Найти в Дзене

Чудеса залетной жизни 2. Пропуск

Исканян Жорж После того, как мы стали летать заграницу, наш международный отдел выдал всем членам экипажей международные пропуска бейджики. Их можно было повесить на шею, а можно просто прикрепить к карману маленькой прищепочкой. На лицевой стороне пропуска красовалась физиономия его владельца и указывалось на английском языке, что этот мужик не какой-нибудь шалопай, а член экипажа Российской авиакомпании летающий в соответствующей должности. С этим "аусвайсом" (как его многие называли) все двери аэропортов в нашей стране и за рубежом были открыты. Прилетая в Китай, Эмираты, Люксембург и другие аэропорты, мы, по прибытию в отель, переодевались, чтобы передохну́ть от формы. Иногда, а в Китае постоянно, мы не знали когда лететь обратно, поэтому расслаблялись отдыхом, но, когда поступала команда на вылет начинались лихорадочные сборы и вот тут главным было - ничего не забыть, не только в номере, но и по дороге, например на спецконтроле. Вылетали как-то из Шарджи. Нам повезло, ждали груза
Оглавление

Исканян Жорж

После того, как мы стали летать заграницу, наш международный отдел выдал всем членам экипажей международные пропуска бейджики. Их можно было повесить на шею, а можно просто прикрепить к карману маленькой прищепочкой.

На лицевой стороне пропуска красовалась физиономия его владельца и указывалось на английском языке, что этот мужик не какой-нибудь шалопай, а член экипажа Российской авиакомпании летающий в соответствующей должности. С этим "аусвайсом" (как его многие называли) все двери аэропортов в нашей стране и за рубежом были открыты. Прилетая в Китай, Эмираты, Люксембург и другие аэропорты, мы, по прибытию в отель, переодевались, чтобы передохну́ть от формы. Иногда, а в Китае постоянно, мы не знали когда лететь обратно, поэтому расслаблялись отдыхом, но, когда поступала команда на вылет начинались лихорадочные сборы и вот тут главным было - ничего не забыть, не только в номере, но и по дороге, например на спецконтроле.

Вылетали как-то из Шарджи. Нам повезло, ждали груза четыре дня. Вырисовывался и пятый день, но неожиданно приехал Вену (индус, представитель заказчика) и обрадовал прибытием остальной партии груза (самолет был уже загружен до рампы).

Операторов и второго механика с радистом он увозил первыми, затем возвращался и забирал остальных.

Денек выдался великолепный, солнечный (как обычно) и не очень жаркий (что необычно). Мы, по приезду в порт, отдали и показали все необходимые документы в пункте контроля и прошли спец досмотр. Арабы к этой процедуре относились весьма принципиально, все лишнее, вплоть до ремней, запонок и даже пропуска требовали складывать в отдельный бокс. После прохождения спецконтроля все снятое возвращалось на место.

Это при вылете, а по прилету контроль был еще строже! Трясли наши сумки, причем весьма тщательно! Один раз я забыл выложить видеокассету из своего баула и полетел с ней в Фуджейру. Арабы меня мурыжили минут тридцать. Изъятую кассету они внимательно просмотрели от и до.

Вену потом объяснил, что мне повезло. Если бы на кассете оказался хотя бы намек на порно, я бы, наверное, до сих пор сидел у них в тюряге и строчил свои рассказы оттуда, роняя слезы на листы.

Кассету мне отдали при вылете. У меня после этого была идея записать на видео доклад Брежнева на съезде, минут так на 120 и взять эту кассету с собой в Эмираты. Пусть бы переводили...

Приехали на самолет (возил микроавтобус) и быстро до загрузились. Закрыли грузолюк и я, проконтролировав его закрытие, поднялся по стремянке на самолет. Подъехал микроавтобус и из него вышли наши ребята. Командиром летел Чинов Иван, классный пилот, да и мужик нормальный!

