Найти в Дзене
КИРИН59 говорит

“Долгая прогулка”: не подростковая антиутопия о подростках

Оглавление

Стивен Кинг остаётся самым экранизируемым писателем современности, чьи работы не перестанут появляться на больших и малых экранах ещё много лет. В 2025-ом длинный список проектов пополнился на пять экранизаций (о некоторых я говорил ранее здесь, здесь и здесь), а на будущее анонсирована ещё пара десятков проектов в разных стадиях производства.

Как давний фанат творчества мистера Кинга, я стараюсь не пропускать новые экранизации, потому как среди них порой встречаются очень достойные картины.

“Долгую прогулку”, о которой сегодня пойдёт речь, приняли тепло критики, но зрители оказались менее добродушны. Сложно сказать, станет ли фильм в будущем классикой – ранее бывало всякое – но в худшие экранизации Кинга я бы записывать фильм точно не стал.

Локализованная афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Локализованная афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Сюжет

Многие годы Америка ведёт изнурительную войну, в ходе которой в альтернативных Соединённых Штатах воцаряется тоталитарный режим во главе с безымянным Майором (Марк Хэмилл).

И в лучших традициях современных (и не только) антиутопий Америка проводит ежегодное соревнование для молодых подростков – собственно “долгую прогулку”. Отбирается один парень от каждого штата, чтобы без единой остановки идти по шоссе, сохраняя скорость в три мили в час. Самый стойкий и выносливый получит огромный денежный приз и исполнение одного желания. Проблема лишь в том, что победитель должен быть только один, остальных ждёт смерть.

Попытать счастья в очередной “долгой прогулке” среди прочих попытается Рэй Гэррити (Купер Хоффман) от – кто бы мог подумать – штата Мэн, у которого к Майору личные счёты.

Роман “Долгая прогулка” был впервые опубликован в 1979 году под псевдонимом Ричарда Бахмана и по заверениям самого Кинга был первым написанным им романом – когда будущий Король учился на первом курсе университета, за восемь лет до дебютной “Кэрри” (1974).

Майор (Марк Хэмилл), кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Майор (Марк Хэмилл), кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Антиутопия в мире, уставшем от антиутопий

Однако “Кэрри” вот-вот получит уже четвёртую экранизацию (к слову, новая версия адаптирована в минисериал самим Майком Флэнаганом), а “Долгая прогулка” была экранизирована впервые.

Справедливости ради стоит упомянуть, что перенести её на экраны хотели ещё с 1988 года. К ней даже подступались такие мэтры, как Джордж Ромеро и Фрэнк Дарабонт. Но, увы, проект сдвинулся с мёртвой точки лишь в наше время.

И с одной стороны он даже привлекал внимание тем, что ставить его согласился бывший клипмейкер Фрэнсис Лоуренс, чья карьера взлетела на продолжениях другой антиутопии с соревнованиями подростков под названием “Голодные игры” (2012). Пусть за пределами этой франшизы у Лоуренса дела и шли не то чтобы очень хорошо (наверное, поэтому он сейчас занят вторым приквелом “Голодных игр”), но в жанре он давно себя зарекомендовал.

А с другой стороны те же “Голодные игры” запустили в Голливуде такой ажиотаж по подростковым антиутопиям, что поток различных экранизаций заставил зрительский интерес к едва народившемуся поджанру перегореть всего за десять лет. Даже первый приквел к “Голодным играм” в 2023-ем едва смог окупиться в прокате, хотя и считался ожидаемым после долгого перерыва.

Так и получилось, что “Долгая прогулка” пусть номинально, пусть лишь казалась подростковой антиутопией в мире, который устал от подростковых антиутопий. Однако таковой она совсем не является. Первоисточник, написанный в конце семидесятых хоть и молодым, но уже тогда исключительным автором, значительно отличается от всех современных бестселлеров в этом же поджанре. Отличилась и экранизация.

Рэй (КуперХоффман) и Питер (Дэвид Джонссон) Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Рэй (КуперХоффман) и Питер (Дэвид Джонссон) Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Камерный триллер на свежем воздухе

Несмотря на глобальные изменения в стране и проистекающее из этого общенациональное значение “долгой прогулки”, сам фильм кажется едва ли не камерным.

Такое заявление может показаться странным, учитывая, что практически весь сюжет строится на затяжном путешествии полусотни героев по шоссе через бедствующую страну. Но визуально картина концентрируется не на окружающем мире, а на характерах подростков.

Разумеется, в кадр попадут и горящие на обочине машины, и бедняки, следящие за участниками на почтительном расстоянии, и захудалые городки. Но весь фокус в том, что зритель увидит все прелести бедствующей Америки глазами участников – то есть едва ли не походя, без необходимости оглянуться, чтобы не сбиться с темпа. Я бы сказал, что это даже играет фильму на руку: не только экономит и без того скромный бюджет, но и концентрирует действие на главном – на героях.

Казалось бы простые типажи, но Кинг как никто умеет залезать под кожу своим героям.А картина мастерски раскрывает их через обилие диалогов. Да, будьте готовы, говорить парни будут много. Чтобы отвлечься, чтобы поделиться чем-то, чтобы воодушевиться, чтобы не бояться, чтобы идти и не останавливаться.

Это исключительное внимание к героям и отличает “Долгую прогулку” от большинства подростковых антиутопий этого века.

Именно в них фильм разворачивается в полную силу. И именно для них сам Кинг просил не купировать картину удалением особо жёстких сцен. Да, именно из-за кровавых сцен у “Долгой прогулки” жёсткий рейтинг R. И постфактум понимаешь, почему эти сцены нужны были фильму – мы же всё видели глазами героев. А парни видели, как военные, конвоирующие участников, убивают нарушивших правила, и это меняло их сознание почти так же, как менялось восприятие зрителя.

Так, миля за милей, парни теряли и силы и надежду, а фильм пропитывался духом первоисточника – жёстким, как рейтинг, и безнадёжным на грани депрессии. А к финалу уже и не имеет значения, что всё происходит на свежем воздухе – атмосфера с настроением фильма станут беспросветными.

Это ещё одно большое отличие “Долгой прогулки”. Она не делает из испытания шоу (сама “долгая прогулка” становится им лишь когда остаются двое участников), как те же “Голодные игры”. Да и фильм не выглядит зрелищем, как пытались “Дивергенты” или “Бегущие в лабиринте”. Это просто мрачное путешествие, полное размышлений и смертей, к столь же мрачному и неоднозначному финалу.

Но о нём я рассуждать не буду. Каждый сам может выбрать, к какой трактовке финала склоняться. Я выбрал мрак.

Мама Рэя (Джуди Грир), кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Мама Рэя (Джуди Грир), кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Итог

Собрав не самую именитую съёмочную команду во главе с опытным Фрэнсисом Лоуренсом, да набрав молодых и в основном неизвестных артистов во главе с именитым Марком Хэмиллом, студии удалось удержать бюджет “Долгой прогулки” в рамках, немыслимо малых для нашего времени и жанра в целом.

И такая перестраховка имела смысл. Потому как то ли “взрослый” рейтинг, то ли усталость от жанра, то ли “немолодой” первоисточник пусть и от самого Стивена Кинга, а то ли всё сразу сыграло свою роль. “Долгая прогулка” большим хитом не стала, несмотря на отличный приём критиков и сдержанный от зрителей.

Впрочем до порога окупаемости фильм, пожалуй, дошёл, едва держась на ногах. Отчаянно тонущий на старте “Бегущий человек” – ещё одна экранизация Ричарда Бахмана/Стивена Кинга в схожем сеттинге – этим едва ли похвастается. Но о нём как-нибудь в другой раз.

“Долгая прогулка”, повторюсь, не самая плохая экранизация Кинговской библиотеки. Возможно, она просто вышла не в то время. В ней нет ни намёка на романтику, она показывает всё без прикрас и не оставляет надежды. Только грустную мысль, что Питер, конечно же, был прав, и нам всем следует ценить мир вокруг нас, вместо того, чтобы слепо идти по шоссе, чтобы выжить одному и стараясь не смотреть, как рядом умирают твои друзья. А может быть сейчас ей самое время?..

По шоссе гулял Кирин59.

Смотрите только Хорошее Кино.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Оценки, бюджет и сборы

на момент написания настоящей статьи:

Оценки зрителей

Кинопоиск: 6.5 (53,5 тыс. оценок)

IMDb: 6.8 (67 тыс. оценок)

Роттен Томатос, зрители: 85 % (2500+ оценок)

Оценки профессиональных обозревателей

Роттен Томатос, критики: 88 % (286 рецензий)

Метакритик: 71 из 100 (34 рецензии), то есть “в целом положительные” отзывы

Рейтинг кинокритиков в России (по данным Кинопоиска): 90 % (20 рецензий)

Соотношение бюджета / к заявленным кассовым сборам (США + мир) в млн. $:

“Долгая прогулка” (2025): 20 / 62,1 (35,1 + 27)