Дорога по заповеднику Эрзи (Джейрахский район республики Ингушетия) проходит в сопровождении чарующих видов. Ну а пик природной красоты, как мне кажется, находится на Цей-Лоамском перевале. В районе села Гули отчетливо ощущается, что дорога идет вверх, это и есть начало перевала.
Гули село немаленькое, с растущим населением, если верить Википедии, численность подбирается к пятой сотне. На снимке небольшой кусок вдоль автотрассы.
В Гули интересная по архитектуре новодельная мечеть. И, если минарет в стиле "вов" (боевых башен) определяется с первого же взгляда, то схожесть самого здания с полубоевыми башнями можно заметить лишь при внимательном рассмотрении. А еще макет башни имеется во дворе, в углу на входе.
На перевал я поднялся из Джейрахского ущелья, где ранним утром изучал башенный комплекс Эрзи. Еду строго на восток, навстречу солнцу, снимки на остановках делаю в обратном направлении, т.е. назад по ходу движения.
А не останавливаться просто невозможно.
Картинки мало того, что красивые, так еще и меняются после каждого витка серпантина. На перевале самая большая концентрация серпантинов, благо асфальт очень приличного качества. И такой он будет ровно до конца перевала. Коровы здесь самостоятельные, на вольном выпасе.
А вот многочисленная отара овец под присмотром чабана. Хорошо, что стадо не стало переходить дорогу передо мной. Я уже проезжал через стадо поменьше и это было на равнине. Мне там, кстати, даже не пришлось останавливаться полностью, я полз с самой минимальной скоростью. Барашки лениво расходились перед самым носом, а освобождать проезжую часть полностью явно не входило в их планы.
Стою на обочине, фотографирую овец. Седой чабан, сидящий неподалеку, бросил взгляд на меня и на машину, мы поздоровались, он перевел взгляд вдаль и стал "медитировать" дальше. Уже не глядя на меня он спросил, откуда я?
Почему-то в этот момент я вспомнил, как буквально несколько дней назад, после Уральских гор, со мной на парковке вступил в разговор паренек из Челябинска. Он радостно называл меня "Зёма", а мне так не хотелось его разочаровывать, но пришлось сказать, что у меня только номера челябинские, а сам-то я из Тюмени.
Но здесь-то, в горах Ингушетии, седой чабан, созерцает красоту и дышит горным воздухом... Ну какое ему дело до моих номеров? Поэтому уверенно говорю:
- Из Тюмени.
- Аа, а номера челябинские, - продолжает он тут же.
В общем, почему-то мне пришлось ему объяснять. Сам он при этом оставался мудрым и молчаливым. Такие вот дела :)
Даже одна из овец перестала жевать и стала прислушиваться к разговору. И взгляд у нее тоже, если и не мудрый, то, как минимум, обдумывающий мысль :)
А у лошадок свободы еще больше, чем у коров.
Памятник пограничникам. Увы, трагедии случались и в Ингушетии, хоть и обошла война республику стороной.
Я на самой вершине перевала. Когда-то здесь была оформлена лишь смотровая площадка, а теперь целый комплекс, включающий кафе, молельные комнаты и много чего еще. Я даже до конца не понял, что это. В воскресное утро все было еще закрыто.
Смотровая тоже осталась. И виды с нее действительно великолепные!
Горы, что за облаками, со снежными шапками. Приблизим их телевиком. Они выше того уровня, с которого я снимаю. За ними уже другая страна, Грузия.
Как оказалось, не сделал снимок общего плана горы Цей-Лоам. Только отдельными фрагментами.
Название горы переводится как "Трон повелителя". Место это фигурирует во многих преданиях и легендах. В языческие времена ингуши проводили на горе ритуалы. Считалось, что именно здесь Олимп, где живут боги. Старших богов, насколько я понял, трое. Гела, бог солнца, Села, бог грозы, и, как мне показалось, самый старший бог - Дела, бог земли и главный творец всего на Земле.
Казалось бы, видел уже горы в Дагестане, в Осетии, в Кабардино-Балкарии, впечатлений хватает, но нет,
эти, в Ингушетии, впечатляют по-другому.
Если вы думаете, что сегодня исключительно о природе и я вам не покажу ни одну башню, то вы ошибаетесь
Нельзя обойтись совсем без башен, говоря об Ингушетии. Ах, как свет удачно падает!
Дорога давно пошла вниз, перевал заканчивается, мы спускаемся в Таргимское ущелье. Впереди еще много интересного, фотоматериал имеется.
Боевая башня Баркинхой.
Знак на башне, напоминающий крест на галгофе (в средневековом христианстве крест примерно так и выглядел), на самом деле не имеет отношения к христианской эпохе региона. Знак языческий и, вероятно, это одновременно символ человека и весов. Равновесие, все взвешенно, по вайнахскому кодексу чести Эздел (у чеченцев - Нохчалла). Кодекс Эздел прежде всего составляют понятия: добросоветность, добропорядочность, достоинство, добродеятель, ответственность.
А мы с вами едем дальше. Впереди башенные комплексы Эгикхал, Пялинг, Ний, Вовнушки и кое-что по пути.
Еще из этого путешествия:
Ваши лайки и комментарии - лучшая поддержка для меня! И не забудьте подписаться на канал, если вы этого еще не сделали. Впереди много интересного!
О наших планах, о подготовке, о путешествиях, оперативно и лаконично на нашем канале в Телеграм.