Найти в Дзене
Navygaming Channel

"...почувствовал во всем экипаже судна ... громадную сплоченность..." /21/ "Я собрал в себе все свое мужество...", его видимо было не много

После писем испанского адмирала П.Серверы, дневников командира канонерской лодки "Виксбург" (ВМС США), воспоминаний британского
офицера, служившего на корветах в годы Второй мировой - настала очередь воспоминаний русского морского офицера-подводника. Дневниковые записи отражают субъективное видение и понимание автором событий, явлений, участником или свидетелем которых он являлся. Автор сам
проводит отбор сведений, которые хочет отразить, в соответствии со степенью их значимости для себя, а также для читателей (как он думает). Предлагаю
именно с таких позиций оценивать изложенный материал, к которому мы, по
возможности, добавим свои комментарии. И главное - некоторые
высказывания и выводы автора воспоминаний спорны. Подовдная лодка "Дельфин" во Владивостоке 24 сентября "Сегодня уже ровно неделя, как я блуждаю в море на своей подводной лодки, и все-таки как-то не хочется возвращаться в порт. Надо было, однако, подумать и о команде, ко­торая тоже ведь могла переутомиться от беспреры
После писем испанского адмирала П.Серверы, дневников командира канонерской лодки "Виксбург" (ВМС США), воспоминаний британского
офицера, служившего на корветах в годы Второй мировой - настала очередь воспоминаний русского морского офицера-подводника.

Дневниковые записи отражают субъективное видение и понимание автором событий, явлений, участником или свидетелем которых он являлся. Автор сам
проводит отбор сведений, которые хочет отразить, в соответствии со степенью их значимости для себя, а также для читателей (как он думает). Предлагаю
именно с таких позиций оценивать изложенный материал, к которому мы, по
возможности, добавим свои комментарии. И главное - некоторые
высказывания и выводы автора воспоминаний спорны.

Подовдная лодка "Дельфин" во Владивостоке
Подовдная лодка "Дельфин" во Владивостоке

24 сентября

"Сегодня уже ровно неделя, как я блуждаю в море на своей подводной лодки, и все-таки как-то не хочется возвращаться в порт. Надо было, однако, подумать и о команде, ко­торая тоже ведь могла переутомиться от беспрерыв­ной работы в этой тяжелой и опасной обстановке. Каково же было мое удивление, когда на мое пред­ложение вернуться к отряду, команда хором подхва­тила просьбу «еще поплавать». И я вспомнил один наш миноносец, который после каждого своего похо­да возвращался с моря непременно с каким-нибудь серьезным повреждением в машине, которое потом неделями заставляло простаивать его в порту в ре­монте; очевидно, на каждом судне, как в каждой се­мье, возможна различная атмосфера: в одной жи­вется легко, а из другой - «душа вон просится»..."

Приятно наконец-то встретить в дневнике молодого офицера-подводника описание его морских походов, судя по всему в целях боевой подготовки и освоения театра военных действий (хотя думается, на тот момент война уже закончилась). Здесь может вызвать удивление даже не отношение команды, и не очередной "анекдот" о том, как матросы сами ломают свой миноносец, чтобы не выходить в море - тут их по человечески можно понять, на тех миноносцах и даже эсминцах, которые входили в состав Владивостокского отряда кораблей условия для экипажей были далеко не комфортными. Удивила та свобода, которая была предоставлена командиру подводной лодки, когда срок возвращения зависел не от плана похода, а от желания командира (команды) на возвращение. Неужели в Отряде подводных лодок во Владивостоке была такая анархия, что даже длительность походов субмарин не устанавливались заранее (хотя бы приблизительно)? А если бы с ними что-то случилось? Где их искать и через сколько дней начинать поиски?

"Дельфин" после подъема
"Дельфин" после подъема
"Признаться, это не могло не польстить моему самолюбию. Впервые на корабле я почувствовал во всем экипаже судна такую громадную сплоченность, такую крепость внутренней организации, такую общность интересов и такой избыток силы, побеждающий даже инстинкт самосохранения. И действительно нельзя было не преклоняться перед каждым из команды нашего отряда. Что при­гнало его сюда, на подводные лодки, в это горнило опасности, где каждая минута могла стоить ему жиз­ни, где на каждом лежала масса обязанностей и тя­желой работы, в то время когда на большом линей­ном корабле он мог бы почти избавиться от них. Офи­цер мог еще рассчитывать у нас на всякого рода «бла­гополучия», ничего ведь подобного уже не мог ждать матрос, между тем сколько бескорыстного служения было видно в каждом его шаге на лодке, сколько идейного исполнения своего долга, чуждого каких-либо эгоистических целей".

Как видим у нашего молодого "принципиального морского офицера" наконец-то "руки дошли" до своих обязанностей, он занялся подводной лодкой, начал работать с подчиненными и открыл для себя много нового! В частности, что оказывается совместная служба сближает, коллективная работа обеспечивает сплочение людей. Может этим ему надо было заняться пораньше. А то лодку ввели в строй в марте 1905 года, а про сплочение речь зашла только в конце сентября!

Удивляют слова и про то, что матросов на подводную лодку "пригнали" - могу ошибаться, но в литературе часто упоминается, что в подплав набирали чаще всего добровольцев, и никто никого не "пригонял". Странно, что молодой офицер подводник не помнит в своем 1905 году, что когда летом 1904 года еще на Балтике произошла первая авария "Дельфина", когда погиб его командир - лейтенант Черкасов и 25 человек из 37, то после подъема субмарины те кто спасся с нее - изъявили желание продолжить службу на подплаве. Видимо сознательности у матросов было не меньше чем у офицеров, а ныть им не полагалось, это верно, ((.

Подводная лодка "Дельфин" после подъема
Подводная лодка "Дельфин" после подъема
"После обеда и отдыха команды я решил перейти из надводного в подводное положение. На поверхно­сти становилось очень свежо, появилась большая волна, почему лодку, лишенную килей, начало на­столько сильно покачивать, что я стал опасаться по­вреждения баков аккумуляторной батареи - появле­ние серной кислоты в трюмах не особенно улыбалось мне; я готов был примириться с соседством даже другой лодки под водой, только ни в коем случае не с соседством водорода и кислорода, которые сооб­ща образуют гремучий газ."

Вполне оправданное опасение насчет гремучего газа, а вот боязнь столкновения с другой субмариной, как мне кажется для того периода было слишком преувеличенной. Здесь опять же возвращаемся к плану похода - неужели командир ПЛ, уходя море не получил сведений о том, будут ли на его маршруте другие подводные лодки из его же Отряда? Даже если командование не сказало - а спросить товарища?

"Достаточно небольшой тогда искры, чтобы этот газ произвел самый ужас­ный и опустошающий взрыв на лодки; а ведь при наличии в ней массы электрических приборов - не­достатка в таких искрах никогда не бывает. Насколь­ко серьезны последствия такого взрыва, мне вспом­нился случай с одной лодкой в Англии, где, по види­мому, такой же взрыв превратил, всю ее команду в статуи: при подъеме лодки со дна, все люди были найдены мертвыми в том положении, которое гово­рило за то, что смерть поразила весь экипаж мгно­венно - никто не успел даже бросить своих занятий..."
Команда подводной лодки стоит на палубе вокруг боевой рубки HMS «Holland-2», патрулирующей вход на базу подводных лодок вблизи Госпорта, Великобритания, 1905 год.
Команда подводной лодки стоит на палубе вокруг боевой рубки HMS «Holland-2», патрулирующей вход на базу подводных лодок вблизи Госпорта, Великобритания, 1905 год.

Читая дневник, не устаешь удивляться знаниям молодого лейтенанта. Находясь на Дальнем Востоке России, без мобильных телефонов и интернета, даже без телевидения и радио, он, между тем, был "хорошо" информирован о событиях в Великобритании, в частности о происшествиях с британскими подводными лодками. Причем не просто о событиях, а их последствиях - как красочно он описал гибель британских моряков! Меня заинтересовал данный факт, собранные данные (они могут быть не полными) показывают, что к описываемому периоду в флот Великобритании имел пять лодок типа "Холланд" и 13 подводных лодок типа "А" (подводные лодки типа "В" тоже строились в этот период, но из 11 штук только одна погибла, но в 1912 году).

Британская подводная лодка А-4
Британская подводная лодка А-4

Среди британских субмарин были аварии и гибель людей, это верно, например, уже в 1903 году на борту "Холланд-1" произошел взрыв (не исключено что бензиновые пары или гремучий газ), но лодка не тонула тогда (хотя и затонула позже), а на остальных четырех лодках не было подобных ЧП в период до 1906 года. Что касается подводных лодок типа "А" - на них было несколько аварий и катастроф, в том числе и с затоплением, здесь отметились - А-1, А-3, А-4, А-5, А-8. Например, на А-1 в отсеках произошел взрыв паров хлора, но это было при буксировке в Портсмут, экипаж смог эвакуироваться, а на А-8 вода через люк попала в лодку и она затонула со всем экипажем, который погиб. Но про гибель экипажа от взрыва с такими подробностями как указано в дневнике - данных не нашел.

Но здесь же по какой то причине молодой лейтенант совершенно забыл, что сам же и описал случай (как раз с "Дельфином"), когда на субмарине которую подняли со дна (уже во Владивостоке) в отсеке взорвались пары хлора, причем от искры, один матрос погиб, один был ранен. Странно.

"Когда я погрузился и пошел по перископу, стран­ным показалось, как сразу же исчезла качка, и лодка спокойно под водой устремилась вперед. Перископ почти все время заливало волной, но все-таки ори­ентироваться, по нему было еще возможно".

У офицера настолько небольшой опыт подводного плавания, что командуя подводной лодкой минимум полгода он узнал, что в подводном положении качка меньше?

"Вскоре однако волна настолько усилилась, что удары её стали чувствоваться уже и на лодке, и хотя она и продолжала довольно хорошо держать свой курс, тем не менее такие толчки были опасны для верхней её надстройки, поэтому я решил погрузить­ся на такую глубину, где волна была уже бессильной против нас. Для этого пришлось уйти под воду вмес­те с перископом, только изредка показывая его на поверхности для необходимой ориентировки, и под­держивать курс по глубомеру и жироскопу (согласно пояснению МТ, жиросокоп – особого вида подводный компас), кото­рый пришлось пустить в ход взамен обыкновенного компаса. Действие этого последнего при погружении лодки становится очень неправильным на том осно­вании, что магнитная стрелка под водой теряет свои свойства".
Подводная лодка "Сом", Владивосток
Подводная лодка "Сом", Владивосток

Вообще у подводных лодок типа "Касатка", к которым относился "Скат", который командовал автор дневника, был не очень большая рубка, чтобы через нее воспринимать сильные удары волн, ну да ладно - подводникам виднее. Немного удивило заявление про магнитную стрелку и компас, но видимо на тот момент были такие взгляды. Не удивительно, что вместо магнитного компаса на подводных лодках стал использоваться гирокомпас, который был независим от магнитных аномалий, да железа в подводной лодке хватает (вспомним железный топор Негоро и "Пилигрим").

"Один раз, когда я всплыл на поверхность, что­бы через иллюминаторы рубки проверить свой курс, волна с такой безумной силой ударила в лодку, что почти вся команда попадала с своих мест, и я едва удержался в своей рубке, а сама лодка так затряс­лась в какой-то ужасной судороге, что мне показа­лось, что вот-вот она не выдержит и разлетится по частям... Поэтому я быстро поторопился снова ныр­нуть туда, где было поспокойнее".

Думаю тогда у "Ската" была носовая рубка и кормовая рубка -поплавок, размер которых был чуть больше бочки. Описание слишком гипертрофированное.

"Однако, долго идти в такой неприятной обста­новке было невозможно; нужно было подумать и о чем-нибудь другом, к тому же аккумуляторная батарея у меня была и без того уже довольно сильно разряжена. К счастью невдалеке находилась бухта, хотя сейчас и открытая для ветра, но не особенно глубокая и с хорошим песчаным грунтом, куда, при желании, и можно было укрыться от непогоды. Так и сделал - взял курс на эту бухту; когда находился посредине её на глубине около 18 сажен, остановил машину, почему тотчас вынырнул на по­верхность, но вслед за этим немедленно прибавил плавучесть, отчего камнем полетел на дно..."

Странное поведение командира подводной лодки - аккумуляторная батарея была сильно разряжена, но вместо подзарядки он решает зайти в бухту и лечь на дно. Причем чтобы лечь на дно - он "прибавляет плавучесть" - хотелось бы специалистов услышать, это точно обеспечит погружение? или наоборот лодка всплывет? И последнее - а какой смысл "камнем" падать на дно? Корпус то выдержит?

-7
"После страшного на поверхности шума и рева волн, на дне нас сразу окружила такая мертвящая, гробовая тишина, такая тьма, что даже нам, уже при­вычным к таким резким переменам, стало как-то жут­ко. Но все-таки такое сидение на дне я предпочитал пребыванию на любом корабле на поверхности в та­кую дикую погоду. Быстро, однако, человек, осваивается со всякой обстановкой; несмотря на глубину в 18 саж., мой эки­паж скоро забыл, что он на дне моря, и почувствовал такую потребность в еде, что не было никакой уже возможности удержаться от соблазна пустить в ход электрическую кухню, и вскоре все мы с большим аппетитом принялись за свои «пайки»..."

"Страшный шум и рев волн" - в подводной лодке с закрытым люком? Видимо запас кислорода было достаточно, если речь зашла о приготовлении пищи на дне. Можно представить какой запас стоял в отсеках лодки (тем более там был скорее всего один большой общий отсек).

"Был уже седьмой час вечера, когда я стал по­думывать и о подъеме на поверхность, так как оста­ваться на ночь на такой довольно изрядной глубине, и притом на дне, не представлялось особенно со­блазнительным, становиться же на подводный якорь тоже не хотелось."

Постановка на якорь действительно было дело не простым. Полная отдача подводного якоря требовала 1200 оборотов рукояти ручного привода и отнимала не менее часа. Выборка якоря занимала еще большее время. А.В.Плотто отмечал: "...Ясно, что такой якорь все равно, что его нет вовсе". Вполне очевидно, зная как молодой лейтенант-подводник "любил" работу якорем он не пользовался.

"Едва только успел я отдать приготовлении к подъему на поверхность, как вдруг из командирской рубки с бледным страшным лицом не появился, а буквально выбросился мой боцман, ко­торый за минуту до этого влез туда, чтобы опробо­вать там все приборы. Лицо его выражало такое изум­ление, такой немой ужас, что у меня чуть не подко­сились ноги, я почувствовал, что быстро теряю остат­ки самообладания. «Там что-то...» - едва расслышал я его сло­ва; больше ничего он не в состоянии был произнести и только каким-то резким, отчаянным движением ука­зал наверх.
Я собрал в себе все свое мужество и бросился в рубку... Правда, там самообладание вернулось ко мне, но, тем не менее, зрелище, так ужаснувшее моего испытанного боцмана, поразило и меня. Сквозь иллюминаторы, в темноте, окружающей лод­ку, виднелся какой-то странный свет... Непрозрачность воды мешала разобрать, откуда он исходил, но было ясно одно: что он несомненно находился где-то не­вдалеке от нас, впереди лодки".

Не будем задаваться вопросом какие приборы "хотел опробовать" боцман в командирской рубке, где так то место командира, или нет? Но забавно другое - судя по этому описанию лейтенанта - подводника можно было ввести в панику просто внешним видом подчиненного. Но отметьте как мужественно действовал офицер - "он собрал все свое мужество и бросился...". Приношу извинение, но звучит смешно.

"Первая мысль, что это какое-нибудь морское животное с неведомым источником света, не особенно укладывалось в моей голове, поэтому оставалось одно жуткое предположение – не находится ли возле нас по соседству какая-нибудь таинственна подводная лодка…"
Та самая носовая рубка подводной лодки "Скат" и фонари
Та самая носовая рубка подводной лодки "Скат" и фонари

Второй раз за одну запись упоминается "таинственная подводная лодка" - мне кажется у автора дневника точно было какое то расстройство, причем по его словам - "жуткое". Может Ж.Верна перечитал и его "Двадцать тысяч лье под водой"? Какая лодка? Японская? Американская?

"Когда я оправился от первого острого и всепоглощающего впечатления, я решил немедленно подняться на поверхность, хотя бы наверху ревел самый ужасный ураган. По счастью, когда мы всплыли на поверхность, погода уже немного улеглась".

Как автор любит красиво описывать свои подвиги - наверху жуткий ураган, но он всплыл!

Когда я вылетел на верхнюю палубу, а за мной и мой боцман, все еще бледный, мы оба остановились, как вкопанные и я почувствовал, как постепенно краска смущения стала покрывать мое лицо и вслед за этим мы оба почти одновременно вдруг раз­разились громким смехом, наше внимание было со­средоточено на носу лодки, где мы неожиданно заметили причину нашего невольного на дне ужаса - на штаге почему-то горели "опознавательные фонари"... Вероятно, боцман, когда был в рубке, нечаянно для себя включил их, за что первый же и был так жестоко наказан."

Еще одно подтверждение мысли, что не надо пускать в командирскую рубку посторонних лиц. Кстати в дневнике есть пояснение насчет штага и фонарей, а именно: "Штаг - стальной трос, который соединяет верхнюю часть командирской рубки с носовой частью лодки. На этом штаге находились постоянные "опознавательные фонари", которые не снимались во время ныряния лодки, и которые служили для того, чтобы по особому сочетанию огней давать возможность отличать свои суда от неприятельских".

Что тут скажешь - разумное устройство, только не понятно, как их следовало снимать, если бы понадобилось (например в шторм или при встрече с противником). А второй вопрос - как обеспечивалась герметичность фонарей, что они могли светиться под водой, и до какой глубины они рассчитывались.

"Удивительно, насколько однако тяжело отзы­вается на нервной системе продолжительное плава­ние под водой; достаточно другой раз какой-нибудь
мелочи в подводном царстве, чтобы вызвать целую бурю суеверного страха и неожиданной тревоги, которых так недалеко и до несчастия..."

Все таки автор дневника немного странный в своей непосредственности и непоследовательности, то буквально страницу назад он пишет как хорошо находиться на дне, и как ему тут нравится. А здесь он жалуется о нагрузке на нервную систему - сейчас бы сказали "переобувается в воздухе", настолько быстро меняет свое мнение.

Выскажу свое личное мнение, чтобы не было таких курьезных случаев - надо просто больше и чаще выходить на подводной лодке в море и погружаться, нужно учиться и учить подчиненных, тогда и боцман не будет у вас тупить. Тогда и сюрпризов не будет.

Продолжение следует, ссылка ЗДЕСЬ

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).