Найти в Дзене

Тюбетейка. Советская мода десятилетий.

В начале ХХв выйти на улицу без головного убора было абсолютно неприемлемо. По головному убору, его форме, цвету и кокарде/эмблеме на нем можно было выяснить, к какому сословию принадлежит человек и его род занятий. Крестьяне носили шапки, гимназисты- фуражки, интеллигенция- шляпы. После Великой Октябрьской революции изменилась многое, включая моду. Ее изменения коснулись и головных уборов. В связи с отрицанием «моды интеллигентов и буржуев» в анти тренд вместе с очками, шубами, галошами, попали шляпы как признаки мещанства. Они привлекали ненужное внимание и озлобленность окружающих. Про галоши можно прочесть тут⬇️ В тренде одежда и головные уборы низших классов: кепки, фуражки, заменившие шляпы, а в женском варианте - косынки и платки. Шляпы носили стоящие у власти и интеллигенция. Об этом можно прочесть тут⬇️ В 20-30гг на сцену выходит тюбетейка, нетипичный для европейцев головной убор. В СССР ее носят и дети, и подростки, и взрослые. Самое интересное, что эта мода задержалась и

В начале ХХв выйти на улицу без головного убора было абсолютно неприемлемо. По головному убору, его форме, цвету и кокарде/эмблеме на нем можно было выяснить, к какому сословию принадлежит человек и его род занятий. Крестьяне носили шапки, гимназисты- фуражки, интеллигенция- шляпы.

После Великой Октябрьской революции изменилась многое, включая моду. Ее изменения коснулись и головных уборов.

В связи с отрицанием «моды интеллигентов и буржуев» в анти тренд вместе с очками, шубами, галошами, попали шляпы как признаки мещанства. Они привлекали ненужное внимание и озлобленность окружающих.

Про галоши можно прочесть тут⬇️

В.И.Ленин предпочитал носить кепку- головной убор пролетариев.
В.И.Ленин предпочитал носить кепку- головной убор пролетариев.
"Буржуазный" Луначарский в пенсне и шляпе.
"Буржуазный" Луначарский в пенсне и шляпе.

В тренде одежда и головные уборы низших классов: кепки, фуражки, заменившие шляпы, а в женском варианте - косынки и платки. Шляпы носили стоящие у власти и интеллигенция. Об этом можно прочесть тут⬇️

В 20-30гг на сцену выходит тюбетейка, нетипичный для европейцев головной убор. В СССР ее носят и дети, и подростки, и взрослые. Самое интересное, что эта мода задержалась и прослеживается в фильмах и на фото 1930-1960х годов.

Стихототворец Демьян Бедный в тюбетейке.
Стихототворец Демьян Бедный в тюбетейке.

*Слово "тюбетейка" происходит от тюркского "тубэтэй". Предположительное появление слова - отсылка к тюркскому «тюбе» — «вершина». Привычные таджикские и узбекские тюбетейки называются «дуппи» (или «туппи»).

Кроме Узбекистана и Таджикистана национальные головные уборы носили и в других республиках СССР. Кыргызская высокая шапка называется «калпак» («колпак»), а казахская круглая — «такыя». Похожее название и у туркменских маленьких мягких шапочек — «тахья».

Армянский вариант тюбетейки- арахчи.
Армянский вариант тюбетейки- арахчи.

Подобие тюбетеек носили и на Кавказе. Азербайджанские головные уборы «арахчын» и армянские «арахчи» похожи на известные нам тюбетейки.

Тафья- нижний подкладной головной убор. В руках- шапка, надеваемая на тафью.
Тафья- нижний подкладной головной убор. В руках- шапка, надеваемая на тафью.

Курьез заключается в том, что в России аналогичный головной убор, «тафья», был в употреблении с XVIв., о чем свидетельствуют летописи. Тафья считалась сугубо русским мужским головным убором привилегированных сословий и входила в комплект облачения русской высшей знати. Она была похожа на маленькую плоскую круглую шапочку, наподобие тюбетейки или ермолки, ее обычно носили как нижний подкладной головной убор, надеваемый под более крупную шапку или шлем.

Тафью носили как домашний головной убор.
Тафью носили как домашний головной убор.

Этот вид головного убора- заимствование у тюркских народов, как и обычай коротко стричь волосы, которые потом прикрывали тафьей.

*Слово "тафья" происходит от арабского "takija", обозначающего тюбетейку. В тюрском языке родственное слово «тақия» тоже означает тюбетейку.

Тафья, с 1642г находившаяся при гробе св.царевича Димитрия Углицкого и считавшаяся его имуществом.
Тафья, с 1642г находившаяся при гробе св.царевича Димитрия Углицкого и считавшаяся его имуществом.

Тафья прочно вошла в быт как элемент мужского гардероба, особенно привилегированных сословий. Маленькая, плоская и круглая шапочка, плотно прилегающая к макушке, могла носиться и как самостоятельный головной убор в домашней обстановке.

Историк И. Е. Забелин в своей работе ([2), ч.2, с.462-463) указывает: «По порядку первый головной убор составляла ТАФЬЯ, круглая шапочка, плотно покрывавшая голову по маковке, или по темени, род скуфьи. Наша тафья по всему вероятию зашла к нам от татар, хотя поселилась ТОЛЬКО В ВЕРХНЕМ ПЕРЕДОВОМ ЗНАТНОМ И БОГАТОМ сословии, главное по тому обстоятельству, что это сословие у татар же взяло обычай стричь свои волосы, как говорит Флетчер, плотно до самой кожи, а знатные бояре, говорит Олеарий, брили головы и считали это vкрашением. Голая голова, конечно, требовала необходимого покрытия, каким и явилась ТАФЬЯ, по- татарски ТАКИЯ».

«Тафья в наряде очень господствовала в XVI ст., когда любил носить её и царь Иван Вас. Грозный и когда дело дошло до того, что в тафьях стали входить и в церковь и стояли на богослужении, что строго было воспрещено правилами Стоглавого Собора».

Состоятельные люди украшали тафью золотом, шёлком и драгоценными камнями.

*Тафья регулярно упоминается в русских летописях с XVIв, что указывает на её широкое распространение в прежние времена.

Федотов "Завтрак аристократа", 1850г. Государственная Третьяковская галерея Москва.
Федотов "Завтрак аристократа", 1850г. Государственная Третьяковская галерея Москва.

Как получилось, что этот головной убор царских вельмож вошел в обиход советских людей?

Марка, посвященная строительству ТуркСиб, 1992г.
Марка, посвященная строительству ТуркСиб, 1992г.

В СССР тюбетейка была популярна и за пределами национальных республик. Один из вариантов популярности тюбетейки в 30-е годы- строительство ТуркСиб (Туркеста́но- Сиби́рская магистра́ли), железной дороги из Сибири в Среднюю Азию, строящейся в 1927—1930 годах. Это одна из главных строек первой пятилетки СССР, о которой снимали документальные и художественные фильмы, упоминали в книгах.

*Документальный фильм режиссёра В.А.Турина «Стальной путь (ТуркСиб)», 1929г. В третьей части романа И.Ильфа и Е.Петрова "Золотой теленок", чрезвычайно популярного, тоже упоминается ТуркСиб.

Кадр из фильма "Золотой теленок". Подпольный миллионер Корейко в исполнении Евстигнеева, носит тюбетейку.
Кадр из фильма "Золотой теленок". Подпольный миллионер Корейко в исполнении Евстигнеева, носит тюбетейку.

Тюбетейку, примету времени, можно увидеть в советских довоенных фильмах («Флаги на башнях» (1938) и более поздних фильмах(«Дело Румянцева» (1955), «Старик Хоттабыч» (1954), «Васёк Трубачёв и его товарищи» (1955), на иллюстрациях книг (к примеру, на иллюстрациях Валька к книгам Н.Носова).

Женя Богорад, герой фильма "Старик Хоттабыч", 1954г, с тюбетейкой на голове.
Женя Богорад, герой фильма "Старик Хоттабыч", 1954г, с тюбетейкой на голове.

Тюбетейку можно увидеть на иллюстрациях Валька к книге Н.Носова "Фантазеры".
Тюбетейку можно увидеть на иллюстрациях Валька к книге Н.Носова "Фантазеры".

Строители Турксиба, на фоне братской дружбы народов, надевали тюбетейки, как символ дружбы и единства народов СССР, и продолжали в них ходить, возвращаясь в родные города. Тюбетейки носили в Москве, в Ленинграде и других городах нашей страны.

* Интересно, что до XXв тюбетейку, как и тафью, никогда не носили как отдельный светский головной убор. В мужском варианте сверху тюбетейки повязывали чалму, а женщины надевали сверху паранджу, платок или накидку. Никто не выходил в свет в одной тюбетейке.

Тюбетейки, украшенные вышивкой разных стилей.
Тюбетейки, украшенные вышивкой разных стилей.

