В любые времена и в отношении любых автомобильных шин каждый автовладелец надеется на то, чтобы новая резина проходила как можно дольше. В наступившем зимнем сезоне заострим внимание на шести главных факторах, которые необходимо учитывать водителям, если срок службы шипованных или фрикционных шин для Вас – не пустой звук.
1. ОБКАТАТЬ НОВЫЕ ШИНЫ
Новая автомобильная резина всегда нуждается в предварительной обкатке. Больше, чем остальных, это касается шипованных шин, чтобы прикатать шипы. Чтобы шипы окончательно и надёжно закрепились в протекторе, а также для удаления из посадочных гнёзд шипов остатков заводской смазки обкатку желательно проводить на чистом асфальте, в сухую прохладную погоду без осадков. Просёлочные/гравийные дороги для этого не подходят, даже если вы владеете внедорожником.
Этому процессу нужно выделить определённое время. Проводить правильную обкатку зимних шин нужно при максимальных скоростях 60-70 км/ч, без резких разгонов и торможений, проездив так 250-400 км на фрикционных шинах. Для шипованных покрышек пробег должен составить 500-1000 км. При этом старайтесь не наезжать на бордюры и дорожные люки, избегая по возможности “лежачих полицейских”.
Подробнее об этом полезный материал здесь. Помните, что правильная обкатка шипованных шин обеспечивает удержание шипов в протекторе на долгие годы. В противном случае не удивляйтесь частичной потере шипов в первый же сезон.
2. ВОВРЕМЯ ПЕРЕОБУВАТЬСЯ
Это следующий по важности фактор, касающийся как зимних, так и летних шин. Дело в том, что современные шины стали гораздо технологичнее, чем раньше, а составы резиновых смесей у них более восприимчивы к температурным и погодным изменениям. Поэтому не стоит сравнивать их с “неубиваемыми” шинами советских времён, на которых ездили почти круглый год, а автопарк и скорости были совсем другими.
Рекомендации по времени смены резины сегодня становятся, как никогда, актуальными: осенью при опускании дневной температуры до +7°C и ниже в течение 3-5 дней подряд – пора переобуваться в зимние шины. Весной же, когда снега и льда на дорогах уже нет, а температура не опускается ниже +7°C в течение 3-5 дней подряд – зимние шины пора менять на летние. Продолжительная эксплуатация шин в непредназначенных для них погодных условиях уменьшает их срок ходимости.
3. БАЛАНСИРОВКА, СХОД/РАЗВАЛ, ДАВЛЕНИЕ
Преждевременный и неравномерный износ протектора – одна из главных причин сокращения жизни шин. На правильный износ влияют эти три основных фактора.
Во-первых, уделяйте внимание балансировке колёс. Даже если у вас имеется отдельный комплект колёс в сборе для зимы и для лета, проводить их балансировку нужно ежесезонно (или каждые 10-12 тыс. км), и конечно, после каждой перебортировки шин. Кроме того, после обкатки новых шипованных шин желательно повторить процедуру балансировки, так как после окончательной прикатки шипов, особенно когда их очень много в протекторе, небольшой дисбаланс в колёсах может возникнуть.
Не забывайте про развал-схождение. 1 раза в год или после каждого вмешательства в подвеску автомобиля необходимо проводить проверку и, по необходимости, регулировку углов установки колёс. Даже незначительные изменения этих углов влияют на неправильный износ резины – более интенсивное истирание внешней или внутренней части протектора. К сожалению, визуально заметить такой неравномерный износ можно, когда факт, как говорится, уже будет налицо.
Также рекомендуем прибегать к проверке схода-развала после преодоления больших выбоин или ям, сопровождающихся сильными ударами колёс.
О поддержании правильного давления в шинах сказано и пересказано. Это правило должно быть привычкой каждого водителя – каждую неделю проверять давления воздуха в шинах. Рекомендованные показатели давления указываются НЕ на шинах, а регламентируются автопроизводителем – в руководстве по эксплуатации ТС, а также на табличке средней стойки автомобиля или на внутренней стороне лючка бензобака.
Сами производители отмечают, что если давление в шине выше или ниже нормы на 20%, то она может изнашиваться на 30% быстрее! Проверять давление необходимо не реже 2-3 раз в месяц, а также регулировать его в зависимости от того, какая весовая нагрузка на машину предстоит в ближайшей поездке, исходя, опять же, из рекомендаций автопроизводителя. Помните также, что недостаточное или избыточное давление в шипованных покрышках отрицательно влияет не только на износ резины, но и на поведение и долговечность шипов.
4. СВОЕВРЕМЕННАЯ ДОШИПОВКА
Шипованные шины теряют шипы у многих автовладельцев. Особенно, когда шины не прошли предварительную обкатку, или из-за агрессивного стиля езды, или из-за элементарного старения шин.
Здесь нужно запомнить, что потеря шипов будет происходить с каждым сезоном не равномерно, а по нарастающей. Другими словами, чем больше утрата шипов по итогу сезона, тем больше протектор будет терять их с каждым последующим, так как нагрузка на уцелевшие шипы возрастает кратно.
Поэтому совет – не доводить до крайности. Не ждите, пока каждая шина лишится половины шипов, дошиповывайте покрышки, когда заметна потеря уже 10-15 шипов. Это можно сделать и в сервисе, и самостоятельно. Так вы вернёте шипованной резине до 99% необходимых сцепных и тормозных свойств, а также продлите её общий срок ходимости.
5. ПРАВИЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ
Это ещё один немаловажный фактор, влияющий на срок службы шин. Тут важны условия хранения и способы складирования шин. Перед консервацией их необходимо очистить от посторонних предметов и помыть.
Хранить резину рекомендуется в сухих, тёмных (без прямых солнечных лучей) помещениях с умеренной вентиляцией при влажности воздуха не более 70% и температуре от 0°C до +25°C. Подальше от отопительных приборов, химикатов и ГСМ. Если нет возможности хранить колёса дома или в гараже, всегда есть недорогая услуга по сезонному хранению в шинных сетях.
При хранении шин без дисков их расставляют в вертикальном (стоячем) положении на сухой твёрдой поверхности, проворачивая их на четверть вокруг оси раз в месяц. Шины в сборе с дисками можно уложить друг на друга, меняя раз в месяц последовательность колёс в стопке, или же подвесить их за диски. При этом желательно снизить давление в колёсах наполовину.
6. РОТАЦИЯ ШИН
Известно, что шины на передней и задней осях изнашиваются по-разному. Чтобы сбалансировать этот процесс, шины, особенно шипованные, рекомендуется переставлять местами по сравнению с прошлогодней расстановкой на автомобиле. При этом учитывайте правильный монтаж шин на дисках по отношению к направлению движения.
Ротация колёс влияет не только на ресурс зимних шин, но и на управляемость и безопасность. Основные схемы перестановки колёс, в зависимости от рисунка протектора и привода автомобиля, сегодня общедоступны.