Найти в Дзене
МИР МАСЕЛ И СМАЗОК

«Планета Спорт»: самый быстрый в СССР мотоцикл. Но почему он до сих пор на ходу

Привет, братаны-мотоциклисты и все, кто ностальгирует по запаху бензина и жжённого масла! Сегодня поговорим не просто о железе, а о легенде. О мотоцикле, который в далёкие 80-е был для советского пацана такой же недостижимой мечтой, как джинсы «Montana» или кассета с «Кино». Это «Иж Планета Спорт» — наш, отечественный, ответ японским спортбайкам. И знаете что? Спустя 40 с лишним лет этот «совок» всё ещё способен удивлять. Давайте без прикрас и слюней. Просто разберём его по косточкам, как это делает механик в гараже с паяльной лампой и молотком. Внешность: Агрессия по-советски «Планета Спорт» (в народе — просто «ПС») смотрится и сегодня дерзко. Не «кастрюлей», как многие его собратья, а именно что спортивно. Оранжевый окрас «Карида» (который вживую ещё ярче!), обтекаемый бак, «бугель» над фарой — всё это кричало о скорости в эпоху, когда большинство мотоциклов напоминали утилитарные табуретки на колёсах. Но за внешним лоском скрывалась наша суровая реальность. Хром на некоторых экземпл
Картинка 1. Авторская работа
Картинка 1. Авторская работа

Привет, братаны-мотоциклисты и все, кто ностальгирует по запаху бензина и жжённого масла! Сегодня поговорим не просто о железе, а о легенде. О мотоцикле, который в далёкие 80-е был для советского пацана такой же недостижимой мечтой, как джинсы «Montana» или кассета с «Кино». Это «Иж Планета Спорт» — наш, отечественный, ответ японским спортбайкам. И знаете что? Спустя 40 с лишним лет этот «совок» всё ещё способен удивлять.

Давайте без прикрас и слюней. Просто разберём его по косточкам, как это делает механик в гараже с паяльной лампой и молотком.

Внешность: Агрессия по-советски

«Планета Спорт» (в народе — просто «ПС») смотрится и сегодня дерзко. Не «кастрюлей», как многие его собратья, а именно что спортивно. Оранжевый окрас «Карида» (который вживую ещё ярче!), обтекаемый бак, «бугель» над фарой — всё это кричало о скорости в эпоху, когда большинство мотоциклов напоминали утилитарные табуретки на колёсах.

Но за внешним лоском скрывалась наша суровая реальность. Хром на некоторых экземплярах мог покрыться «сыпью» через пару сезонов, а пластик не отличался особой прочностью. Однако, если уж повезло найти ухоженный вариант, как мы это сделали для своего обзора, рассмотрев эту модель со всех сторон, а у нас, знаете ли, такой мотоцикл, в котором каждую деталь отполировали и перехромировали, то понимаешь — красавец. Настоящий, не поддельный. Без всяких преувеличений.

Сердце зверя: Одноцилиндровый «спортсмен»

А вот здесь начинается самое интересное. Двигатель — это та самая «Планета», знакомая миллионам. Одноцилиндровый, двухтактный, объемом 346 «кубиков». С завода он выдавал около 28-30 лошадиных сил. По нынешним меркам — смешно. Даже скутер посмеётся.

Картинка 2. Авторская работа
Картинка 2. Авторская работа

Но здесь кроется главный секрет всех «совков» — невероятная ремонтопригодность и потенциал для тюнинга.

Вот что сделали с героем нашего обзора:

· Цилиндр расточили под поршень от «Киевля» с идеальным зазором. Это уже тюнинг, ребята. Больше объём — больше отдача.

· Новый заводской шатун и подшипники. Без этого никуда — ресурс у этих моторов был не бесконечным.

· Диски сцепления «Атлант». Легендарные «композитные» диски, с которыми сцепление становилось намного чётче и надёжнее.

· Карбюратор «Микуни». А вот и первая капитуляция перед врагом! Шутка. Но японец и правда ставится почти на все восстановленные «ПС». Почему? Да потому что он просто лучше: стабильнее, легче в настройке и не заливает свечу на «холодную». Это не предательство Родины, а здравый смысл.

· Электронное зажигание от ВАЗа. Ещё один апгрейд, который спасает нервы. Старая контактная система была капризной, а тут — завёл и поехал.

Заводим. И... О да! Этот характерный, немного дребезжащий, но такой душевный трезвон двухтактного мотора. Ни с чем не спутаешь. Он работает ровно, чётко держит холостые. Сердце живёт!

Управление и езда: Ностальгия по колдобинам

Тут всё сурово и по-честному.

· Рама — прочная, но тяжеловатая.

· Подвеска — даже с новыми заводскими амортизаторами (как на этом экземпляре) далека от комфорта. Она для наших дорог. Вернее, для их отсутствия.

· Тормоза — спереди барабанный. Да, вы не ослышались. О эффективности лучше не говорить. Он просто есть.

· Резина — родная, советская К-74. Найти новую — уже подвиг. В дождь на ней страшновато, но для сухого асфальта и грунтовки — своя романтика.

Езда на «ПС» — это не про скорость. Это про ощущения. Ты не просто едешь из точки А в точку Б. Ты ведёшь диалог с техникой, слышишь каждый вибрацию, чувствуешь дорогу пятой точкой. Это чистый, нефильтрованный мотоциклизм.

Картинка 3. CONDOR OIL
Картинка 3. CONDOR OIL

Практика: Стоит ли связываться?

Однозначно — ДА, если:

1. Вы фанат ретро-мотоциклов и любите «возиться».

2. Вам нужен недорогой и простой в обслуживании аппарат для дачи и коротких вылазок.

3. Вы хотите почувствовать ту самую, настоящую советскую эпоху.

Нет, если:

1. Вы ждёте комфорта, надёжности и динамики современных мотоциклов.

2. Вам негде его хранить и нечем обслуживать.

А теперь — важное отступление про «кровь» для сердца

Картинка 4. Авторская работа
Картинка 4. Авторская работа

Ребята, какой бы легендой ни был этот мотоцикл, его двигатель — живой организм. Двухтактный мотор — это особая история. Масло здесь смешивается с бензином и сгорает вместе с ним, обеспечивая смазку кривошипно-шатунного механизма и цилинро-поршневой группы.

Что это значит на практике?

Качество масла напрямую влияет на всё:

· На образование нагара в выпуске и на поршне. Плохое масло гарантированно закоксует кольца и забьёт глушитель.

· На износ. Хорошее масло создаёт прочную масляную плёнку, защищая детали в условиях высоких температур.

· На чистоту свечи. Дешёвое масло будет постоянно её заливать, и вы будете мучиться с запуском.

Для таких ветеранов, которые и так работают на пределе своих скромных возможностей, особенно важно качественное масло. Не та подозрительная жидкость из канистры с непонятными иероглифами, а специальное масло для двухтактных двигателей. Оно должно гореть с минимальным количеством отложений и обеспечивать надежную защиту.

Картинка 5. Авторская работа
Картинка 5. Авторская работа

В этом контексте можно обратить внимание на специализированные продукты, например, от компании CONDOR OIL. У них в линейке есть масла, разработанные для работы в тяжелых условиях двухтактных двигателей, которые обеспечивают чистоту поршневой группы и надежную защиту от износа. Подробнее с ассортиментом можно ознакомиться на их сайте: www.компания-кондор.рф/condor-oil/motornye-masla-condor-oil/.

Ведь чтобы легенда жила долго, её нужно кормить правильным маслом, а не отработкой из-под трактора.

На этом у меня всё. Напишите в комментариях, был ли у вас такой мотоцикл или, может, вы до сих пор на нём катаетесь? Ваши истории бесценны!

Искренне ваш, механик и поклонник всего, что тарахтит и пахнет бензином. Спасибо, что были с нами до конца! Если вам было интересно, поддержите канал лайком, репостом и подпиской — нам будет очень приятно

Читайте также:

1.

2.

3.

4.

5.