Найти в Дзене
Сказы старого мельника

Книжная Лавъка Куприяна Рукавишникова. Часть 2. Глава 2

Куприян не забыл того, что в мороке видал, который ведьма Зиялат на него навела тогда. Именно у этого коробейника купил он тогда зеркальце! Был ли то морок, или просто увидал Куприян в тот момент своё будущее, поди разбери. Ни Ларион, ни после того и Ермил, никто не смог ответить Куприяну на такой вопрос или растолковать увиденное. И вот стоял теперь тот самый торговец с лотком, заполненным сверкающим хрупким товаром, на базарной площади, его окружила толпа покупателей, наперебой предлагая цену. Только тюбетейка мелькала меж пушистых шапок, тоже знакомая Куприяну. Невысокий старичок в восточном халате, поверх которого теперь была надета овчинная безрукавка, разложил на своём зелёном лотке зеркала разного размера. Были здесь и круглые в деревянной рамке, с ручкой, и простые, обклеенные с обратной стороны бархатом или сукном. Покупательницы окружили торговца, а он продолжал напевать свою песню, перемежая её непонятыми для русского человека словами на ином языке. Куприян замер, не в силах
Оглавление
Иллюстрация автора
Иллюстрация автора

* НАЧАЛО ПЕРВОЙ ЧАСТИ ЗДЕСЬ

* НАЧАЛО ВТОРОЙ ЧАСТИ ЗДЕСЬ

Глава 2.

Куприян не забыл того, что в мороке видал, который ведьма Зиялат на него навела тогда. Именно у этого коробейника купил он тогда зеркальце! Был ли то морок, или просто увидал Куприян в тот момент своё будущее, поди разбери. Ни Ларион, ни после того и Ермил, никто не смог ответить Куприяну на такой вопрос или растолковать увиденное.

И вот стоял теперь тот самый торговец с лотком, заполненным сверкающим хрупким товаром, на базарной площади, его окружила толпа покупателей, наперебой предлагая цену. Только тюбетейка мелькала меж пушистых шапок, тоже знакомая Куприяну.

Невысокий старичок в восточном халате, поверх которого теперь была надета овчинная безрукавка, разложил на своём зелёном лотке зеркала разного размера. Были здесь и круглые в деревянной рамке, с ручкой, и простые, обклеенные с обратной стороны бархатом или сукном.

Покупательницы окружили торговца, а он продолжал напевать свою песню, перемежая её непонятыми для русского человека словами на ином языке. Куприян замер, не в силах идти дальше, и слушал лотошника, а сам всё вспоминал…

- Молодец, и ты купи зазнобе своей подарок, получишь за это поцелуй! – лотошник каким-то образом вдруг оказался прямо перед Куприяном, толпа покупательниц разошлась, некоторые стояли неподалёку с восхищением рассматривая свои покупки.

- Ну, какое выберешь? – спросил лотошник, и чёрные его глаза искрились весельем, - Недорого отдам! Вот, погляди какое! С жемчугом, такого нет ни у кого! Или вот это, с яхонтами! А? что выберешь?

Куприян смотрел на лоток, как зачарованный. Потом протянул руку, потрогал то, что предлагал лотошник, с яхонтами, и с жемчугом, но все они были холодные. Хотя и немудрено, сегодня подморозило.

В самом углу лотка, куда покупатель редко и поглядывал, очарованный блестящим великолепием, лежало оно… Строго говоря, это было и не зеркальце вовсе, это был отполированный кусок металла, отражение в нём было не такое, как в других зеркалах лотошника, и потому на него никто и не глядел. Да и украшение этого товара было скромным – по краю цветы и листья тоненько выбиты, всё и украшение.

А лотошник всё Куприяну под руку подсовывает другие зеркальца, да приговаривает, какое лучше взять, тут и советчики присунулись, какой-то мужичок подошёл, давай товар разглядывать да нахваливать, да баба с ним, румяная да весёлая, тоже указывает пальцем то на одно зеркальце, то на другое.

- Вот это покупаю у тебя, уважаемый, - не слушая советчиков сказал Куприян, и взглянул на лотошника.

- Это старый товар, уже не ходит такой-то, бери вот новый, получше, - говорит ему лотошник, а сам щурится, - Таким подарком девицу не порадуешь, а только рассердится на тебя!

- Нет, это возьму, - покачал головой Куприян, и полез в карман за деньгами, - Сколько просишь?

- Дорогой это товар, - негромко сказал лотошник, - Поди жаль тебе таких денег пристанет, не возьмёшь.

- Торговаться не стану, сколько скажешь, столько и отдам, - что-то у Куприяна внутри словно бы говорило ему, что надо брать это зеркальце.

Назвал лотошник цену, а сам всё кругом оглядывается, словно опасается, но никого нет рядом, покупатели словно и не видят их с Куприяном, другой товар глядят. Дорого запросил лотошник за неказистое своё зеркальце, но Куприян, как и обещал, ни слова торга не сказал, достал из кошеля столько, сколько назначено было. Всё лотошнику и отдал, не жалея нисколько.

Лотошник расплылся в улыбке, деньги взял, отдал Куприяну то, что он просил, а сам поскорее затерялся в толпе, словно опасался, что покупатель передумает такой товар брать.

Куприян и не думал на попятную-то идти, обернул свою покупку платком, который для матушки купил, сунул за пазуху, да и пошёл дальше по базару гулять. Решил Куприян ещё постилы* купить, умелец тутошний уж очень славился этим лакомством, мёду не жалел, да яблоки на постилу свою только хорошие брал, потому и шла про него хорошая молва. Матушку да нянюшек хотел Куприян таким лакомством порадовать, вот и пошёл выбирать.

Уже устал Куприян по базару ходить, взял свёрток с постилой да и пошёл к повозке своей, домой пора ехать, покупки свои везти. Тихон поди уж и озяб его ждать, да и Каштан не любил долго на одном месте стоять, молодой коник, горячий, ему бы волю да поскакать.

- Ну что, нагулялся, Куприян Федотыч, - Тихон не спал, ходил вокруг повозки и что-то правил, - Что, домой поедем, али ещё не всё купил?

- Всё, Тихон Фёдорыч. Чего хотел, всё купил, можно и домой ехать.

- Сейчас, вот чуть подправлю тут, и поедем, - сказал Тихон и стал править упряжь, а Куприян начал прохаживаться рядом.

Остановился поглядеть на то, как на базаре скоморошенную сказку детишкам показывают, и сам Куприян засмотрелся, смеётся, к ним в Киселёво на ярмарку тоже приезжали такие вот ряженые, народ повеселить. Ох, тоска душу тронула, хорошо, что домой он поедет, повидать своих родных! Давно надо было собраться.

И тут чует Куприян, а кто-то его за рукав дёргает. Глядит Куприян, а рядом с ним бабушка старенькая стоит, сгорбленная уже, да замотанная в шаль по самые глаза. На ней истёртая душегрея, сукном крытая, кое-где уже в заплатах, валенки стоптанные, подшитые не раз.

- Ты, милок, поди не шибко чичас делом-то занят? – спросила старушка, глядя на Куприяна снизу, - Не подсобишь ли мне, старой? Взяла полотна, внучатам рубашек нашить, да вот ведь как, донести не могу, тяжело. Спину прихватило, да и ноги не держат, подсоби, недалече идти-то. На повозке туда не проедешь, дороги нет, а пешком… ох, мне и не дойти.

- Здравствуй, бабушка, - отозвался Куприян, - Помогу, где твоё полотно, показывай, - тут он обернулся к Тихону, - Тихон Фёдорыч, ты меня не дожидай, поезжай домой, я после пешком сам дойду. Помогу вот бабушке, да и приду.

Тихон кивнул, махнул рукой Куприяну и снова стал упряжь на Каштане править. Погода хорошая стояла, чуть приморозило, идти хорошо, Куприян и сам доберётся, прогуляется.

- Показывай, матушка, где покупки твои, - сказал Куприян, - И если ещё что тебе нужно купить, так бери, я помогу донести до дома.

- Да всё уж поди и купила, - охая и потирая спину говорила старушка, - Эвона, там оставила, покуда торговка согласилась приглядеть. Ну, как звать тебя, касатик?

- Куприяном звать, а тебя как величать, матушка?

- Евдокия Егоровна я, - степенно ответила старушка, - Ну, поди я тебя от дела оторвала, давай поспешать.

Пошли к торговке, которая стояла у большого ряда с разными тканями, шёлк и сукно лежали штуками на повозке, кое-какие, самые красивые, торговка раскинула пошире, чтоб узор было видать. Народу возле неё уже и немного было, всё, что было у неё ходового товара, уже раскупили, а теперь так, больше поглазеть подходили. Куприян и сам чуть раньше у этой торговки для нянюшек купил по отрезу, хорошие ткани, нечего сказать.

- Вас только и жду, - недовольно нахмурилась торговка, увидев старушку в сопровождении Куприяна, - Ехать восвояси уж думаю, базару нет уже, да и холодает. Забирайте свою покупку!

Положила поверх всего большой свёрток полотна, ещё тесьма там была, приметил Куприян, да нитки, всякое, для шитья.

- Не серчай, родимая, - ответила Евдокия Егоровна торговке, - Вот, помощник мне нашёлся.

Забрал Куприян старушкины покупки, и в самом деле, увесистые, где уж старенькой донести, немудрено, что пошла она помощи просить. Ну, пошли потихоньку с базара, как и думал Куприян, в сторону старых улиц. Туда дороги ездовой с базара не было, либо в обход, через старую слободку, да там ручей ещё не застыл.

- А что же, Куприян, за какой надобностью на базаре был? – спрашивала Евдокия Егоровна, - Али так, поглядеть?

- Да по надобности, конечно, - отвечал Куприян, - Собираюсь навестить родных, вот и пришёл гостинцев купить. Давно не видел матушку и отца, нянюшек, и сестёр-братьев, с которыми вырос.

- Оно и верно, как без гостинцев к родне ехать, - кивнула Евдокия Егоровна, - Вот и мои внучки́, далече живут, дочки мои взамуж вышли, мужья не тутошние. Осталась я одна, покуда можется, живу. Вон изба моя, почитай, у самой околицы.

Долго шли, Куприян уж и сам подустал, и обрадовался, когда Евдокия Егоровна указала на покосившуюся старую избу, стоявшую почти у самого леса. В сих краях Куприян и не бывал, ему эта часть улиц без надобности была.

- Вот спасибо тебе, мил друг, за то, что не отказал в помощи мне, старой. Никто ведь на старуху и не глядит, у каждого свои заботы. Ну, входи, чайком тебя угощу!

Куприяну так пить захотелось, и усталость навалилась сразу. Хоть и не шибко тяжела была ноша, а и спина заныла, и ноги. Вошёл он в избу, старушкины покупки на лавку положил, сам рядом сел, утирая со лба пот.

Всё в избе чин чином, как у иных прочих, печка посреди, в красном углу образа на киоте, лампадка еле теплится…

  • - - - - -

*Постила - в Толковом словаре Ожегова слово «постила» определяется как «ягодная мякоть и уваренный на меду или сахаре сок, вылитый слоями и сгущённый». Это русское лакомство.

Продолжение здесь.

Дорогие Друзья, рассказ публикуется по будним дням, в субботу и воскресенье главы не выходят.

Все текстовые материалы канала "Сказы старого мельника" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.

© Алёна Берндт. 2025

Книжная Лавъка Куприяна Рукавишникова. Часть 1. | Сказы старого мельника | Дзен