которые штыками поддерживают комиссаров и прочих невежд, они ведь ничего не смыслят в искусстве.

Копырин, вернувшись, пересказал всё Волкову и также передал, что певец настоящий белогвардеец, контрик и враг. И вообще его надо расстрелять, достал. Волков же отвечает, что певец не враг, а просто интеллигентик, мелкобуржуазное трепло. А выходки против советской власти — это просто истерия. Председатель губисполкома напоминает Копырину о докладе Ильича о первоочередных задачах советской власти, о том, что нужно привлекать к работе старую интеллигенцию, потому что без неё не построить новый мир. Нужны знания и культура, носителями которой они являются.

Волков звонит председателю ЧК и просит его взять надёжного парня, двух красноармейцев и произвести обыск в доме папашки-попа Архангельского. Певца взять за оскорбление советской власти и посадить под замок пока не запоёт, в прямом смысле этого слова.

Архангельского посадили, и сидел он месяц с комфортом и хорошей едой, но нужно было его возвращать к работе для народа. Начальник ЧК отправляет к Архангельскому бывшего орехово-зуевского ткача, а ныне работника ЧК Суровягина. Суровягин очень любит живопись, как и Архангельский. Поэтому бывший рабочий берёт нашего тенора и отправляется сортировать картины, которые были изъяты из домов убежавших богатеев.

Иллюстрация из книги, в которой напечатана повесть "Портрет". Архангелький и Суровягин. Фото автора
Иллюстрация из книги, в которой напечатана повесть "Портрет". Архангелький и Суровягин. Фото автора

Среди картин они нашли чудесный портрет, кисти учеников Карла Брюллова. Певец восхищён работой художника. И тут Архангельский увидел, с каким восхищением бывший рабочий смотрит на портрет, увидел, с какой любовью он относится к картинам, понял, что сотрудник ЧК разбирается в живописи. И пусть он разбирается в ней не так хорошо как Архангельский, но певец почувствовал симпатию к бывшему рабочему, осознал, что рабочие никакое не быдло. Чекист даже к рамам для картин, которые небрежно сдивгает певец, относится бережно. Суровягин рассказал, что он экономил каждую копейку, когда был ткачом, лишнюю кружку пива не пил для того, чтобы в редкий выходной съездить в Москву в Третьяковскую галерею. Также бывший ткач рассказывает, как начальник ЧК любит русское искусство, хотя сам латыш, и то, что председатель губисполкома Волков, тоже бывший рабочий, освоил множество профессий, работает не жалея себя и больше всего любит науку.

Тут, естественно, певец начинает интеллигентские разговоры о том, куда рабочие и большевики ведут Россию и сколько крови они при этом прольют. На что сотрудник ЧК отвечает, что мы ведём Россию к коммунизму, при котором люди не будут ездить друг на друге и всем всего будет хватать. Архангельский, конечно же, говорит, что они фанатики и заведут Россию не туда. Чекист спросил, а не хотите ли вы, может быть, написать записочки ЛлойдДжорджу, Черчиллю, Пуанкаре, Милюкову с просьбой прекратить натравливать на Советскую Россию интервентов и белых? Чекист сказал, что записочки доставит, и если эти господа перестанут нападать на страну, тогда ни одной капли крови больше не прольётся.

Также Суровягин предлагает певцу выступить на вечере самодеятельности чекистов, но певец отказывается поначалу. А потом всё же поёт, с большим успехом, и его выпускают на свободу. Петь в театре Архангельский пока отказался, но попросил дать ему возможность совершить турне по всему краю, чтобы загладить вину перед народом.

Когда начальник ЧК рассказывал председателю губисполкома эту историю, то председатель лукаво заметил, что помог чудесный портрет. А начальник ЧК говорит, что дело не в портрете, а в Суровягине.

Через несколько лет Волков придёт на концерт Архангельского в другом городе. Певец с удовольствием пел для простых людей и давал концерты по всей России. Он осознал, что был не прав, что простые люди — это не быдло, и они способны любить, понимать и принимать искусство.

Вот такая маленькая, но поучительная повесть. Очень жаль, что текст есть только в редких печатных книгах. Когда-нибудь мы его обязательно переведём в электронный вид и издадим с каким-нибудь ещё произведением в бумаге.

Так что, дорогие читатели, читайте книги революционеров — они способны удивить.

Екатерина Богатырева, активист группы «Свободное время»

Благодарим за помощь с корректурой и редактурой нашего подписчика Артемия Т.

Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить или скачать бесплатно на нашем сайте.

В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».

Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут

"Основное в ленинизме (Сталин)" 1 том

Сборник "Стихи о Ленине"

Сборник "Батум"

Сборник "Чего же ты хочешь?"

Брошюра "В помощь товарищу. Справься со стрессом, овладей эмоциями, научись эффективному общению"

Бесплатно скачать брошюру можно здесь

Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"

Учебное пособие "Научный социализм"

Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"

Книга "Краткая история будущего"

Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"

Пройти опрос группы "Свободное время"

Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут:

наш опрос

наш канал в Telegram

нашканал в Youtube

наш канал на Rutube

канал в VK

наш сайт