Найти в Дзене
Культурный Кот

Вертолётно-струнный квартет и другие эксперименты композитора Штокхаузена

Карлхайнц Штокхаузен - немецкий композитор, масштаб которого не вмещался в привычные нам рамки. Его авангардный подход к созданию музыки нередко шокировал слушателей. Тем не менее многие музыканты и композиторы признают, что след Штокхаузена прослеживается во многих современных произведениях. И сегодня я предлагаю вспомнить пятёрку самых дерзких музыкальных экспериментов этого немца. 1. Klavierstück XI – стал первым образцом так называемой мобильной формы. Пьеса состоит из девятнадцати независимых музыкальных блоков («групп»), представленных на одном листе. Исполнитель-пианист обладает полной свободой: он может начать с любой группы, выстраивать их порядок произвольно, пропускать одни фрагменты и повторять другие. Каждое повторение может сопровождаться вариациями темпа, регистра, динамики и артикуляции. Финал пьесы наступает тогда, когда взгляд пианиста в третий раз останавливается на группе, которая уже звучала дважды. Композитор выразил пожелание, чтобы в рамках одного концерта пьеса

Карлхайнц Штокхаузен - немецкий композитор, масштаб которого не вмещался в привычные нам рамки. Его авангардный подход к созданию музыки нередко шокировал слушателей. Тем не менее многие музыканты и композиторы признают, что след Штокхаузена прослеживается во многих современных произведениях. И сегодня я предлагаю вспомнить пятёрку самых дерзких музыкальных экспериментов этого немца.

Композитор в молодости. Источник: Яндекс картинки
Композитор в молодости. Источник: Яндекс картинки

1. Klavierstück XI – стал первым образцом так называемой мобильной формы. Пьеса состоит из девятнадцати независимых музыкальных блоков («групп»), представленных на одном листе. Исполнитель-пианист обладает полной свободой: он может начать с любой группы, выстраивать их порядок произвольно, пропускать одни фрагменты и повторять другие. Каждое повторение может сопровождаться вариациями темпа, регистра, динамики и артикуляции. Финал пьесы наступает тогда, когда взгляд пианиста в третий раз останавливается на группе, которая уже звучала дважды. Композитор выразил пожелание, чтобы в рамках одного концерта пьеса прозвучала не менее двух раз.

Партитура Klavierstück XI. Источник: Яндекс картинки
Партитура Klavierstück XI. Источник: Яндекс картинки

2. Вертолётно-струнный квартет - уникальное музыкально-техническое произведение. Для его исполнения потребовалось четыре вертолёта. В каждой машине, помимо пилота, находился участник струнного квартета, звукооператор, телекамера, видео- и трёхканальные аудиопередатчики. Весь "коллектив" одновременно находился в воздухе и создавал мелодию. Произведение наделало много шума, а музыкальные критики охарактеризовали его, как "интеллектуальный боевик".

Музыканты и геликоптеры. Источник: Яндекс картинки
Музыканты и геликоптеры. Источник: Яндекс картинки

3. "Группы" - одно из самых известных произведений Штокхаузена. На первый взгляд ничего обычного. Классическая партитура написанная для большого симфонического оркестра. Но вся фишка в расположении музыкантов. Оркестр разбит на три идентичные по составу группы. Каждой из них отведён свой угол в разных концах зала. Мелодия одна для всех, но играется с некоторым сдвигом и чуть-чуть в разном темпе. В итоге, для слушателя создаётся ощущение, что звук плывёт и перетекает из угла в угол.

Партитура для "Групп". Источник: Яндекс картинки
Партитура для "Групп". Источник: Яндекс картинки

4. "Контра-пункты" - произведение чрезвычайно сложное для понимания. В первую очередь из-за десяти независимых инструментальных линий, играющих неметрично. К тому же в пьесе напрочь отсутствуют повторяющиеся такты и темы. Таким образом Штокхаузен нарочно подчеркнул хаотичность своего произведения. Заключительные ноты "Контра-пунктов" вообще звучат, как свободная фортепианная импровизация.

Штокхаузен объясняет, как нужно играть его произведения. Источник: Яндекс картинки
Штокхаузен объясняет, как нужно играть его произведения. Источник: Яндекс картинки
Интересный факт. Премьера произведения состоялась 26 мая 1953 года во время Всемирных дней музыки ISCM в Кёльне. Его исполнил симфонический оркестр под управлением Германа Шерхена. Слушатели вспоминали, что Шерхен начинал произведение дважды, так как пианист отстал на два такта уже через несколько минут после начала. А в конце лично композитор помогал пианисту играть, потому как десятью пальцами воспроизводить написанное было очень трудно.

5. Пожалуй, самая грандиозная работа композитора - это мистерия "Свет: Семь Дней Недели". На её создание Штокхаузен потратил 26 лет усердного труда. Помимо музыкальной составляющей он детально прорабатывал диалоги, сценические костюмы, декорации и даже движения персонажей. В произведении органично переплелись элементы японского театра, традиционной оперы и концерта. К тому же работа содержала множество отсылок к религиозным и эзотерическим текстам. В итоге, опера стала самой продолжительной в истории музыки, её длительность составила 29 часов.

Формула "Света" на могиле композитора. Источник: Яндекс картинки
Формула "Света" на могиле композитора. Источник: Яндекс картинки

Вот такое музыкальное наследие оставил миру Карлхайнц Штокхаузен. Да оно отчасти сложное для понимания. Но быть может это сознательно задранная планка, к которой нужно стремиться? Пишите в комментариях, что вы думаете о подобной музыке? А ещё ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее.

Читайте также:

Композитор, который хотел уничтожить Вселенную

Додекафония - математически выверенная музыка