Исторически тюбетейка являлась важным элементом национальной одежды многих народов Средней Азии, Поволжья, Предуралья и других стран, имела древнее происхождение, а также выполняла обережную и декоративную функцию. Считалось, что определенные узоры, вышитые на тюбетейке и ее цвет защищают от сглаза и злых сил.

-15

Появление этого головного убора, по мнению некоторых ученых, достаточно курьезно: в этом «виноваты» птицы, как связующее звено между Божественным- Небесным и Земным. Кроме того, птицы могут облечь новую жизнь в идеальную материальную форму — яйцо. Согласно этой теории, во время ритуалов люди надевали на голову птичьи гнезда. Затем птичьи гнезда заменили на головные уборы из других материалов, например, картона и ткани, но первичная форма гнезда сохранилась. Так родилась тюбетейка.

Туркменская тюбетейка «комсомол дуппи»
Туркменская тюбетейка «комсомол дуппи»

Орнамент на тюбетейке носил глубокий сакральный смысл, например, символизировал жизнь или стихии природы. Цвет вышитого орнамента на ней имел свое значение: зеленый — бессмертие, красный — мужество.

Ташкентская женская тюбетейка.
Ташкентская женская тюбетейка.

Женские и мужские тюбетейки отличались размерами, декором и орнаментами. Молодые девушки носили миниатюрные тюбетейки, а тюбетейка взрослой дамы могла скрыть волосы.

Современный вариант тюбетейки для девочки.
Современный вариант тюбетейки для девочки.

Тюбетейки делились на повседневные и праздничные, богато украшенные бисером, золотом, серебром и жемчугом. Женские тюбетейки украшались помпонами и кистями.

Тюбетейка оставалась важной частью национальной одежды многих народов, таких как татары, башкиры, казахи, киргизы, туркмены, узбеки и служила идентификатором своей принадлежности к определенной культуре.

Вторая волна моды на тюбетейки началась после Великой Отечественной войны, когда после эвакуации населения в Среднюю Азию тюбетейки распространились по Союзу после возвращения в родные города.

Головной убор был эстетичен, декоративен и удобен: при надобности, тюбетейку можно было сложить и убрать в карман.

Фотограф Гриша "6×9" из детектива "Место встречи изменить нельзя!".
Фотограф Гриша "6×9" из детектива "Место встречи изменить нельзя!".

Ю.Никулин в тюбетейке в фильме "Кавказская пленница" 1967г
Ю.Никулин в тюбетейке в фильме "Кавказская пленница" 1967г

Из воспоминаний бывших детей и школьников 50-х годов:

— Я был школьником в 50-х годах, и летом ходили многие мои друзья в тюбетейках. Это было в Смоленской области. Почему? Да удобно просто летом в ней.

— В Ленинграде в 60-е годы многие дети носили тюбетейки! Я сам носил в детском садике. Да потому что стоили эти головные уборы сущие копейки и продавались везде! Удобно складывались и в карман!

Для стран Центральной Азии тюбетейка- часть узнаваемого индивидуального бренда. Производство шапочек механизировано, тюбетейки стали доступнее, соответственно, ещё дешевле. Но тюбетейки ручного производства сохранилось. Для туристов тюбетейки - любимый сувенир.

Среди местных жителей тюбетейки постепенно теряют популярность. На современных улицах среднеазиатских городов можно увидеть разве что пожилых мужчин в чёрно-белой чустской тюбетейке. Женщины заменили тюбетейку хиджабом или платком, а традиционный головной убор надевают на свадьбу или на национальный праздник.

Но хотя современная мода диктует свои правила, в некоторых странах тюбетейку продолжают носить не только древние старцы.

Некоторые головные уборы популярны до сих пор и среди молодёжи. Например, в Горном Бадахшане (Таджикистан) молодые люди с удовольствием носят традиционные памирские тюбетейки.

Мужской калпак, Кыргызстан.
Мужской калпак, Кыргызстан.

Безусловные лидеры среди любителей традиционных головных уборов — это киргизы. Молодёжь в Кыргызстане и за его пределами с огромным удовольствием носит традиционный головной убор — калпак. В 2011 году в стране даже был учреждён национальный праздник — День калпака. Он отмечается 5 марта.

Казахи носят головной убор «такия», по-русски называемый тюбетейкой.

Возможно, мода на тюбетейки еще вернется.

Иллюстрации взяты из интернета. Лайки улучшают Карму.