«Пора вам решить вопрос: с кем вы, «мастера культуры»? С чернорабочей силой культуры за создание новых форм жизни или вы против этой силы, за сохранение касты безответственных хищников?»
М. Горький «С кем вы, мастера культуры?». Ответ американским корреспондентам.
Дорогие читатели! Сегодня хотелось бы поговорить с вами о том, какую роль сыграли киношники в деле дискредитации социалистического пути, в деле донесения и внедрения чужеродной и антисоветской позиции до советского зрителя.
При этом во многом я буду опираться на книгу талантливого советского и российского актёра и режиссёра Владимира Меньшова «Судьба протягивает руку». Об этой книге мы уже писали в нашем блоге, если кому-то интересно ознакомится с этой статьёй, то можно сделать это тут.
В автобиографии Меньшов много рассказывает об изнанке кино, о людях и настроениях, царивших за кулисами съёмочного процесса. Поскольку Меньшов учился на актёрском факультете школы-судии МХАТ, а потом на режиссёра во ВГИКе, то был знаком с мэтрами советского кинематографа и учился у них, и даже дружил c некоторыми. Конечно, их политические взгляды, их отношение к политике партии и правительства не могли ускользнуть от внимания молодого пытливого парня, окончившего школу в Астрахани, где у людей подобных мыслей и близко не возникало. А вот тут, в сердце СССР, на лучших киностудиях, в самых престижных кинематографических вузах страны как раз сидели антисоветчики, проталкивающие свою позицию через искусство и воспитывавшие молодое поколение в соответствующем духе.
Уже на первых курсах Меньшова поразила бытовавшая тогда среди «передовых» студентов из Ленинграда идея неравенства людей (одни люди способны оценить прекрасное, а другие нет, соответственно оригинальными и изысканными они считаться не могут в отличие от первых), уже тогда эта идея комфортно существовала в советской действительности в кругах интеллигенции.
Учителем Меньшова на режиссёрском курсе ВГИКа был знаменитый Михаил Ромм — лауреат пяти Сталинских премий, кавалер двух орденов Ленина, его учениками были известные режиссёры: Г. Чухрай, В. Шукшин, А. Митта, А. Тарковский, Н. Михалков, С. Соловьёв, А. Кончаловский и многие другие. Уже в далёком 1962 г. Ромм в своём скандальном выступлении «Традиции и новаторство» громил писателей-просветителей: Всеволода Кочетова, Николая Грибачева, Анатолия Софронова, обвиняя их в диверсии против всего нового и яркого. Он был одним из первых, кто поднял знамя борьбы против Сталина в интеллигентской среде, был подписантом письма «Двадцати пяти» на имя Брежнева против реабилитации Сталина. Ромм очень интересовался политикой — практически все разговоры крутились вокруг политики, политических деятелей или событий, он был крупнейшим авторитетом для либеральной интеллигенции.
Молодой Меньшов сблизившись с кругом Ромма, попал просто в самое осиное гнездо, где слушали «Голос Америки», «Немецкую волну» и пр., и на основании услышанного формировали «своё» мнение, при этом «критическое восприятие распространялось только на советскую действительность…, а собственные источники считали априори лживыми» (В.Меньшов). Все повторяли стихи Евтушенко. Среди авторитетов Ромма были: Солженицын, Ж. и Р. Медведевы, зять Ромма был из семьи Аллилуевых (источник антисталинских тем). Красной нитью звучала тема 37-го года, подкреплявшаяся разными рассказами из жизни очевидцев и пугающей статистикой. Сначала Меньшову всё это было ужасно интересно, он даже стал на какое-то время диссидентом, как и все поколение, для которого мир перевернулся после ХХ-го съезда партии. Но, через какое-то время Владимиру хватило ума переосмыслить происходящее, обратится к советской прессе, проанализировать и понять, что в отличие от диссидентствующих «я-то хочу исправить положение, а вы, ребята, все к чёртовой матери разрушить» (В.Меньшов). В тех кругах не предлагалось решения для тех проблем, а предлагалось все разрушить.
ХХ съезд партии перевернул мир с головы на ноги для того поколения, у них стало нормальным насмехаться над делом и верой отцов, отцам ставили в вину, что они не разглядели и не противостояли ужасам сталинизма. Многие товарищи по цеху, с которыми учился Меньшов в актёрской школе МХАТ уже были вполне воспитаны в надлежащем диссидентском духе, высокие устремления, патетика и горение в духе революционеров и комсомольцев тогда вызывала насмешки и ухмылки в молодежной среде. Адаптация и принятие в своей среде для молодёжи были поважнее всей пропаганды, исходивших от комсомола и партии. Все социальные процессы и творческий, в том числе, рассматривались под диссидентским углом, вся творческая жизнь была этим пропитана.
Быть оппозиционером тогда было модно и прогрессивно. Даже в научно-популярной литературе (напр.: Д. Данин «Неизбежность странного мира») в канву повествования стала вплетаться идея относительности всего, отсутствия чётких истин и пр., что экстраполировалось, в том числе, на коммунистическую идеологию и политическое устройство СССР.
Показателен эпизод про Наталью Бехтереву, внучку видного советского психиатра Бехтерева, которая в 80-х, будучи директором Института мозга, рассказывала на всю страну, как её дед поставил Сталину диагноз "паранойя" после осмотра, а потом призналась, что дед со Сталиным никогда не встречался и это она сказала, потому что «хорошие люди попросили».
Вот так и работали эти «хорошие люди» против страны, а ведь товарищ Кочетов предупреждал, писал, боролся… И Меньшов тоже об этом говорит в своей книге и цитирует Кочетова. Но, против Кочетова шли широким фронтом «прогрессивные» интеллигенты: Евтушенко, Твардовский, Роммы, Солженицыны, Медведевы, Сахаровы и прочие. Чувствуете разность потенциалов? И даже сейчас. Кто сейчас знает Кочетова? А есть кто-то кто не слышал о Солженицыне?
И ведь в чём тут ещё ловушка: Ромм в жизни был очень обаятельным, красноречивым, добрым, простым человеком, такому невозможно было не верить. Вот такие вот обаятельные, талантливые и обманутые подрывали авторитет партии и правительства, развращали советский народ.
Меньшов пишет, что все эти рассказы про ужасы сталинизма, захватившие прессу 90-х уже были в ходу у Ромма за 20 лет до этого и были родом из литературных пасквилей маргинального издательства «Посев» (антисоветсвкое издательство, существующее поныне, учреждённое в Западной Германии российскими эмигрантами из Народно-трудового союза и выпускающее книги, в том числе художественную литературу на русском языке, а также журналы «Посев» и «Грани»). Одним из родоначальников всей этой ереси был некий Лев Фельдман, предатель, бывший советский разведчик, перешедший на сторону врага в 1938 г. В 1953 году он выпустил книгу «История сталинских репрессии», где были заложены основные приёмы подачи этой темы. Именно такого рода «правда» побеждала на советских кухнях в 60-80х гг. И невдомёк было гражданам, что все допросы, все процессы были тщательно запротоколированы, зафиксированы на плёнку… Ну зачем вникать, действительно? Бери и "ешь", что для тебя антисоветчики состряпали.
И кино тогда делалось вразрез социуму, никто не старался снять хороший, понятный народу фильм, такие фильмы называли «кассовыми», народная любовь мало кого волновала, наоборот, хорошим тоном было снимать кино «не для всех». Тарковский, Шпаликов, с их бессюжетным кино были кумирами и образцами для подражания. Меньшов так и говорит, что мина под наше кино закладывалось ещё в 70-80-ые гг., когда выросло, а вернее сказать, было воспитано целое поколение творцов, создававших свои работы для узкого круга знатоков и ценителей (за государственный счёт, естественно). Это поддерживали и чиновники от кино, для них важно было вывезти на международный фестиваль нечто подобное Тарковскому, вывозили фильмы с антисоветской репутацией типа «Агонии» Климова.
Творческая интеллигенция также сыграла особую роль и в 90-е когда создавался образ Ельцина – люди готовы были идти за любимыми журналистами, актёрами, поэтами, режиссёрами, которые немало сделали для создания его прогрессивного имиджа. Достаточно вспомнить всех этих антисоветчиков: Марка Захарова, Булата Окуджаву, Эльдара Рязанова, Ростроповича и Вишневскую, Глузского, Ахмадулину, Вознесенского, Евтушенко и т. д. и т. п.
Этот опыт, похоже, внимательно изучили китайские и корейские товарищи, и теперь этим деятелям кино и культуры никто рот открыть не даст и их диванного мнения относительно политики и идеологии никто не спросит и правильно, пусть работают и занимаются своим делом, а политикой займутся подкованные и знающие товарищи.
Л. Юлина, активист группы «Свободное время»
Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить или скачать бесплатно на нашем сайте. Чтобы скачать книги бесплатно: заходите на наш сайт, и кликаете в слово "книги" в тексте "О магазине" на главной странице.
В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.
Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».
Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут
Брошюра "В помощь товарищу. Справься со стрессом, овладей эмоциями, научись эффективному общению"
Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"
Учебное пособие "Научный социализм"
Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"
Книга "Краткая история будущего"
Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"
Пройти опрос группы "Свободное время"
Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут: