На полном ходу влетаю в покрытую ледяным настом здоровенную лужу. Волна накатывает на капот, вода подступает к порогам, холодные брызги летят на лицо, на куртку, на волосы. Быстро переключаюсь с третьей передачи на вторую. Не теряя скорости, машина выскакивает из воды и тут же проваливается в месиво из грязи и снега, в котором едва просматриваются старые колеи. Но грязь тоже не помеха – километра полтора мчимся по вязкой чавкающей жиже, то и дело проваливаясь то одним, то другим колесом в затянутые ледком лужи и вымоины. Выскочив на более-менее сухой участок, врубаю третью, потом четвёртую передачу, резко увеличиваю скорость. Высокий скользкий подъём, на который влетаем с ходу, с быстрым переключением в самом конце на вторую. И снова всеми колёсами проваливаемся в бесконечную грязь… Это небольшая зарисовка с теста, во время которого я опробовал новый российский армейский автомобиль под названием «Тракар». Впечатлений – масса, но сначала посмотрим, что новичок представляет из себя в техническом плане.
Боевые действия за последние четыре года претерпели кардинальные, можно сказать, революционные изменения. А следом изо всех сил старается измениться и военный автотранспорт. Его эволюция впечатляет: от ещё недавно казавшихся идеальным решением хорошо бронированных, технически сложных, тяжеленных грузовиков с мощными двигателями, гидромеханическими коробками и независимыми подвесками, к лёгким, универсальным, технически почти примитивным и почти не защищённым, а потому в сто крат более дешёвым пикапам, багги, квадрикам и каким-то неподдающимся идентификации много раз переделанным и восстановленным барбухайкам. В общем, логистика в прифронтовой зоне из-за действия дронов на всё большую глубину, потребовала автомобилей совершенно нового типа, который в целом можно охарактеризовать как грузопассажирские багги. Подобной автотехники появляется всё больше. Какие-то новинки остаются в единственном экземпляре, другие вскоре начинают мелькать в кадрах военной хроники. Недавно я рассказал об одной из таких машин, лёгком колёсном вездеходном грузовичке «Пластун», выполненном по шарнирно-сочленённой схеме. А буквально на днях, на выставке «Вездеходер 2025», состоялся дебют ещё одного лёгкого транспортного автомобиля повышенной проходимости, разработанного с прицелом на применение в зоне боевых действий. Это «Тракар», созданный специалистами производственной группы «Моментум» из Санкт-Петербурга.
Компоновка «Тракара» классическая: двигатель впереди, за ним – двухместная кабина, за которой размещена бортовая платформа длинной 2 метра, вмещающая четырёх человек или груз массой до 750 кг. Общая длина машины 4 метра, колёсная база 2,9 метра. То есть, «Тракар» компактен, что в купе с минимумом корпусных деталей делает его сравнительно лёгким: снаряжённая масса 1350 кг.
Для обеспечения полной импортонезависимости и повышения ремонтопригодности, в конструкции «Тракара» использованы только отечественные комплектующие. Под капотом – дизель Минского моторного завода рабочим объёмом 1,6 литра и мощностью 49 л.с. Разработчики с удовольствием поставили бы российский аналог, но отечественная промышленность дизельных двигателей подобного литража серийно не выпускает. В трансмиссия – агрегаты от «Нивы». Рулевое управление, тормозная система – от восьмёрки. Прорабатывается вариант комплектации и вазовским движком. Речь идёт о применяемой на «Ниве» 1,7-литровой четвёрке мощностью 83 л.с. Да, заказчик просит дизель для унификации по топливу с более тяжёлым автотранспортом. Но ведь лёгкий автотранспорт по-прежнему в большинстве своём оснащён бензиновыми моторами, а значит, и бензиновому «Тракару» вполне может найтись место в его рядах.
«Тракар» выполнен на принципах минимализма. В его корпусе нет никаких штампованных панелей или дорогих пластиков. Нет отделки интерьера. Нет кабины как такой. Нет дверей, нет бамперов, нет лаже ветрового стекла – вместо него стоит крупноячеистая сетка. Единственное, в ходовой части использованы не цельные мосты и не рессоры, а полностью независимая подвеска пружинно-рычажного типа. Да, она дороже. Но, зато, независимая подвеска обеспечивает более высокую среднюю скорость на просёлке, что здорово повышает подвижность. А подвижность – один из важнейших факторов выживания в зоне поражения. Кроме того, более плавный ход – это снижение утомляемости, а значит, повышение работоспособности водителей, которым порой приходится сутками не вылезать из-за руля. Кстати, верхние и нижние, передние и задние рычаги подвески полностью взаимозаменяемы, что тоже упрощает и ускоряет ремонт.
О размещении экипажа. В кабине – всё как обычно, разве что отсутствие дверей в случае атаки дрона позволяет максимально быстро выпрыгнуть наружу. И остаться в живых. В бортовой платформе установлены четыре сиденья. Причём установлены по центру и развёрнуты в сторону бортов. Разработчики объясняют это желанием обеспечить наилучшую обзорность окружающего пространства. И я вполне понимаю их резон. Но не разделяю его. Хотя бы потому, что если ты сидишь на скамьях вдоль бортов, то при желании можешь наблюдать обстановку не с одной, а как минимум с трёх сторон. И в случае опасности выскочить из кузова с центральным расположением сидений сложнее. Но самое главное, при таком их расположении теряется универсальность. Потому что нет возможности погрузить в кузов ящики с боеприпасами или провиантом. Разработчики упирают на возможность демонтировать сиденья – но вы представляете удовольствие крутить болты под огнём? А потом, снял сиденья, отвёз груз, а обратно надо везти людей. Но как? Сиденья-то остались в другом месте. В общем, думаю, с сиденьями в кузове «Тракара» со временем произойдёт то же самое, что и с аналогично установленными сиденьями в других опытных образцах техники: их в конце концов поставят так же, как и везде, то есть вдоль бортов лицом к центру, с возможностью поднять сидушки к спинкам при необходимости разместить груз.
Теперь – впечатления от управления «Тракаром». Съехав с асфальта на давно убитую, залитую многодневными дождями, местами даже заболоченную колею, сразу переключаю раздатку на пониженную передачу и не переключаюсь обратно, пока снова не оказываюсь на асфальте. Гидроусилителя руля здесь нет, но рулится машина легко, без сколько-нибудь заметного напряга даже когда скорость падает до минимума, а колёса утопают в грязи. Усилия на педалях и их ход тоже подобраны удачно, передачи втыкаются легко и чётко. Более того, дизель выдаёт высокий момент с самых низов, поэтому передаточные ступени получились длинными, коробку не нужно часто переключать, что на бездорожье – огромное подспорье! То есть, с управлением – никаких сложностей или проблем, и это хорошо!
А вот отсутствие кабины – это плохо. На улице – ноль, проливной дождь и холодный ветер. Как только мчащийся по размытому, совершенно убитому просёлку «Тракар» попадает в очередное грязевое месиво, брызги летят на куртку, штаны и даже на шапку. Особенно много их влетает в кабину с самого низу, из нижней части выполненного углом дерного проёма. Сюда бы приварить небольшую заглушку: для входа-выхода она не станет помехой, но количество летящей внутрь грязи здорово сократит.
Правда, часть брызг летит прямо через капот – как я уже говорил, у «Тракара» нет ветрового стекла. При его отсутствии начинаешь понимать, почему водители старинных открытых автомобилей надевали защитные очки. А главное, зачем надевали краги – здоровенные водительские перчатки с раструбами! Я ведь тоже был за рулём в перчатках. Правда, в обычных. И вроде на улице не совсем ещё зима. Но буквально через десять минут кисти рук начали коченеть. Нет, всё же ветровое стекло здесь не помешает! Хотя бы самое примитивное. И, насколько я знаю, такой вариант «Тракара» разработан. А ещё разработан и уже построен его более цивильный вариант под названием «Каракурт», у которого есть кабина! И на нём я тоже проехался. Но «Каракурт» – это уже тема для отдельного разговора.
MotorProject© Константин Закурдаев
#тракар #багги #каракурт #военныйбагги #внедорожник #российскийвнедорожик #новаятехника #новыйвездеход #вездеход #тествнедорожника