Глава 8
Когда Сережа уже учился в пятом классе, с дирекцией этой школы был договор, что его заберут в Строгановскую школу при Российском университете. Администрация была согласна, что мальчику надо расти дальше, старт был ему дан, теперь он должен быть на две ступеньки выше. До конца года оставалось всего три недели, когда после занятий его пригласил к себе Николай Данилович
– Садись, Сережа, мне надо с тобой поговорить. Педагог сел, напротив, взял его ладошки в свои руки— Мы скоро с тобой должны будем расстаться
– Почему?
– Тебя забирают в школу Строганова. Знаешь кто это?
– Конечно, знаю.
– Я и не сомневался. Это лучшая школа в России. Там ты попробуешь свои силы в живописи, в рисунке, компьютерной графике – это все очень интересно, мы тебе этого дать уже не можем, ты перерос нашу детскую школу, ты стал профессионалом, надо оттачивать свое мастерство и идти в большую жизнь, показать миру, на что способен Сергей Савельев.
– Я не хочу от вас уходить – и он обнял своего учителя – Мне хорошо с вами
– Мальчик мой! И мне хорошо с тобой. У меня еще не было таких учеников, как ты. Были хорошие, талантливые, но Левитанов не было никогда. У тебя скоро начнется интересная жизнь, мы будем с тобой перезваниваться, ты мне будешь давать билеты на свои выставки, а я буду с гордостью говорить – Это мой ученик. Не надо плакать, тем более уже все решено, из той школы приходили педагоги и взяли вас двоих: тебя и Мишу. Так что тебе там не будет скучно, Миша — хороший парень, дружите с ним.
Так, Николай Данилович готовил Сережу к расставанию. Перед ним открывались такие горизонты, что дух захватывало. Дирекция Строгановской школы была очень заинтересована в этом ребенке. И как не хотелось педагогу, но надо было признаться, он не может больше ничего ему дать.
Мальчик не спал всю ночь, перемены, которые его ждали, пугали его. На занятии он был рассеян, стоя у мольберта, его кисть застывала воздухе. Письмо из Строгановской школы получил и отец, каждая буква в нём словно жгла бумагу. Его пригласили, оценили, признали талант. Это был шанс, о котором мечтают многие — возможность учиться в одном из самых престижных художественных вузов страны. Но как же тяжело давалось это решение! Его взгляд невольно скользнул к двери мастерской, за которой слышались знакомые шаги и негромкие наставления педагога.
- Николай Данилович…
Именно он разглядел в неуклюжем мальчишке с вечно перепачканными красками руками будущего художника. Именно он часами объяснял тонкости светотени, помогал находить свой стиль, поддерживал, когда хотелось всё бросить. В памяти всплыли первые уроки, когда дрожащими руками Серёжа пытался нарисовать простой натюрморт, а преподаватель терпеливо исправлял ошибки, не ругая, а подсказывая. Сколько бессонных ночей провёл педагог, проверяя работы своих учеников, сколько мудрых слов было сказано, сколько веры в их успех было отдано! Серёжа глубоко вздохнул и вышел из мастерской.
Николай Данилович стоял у окна, задумчиво рассматривая этюд одного из учеников. Когда он увидел Серёжу, его лицо озарилось улыбкой, но что-то в глазах ученика заставило педагога насторожиться.
— Серёжа, что-то случилось? — спросил он, откладывая папку с рисунками, мальчик медлил.
Как сказать человеку, который стал для него вторым отцом, что Матвей уже все решил? Как объяснить, что, несмотря на все перспективы, ему больно оставлять того, кто вложил в него столько души?
— Николай Данилович… — начал Серёжа, с трудом подбирая слова. — Папе пришло письмо из Строгановского…
Лицо педагога просветлело.— Поздравляю, мой мальчик! Я же тебе говорил, я всегда знал, что у тебя получится!
Но Серёжа видел, как дрогнули его руки, как на мгновение потух взгляд.
— Я… я не знаю, как вам сказать… — признался мальчик. — Мне так тяжело оставлять вас.
Педагог подошёл к ученику, положил руку на плечо.— Знаешь, Серёжа, настоящий учитель радуется успехам своих учеников больше, чем своим. Ты вырос, мой мальчик. Ты готов к новому этапу. Но помни: двери этой мастерской всегда открыты для тебя. И я всегда буду твоим наставником, где бы ты ни находился.
В этот момент Серёжа понял: его педагог не просто отпускает его — он благословляет его путь. И в его сердце родилась новая уверенность: он справится. Справится, потому что знает: у него есть учитель, который верит в него. Прощание получилось тихим. Без долгих речей и обещаний. Только крепкое рукопожатие и взгляд, в котором читались и гордость, и печаль, и надежда на новую встречу.
В каникулы отец поехал с ним на турбазу, чтобы парень отдохнул, загорел, накупался в речке. Сейчас между отцом и сыном установились нормальные мужские отношения. Сережа чувствовал, что сейчас он не безразличен отцу, что он, как может старается быть с ним рядом. Это нравилось мальчику. А первого сентября у Сережи началась новая жизнь, и она ему сразу понравилась.
В этот ясный сентябрьский день он впервые переступил порог Строгановской школы. Его сердце билось часто-часто, а в груди разливалось странное, волнующее чувство. Всё вокруг казалось особенным: и старинное здание с колоннами, и ухоженный школьный двор, и даже воздух пах по-особенному – свежей краской и новыми тетрадями.
Он медленно шёл по коридору, рассматривая яркие плакаты на стенах, горшки с цветами и улыбающихся старшеклассников. В его душе рождалась надежда на то, что здесь начнётся новая, интересная жизнь.
Когда прозвенел первый звонок, Серёжа сел за парту в новом классе рядом с Мишей. Учительница, приветливая женщина с добрыми глазами, рассказывала о предстоящих уроках, а он не мог оторвать взгляда от одноклассников – таких разных, но уже почти родных. В этот день Серёжа познакомился с ребятами, которые, он надеялся, станут друзьями. Они вместе смеялись над неловкими моментами первого учебного дня, вместе украдкой рассматривали новые учебники и вместе мечтали о предстоящих приключениях. И хотя впереди его ждали и трудности, и испытания, Серёжа знал: эта школа станет для него вторым домом, а новая жизнь, которая здесь началась, подарит ему множество ярких впечатлений и незабываемых моментов. Он даже не представлял, как поменяется круто не только его жизнь, но и отца.