Его отец всю свою жизнь отлетал в МАПе и вот теперь его сын подхватил эстафету, переучившись с Ан-12 на Ил-76, после чего недолго отлетав вторым пилотом, ввелся в командиры. С большим чувством юмора, и с еще большим - собственного достоинства, он олицетворял собой настоящего летчика. Чуть выше среднего роста, поджарый, всегда с покрасневшим обветренным лицом (наверное, от увлечения рыбной ловлей), он имел привычку время от времени цыкать сквозь зубы. Мне с ним доводилось часто летать, в том числе и памятную командировку для полетов в США из Южно-Сахалинска. Никогда у нас с ним не было ни малейшего недопонимания. Он был эмоционален, но это лучше, чем быть инертным и равнодушным.

Все поднялись на борт, в приподнятом настроении, отдохнувшие и свежие, красивые в летней форме.

Нужно готовиться к вылету. Я доложил командиру о завершении загрузки, о грузовых документах и весе груза. Все разложили свои сумки, где им удобно на верхней палубе и спустились вниз ждать Вену с благословением на вылет.

Вдруг сверху буквально скатился бортинженер Вовчик Шилов по прозвищу Бубль Гум, небольшого роста, полненький, как пончик, очень добродушный и компанейский товарищ. Глаза его и лицо выражали испуг.

- Вовчик, что случилось? - спросил его встревоженный командир.

- Командир, - обреченно прохрипел Вовчик, - я, кажется, пропуск потерял...

- Как потерял? Ты что, издеваешься? Ты же с ним сюда прошел, как ты мог его потерять? Посмотри, как следует, может в сумку на досмотре бросил? - начал заводиться Иван.

- Все перерыл, нет нигде! Наверное, на досмотре выронил. Давай быстро съезжу посмотрю, сейчас Венька приедет и я на его же автобусе сгоняю...

Командир матерился, но не громко:

- Б..., честное слово, как дети малые! Что ж мне теперь проверять каждого, контролировать?

Командир отряда, Чумак, летевший с нами, нервно покачал головой, что говорило о его явном недовольстве этой ситуацией. Подъехал Вену.

Иван объяснил и рассказал ему о нашей проблеме, а вернее о проблеме Вовчика. Тот согласился сгонять с инженером на место досмотра, но вид у него был явно недовольный. Пахло задержкой. Уехали.

Приехали минут через двадцать. Ни с чем. Вова был в трауре, как будто похоронил супругу ( хотя в частых рассказах о семейных инцидентах называл ее любя " кастрюлей").

- Ладно, - сказал решительно Чумак, - мы летим через Красноводск, но там выходить не нужно за территорию, а в Домодедово заруливаем на свою стоянку, так что выйдешь без проблем. Пропуск закажешь у Белова новый, взамен утерянного, думаю через месячишко получишь, а пока подежуришь по штабу, чтобы дуплом не щелкал. Все, полетели!

Вовчик молча снял с плеча барсетку на длинном ремне и сняв солнечные очки открыл ее, чтобы туда их убрать. Расстегнув молнию, он вдруг застыл, уставившись на раскрытое нутро. Прямо на него нагло смотрел оттуда, озорно подмигивая, злосчастный пропуск.

- Ничего не понимаю, - проблеял Володя, - я же везде искал, вроде.

- Вроде? - взорвался Иван. Дать бы тебе этой барсеткой по башке, чтобы мозги на место встали! Чтобы не было этого бл... "вроде". Марш на рабочее место, полетели!

Из пилотской кабины вылетел бледный штурман, Серега Иванов.

- Командир, - крикнул взволнованно Серега, - я, кажется, пропуск потерял.

Раздавшемуся громогласному отборному мату нашего командира позавидовал бы любой бывалый боцман с пиратского корабля.

Когда Иван выпустил пар и я уже подумывал не дать ли ему нашатыря, Чумак сказал назидательно, обращаясь к нему:

- Ваня, когда прилетим, зайдешь ко мне в кабинет. Очень слабая у тебя моральная и рабочая обстановка в экипаже! Детский сад, ей Богу! Раздолбаи, а не экипаж! Так, всё, все по местам! Летим!

Штурман нашел свой пропуск в заднем кармане брюк.

В туалет

Ночь с тридцатого на тридцать первое декабря.

Мы только что выгрузились в Певеке. Мороз градусов двадцать пять. Снега намело вдоль перрона почти в человеческий рост. Привезли полный самолет мандаринов из Сухуми к Новому году. Командир Борис Синцов (царствие ему небесное) торопился успеть домой к праздничному столу. Я уже рассказывал о нем. Очень импульсивный и мнительный. Малейшую проблему, вернее проблемку, он воспринимал как неизбежную катастрофу. Летим в Ереван. Боря просит радиста запросить погоду в "Звартнотце".

- Видимость 1500 метров, по прогнозу уменьшение до 1200 метров - докладывает Игорь.

- Все, писец! Попали! - голосит Борис, - штурман, запроси запасной.

Все начинают его уговаривать и успокаивать, что это ерунда, что все нормально, что сядем спокойно, что нет резкого ухудшения, просто чуть ветерок поменялся. Но Борис уже нервничает и хорошо, что вторым летел Мишка Киселев очень спокойный и грамотный пилот, он уверенно посадил машину в Ереване.

Когда выгрузили самолет, я вспомнил, что в первом багажнике находятся еще несколько ящиков с мандаринами. Побежали доставать. Подняли их наверх. В двух мандарины еще были более-менее, а в третьем лежали оранжевые ядра, которыми можно было стрелять из пушки по крепостным стенам. На протяжении всей разгрузки к нам на борт приходили многочисленные посетители из различных служб аэропорта с целью прикупить фруктов. И мы продавали. Заказчик, из-за приличной задержки в Сухуми, был стеснен в деньгах, поэтому разрешил нам в виде поощрения продать двести килограмм. Все деньги я складывал в общий котел. Для взвешивания я использовал китайские ручные подвесные весы. Эти чудо весы были весьма интересными. Выше 2,5 кг они взвешивали точно, а если ниже этого веса, то врали безбожно. Я ходил с ними на наш продуктовый рынок Афганец в Кузьминках. Около него располагались целые ряды приезжих торгашек из Украины. Продавали мясо, сало, сардельки, сосиски, масло, кур, уток и гусей. Волшебство моих весов я обнаружил, когда покупал сардельки у какой-то бабоньки. Заказал килограмм. Она положила в пакет и приготовилась взвешивать на своем безмене. Но зная, как эти торгаши химичат со своими безменами и весами, я и купил в Китае для себя ручные весы со стрелкой и циферблатом, поэтому от ее весов отказался. Взвесили на моем. Стрелка еле добралась до отметки 500 грамм.

Женщина взвесила на своих - 1 кг.

Так так, - сказал я возмущенно, - вот значит как мы дурим честных покупателей! Торговка смутилась и покраснела, согласившись взвешивать на моих. Взвесили 1 кг. Я сам удивился, что сарделек было многовато. Прийдя домой, я решил их взвесить на пружинном безмене проверенном ранее. Он показал почти два кило. Ни хрена себе весы! - обрадовался я. Выглядели они весьма солидно и фирменно, поэтому никому и в голову не приходило, что с ними можно в цирке выступать.

Очевидно, слава о моих весах пронеслась по торговым рядам, потому что торгашки стали строго взвешивать на своих весах, предварительно взвесив для меня килограмм соли или сахара для подтверждения своей непогрешимости. Я и не расстроился особо. Зато теперь они не химичили с весами.

Вот этими самыми весами я и отпускал мандарины, зная четко, что с трех кило они показывали с точностью до 10 грамм. Мы уже готовились улетать, когда к нам прибежала женщина из службы перевозок с просьбой продать мандарины. У нас оставалось два ящика, один нормальный и один с мороженными фруктами. Я предложил ей хорошие забрать, но она захотела и мерзлые.

Да мне не жалко, - сказал я, - забирайте, но они, как льдышки в кожуре, ими хорошо орехи колоть, зачем они вам?

А я их либо на джем пущу, либо компот сварю, - ответила она и забрала оба.

Вспомнился мне прикол по этому поводу. В одном рассказе я рассказал вам, как из-за пожара в двигателе нашего самолета по пути из Китая в Москву мы сели в Челябинске на вынужденную. Выяснилось, что самолету предстоит стоять долго пока не найдут двигатель новый, пока его не привезут...

Был канун женского праздника и Юрок мой напарник затарился в Китае свежими помидорами, огурцами и фруктами. Огурцов он купил большую картонную коробку, как и помидор тоже. В порту уже все знали, что наш самолет летел из Китая, поэтому и в перевозках, и на грузовом складе, и в столовой, куда мы ходили питаться по талонам, все спрашивали, нет ли чего у нас на продажу? Я свои огурцы, помидоры и ананасы с лимонами продал от греха, а Юрок сомневался.

- Продавай, не думая! - советовал я ему, - по ночам мороз до восьми градусов.

- Нет, - сказал уверенно мой коллега, - я обещал жене привезти для консервирования, она очень просила.

Юрка побаивался супруги, которая работа заведующей кафешки где-то на Фрунзенской. У нее часто собиралась местная братва, которую она ласково называла слониками. Как-то Юрок замахнулся на нее, когда она его совсем допекла, но в ответ услышал:

- Только попробуй! Я слоникам скажу, а они замахиваться не будут...

И тем не менее жили они дружно и когда я ему звонил, его жена сразу меня узнавала и разговаривала очень любезно.

Юрка, подумав, решил поднять свои коробки на верхнюю палубу и обложить их ватными матрасами для сохранения тепла. Ну решил, так решил, я ему помог в этом деле. Закрыв самолет, мы пошли в гостиницу.

Прошло три дня, и я предложил Юрку сходить на аэроплан, проверить овощи. Пошли. Открыв замок в ручке входной двери, мы поднялись по стремянке в самолет. Внутри было холодно. Взобравшись на верхнюю палубу, мы стали неспеша откидывать матрасы с коробок. Первой открыли с помидорами. Они лежали красные и аппетитные, словно на выставке, поблескивая кожурой. Я осторожно взял один.

- Юрок, есть такое произведение "Каменный цветок", - сказал я, - а у нас похожее, Каменный помидор.

Я чуть встряхнул коробку и помидоры затарахтели, как бильярдные шары, ударяясь друг о друга.

- Жалко в гостинице бильярда нет, можно было их вместо шаров использовать, - приободрил я приятеля. - Можно продать для томат пасты.

- Повезу домой, - уперся Юрка, - жена придумает, что с ними делать.

Настал черед второй коробки. Мой товарищ минуту раздумывал, а затем решительно открыл ее и застыл от изумления.

Из коробки на нас смотрели зеленые ежи. Я первый раз видел такое. Из каждого огурца торчали в разные стороны многочисленные тонкие ледяные иголки.

- Писец огурчикам! - догадался Юрок.

- Эти бесполезно везти, - подтвердил я, - из мороженных огурцов ничего не сделаешь. Они уже в полете растают и превратятся в кашу.

- Нет, - сказал упрямый Юрик, - обещал привезти, значит привезу.

И ведь повез...

Это я к мороженным мандаринам вспомнил.

Но мы были в Певеке и нужно было побыстрее линять отсюда, потому как поднимался ветерок, а на Севере это плохой признак. Он обычно к метели или пурге. И то и то для летчиков хреново! Можно зависнуть на неделю, а иногда и дольше.

Командир подписал задание и мы заняли рабочие места. Прочитали карту перед запуском двигателей.

Прежде, чем их запустить нужно было убрать ковши реверса, которые выпустили специально, на всякий случай, чтобы роторы турбин на ветру не раскручивались и снег не задуло в движки сзади. Они закрывали заднюю часть турбин словно конусами.

Командир дал команду на их уборку, и они убрались на всех двигателях, кроме одного. Стали выпускать и опять убирать створки реверса, но все было бесполезно. Решили запустить один двигатель и попробовать убрать от него. Глухо!

- Все, писец! - отчаянно крикнул Борис. Теперь, мало того, что Новый год тут встречать, так еще и за торчим здесь на неделю, минимум!

Техники стали колдовать над схемами, сидя на откидных лавках, мы стояли тут же.

Из штурманской кабины показался штурман Губанов по прозвищу "Полтора желудка" за неуемный аппетит.

- Борис, - обратился он к командиру, показывая пальцем на еще не снятый им пропуск, - ты мне на пять минут пропуск свой не дашь? Я в туалет в вокзал сбегаю, что-то приперло.

- Жрать нужно меньше, - съязвил радист Барсик.

- А твой то где? - поинтересовался расстроенный командир.

- Искать долго, я его уже убрал, - нетерпеливо ответил штурман, переминаясь с ноги на ногу.

Боря снял свой пропуск и отдал Губанову:

- На, только ты недолго там, если починим, сразу уходим!

- Понял, - донеслось уже со стремянки.

Не знаю, сколько прошло времени, может минут пятнадцать, когда штурман, весь раскрасневшийся от мороза и явно продрогший, поднялся на борт и быстренько нырнул к себе в штурманскую, где было тепло, благодаря работающей ВСУ (вспомогательная силовая установка).

А в это время развернулся целый симпозиум о вероятных причинах неисправности. Промелькнуло упоминание о магнитном реле. И я вспомнил, как летая еще проводником, на Ил-62, у нас случился почти такой же казус и тоже из-за магнитного реле. И тогда бортинженер, за неимением молотка, долбил по этому реле ногой, после чего все заработало. Обо всем этом я эмоционально рассказал Бурику, нашему инженеру. Шурик с энтузиазмом побежал за небольшой кувалдой в ЗИПе и с надеждой крикнул:

- А ведь может сработать!

Техники быстро открыли створки мотогандолы, подкатили стремянку и когда один из них стал включать в кабине реле уборки ковшей, Бурик начал стучать поэтому самому магнитному реле. Раздался резкий металлический лязг и ковши встали на место. По самолету прокатилось громогласное ура.

- Так, мужики, все убираем и готовимся к запуску, - крикнул техникам и Шурику Борис.

- Алексей, - окликнул он штурмана, - давай пропуск, ты что забыл?

Вышел бледный Губанов, ощупывая лихорадочно свои карманы:

- Боря, я кажется его уронил где-то.

Борису стало дурно, он только махал руками в сторону стремянки и тихо шептал:

- С... ка, какая же ты с... ка...

Штурман отчего то мялся около двери, желая что-то сказать, но не решаясь, это было видно.

- Ну говори, не томи, обормот, - крикнул второй пилот.

- Мужики, - проблеял Губанов, - я до туалета не добежал, а устроился в сугробе. Наверное, там обронил. Вы мне не поможете найти?

Дружный мат придал ему ускорение.

- Дайте ему лопату для уборки снега, пригодится, - крикнул я техникам. Всей толпой мы побежали к месту преступления. Впереди, как Иван Сусанин, возглавлял наш коллектив обгадившийся в сугробе штурман.

Обнаружив место лежки нашего обжоры, все стали внимательно и осторожно, чтобы еще больше не втоптать в снег потерянный пропуск, а еще и не наступить на мину, оставленную штурманом, осматривать маленький пятачок. Повезло Бурику. Он нашел чудом не затерявшийся в снегу Борин "аусвайс".

- Хорошо, что не в дерьме, - успокоил командира Барсик, вручая пропуск его хозяину.

Я был дома в 17 часов и Новый год встречал с друзьями.

А штурмана Губанова Боря из экипажа убрал, от греха подальше....

--------------

PS Уважаемый читатель! Буду благодарен за любое участие в моем проекте по изданию новой книги. Каждому обещаю выслать электронный экземпляр моей книги "Чудеса залетной жизни". Просьба указывать электронный адрес.

Мои реквизиты:

Карта Мир, Сбер N 2202 2036 5920 7973 Тел. +79104442019 Эл. почта:zhorzhi2009@yandex.ru

Спасибо! С уважением, Жорж Исканян.

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Исканян Жорж | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен