Найти в Дзене
Торжество православия

Увидев его, люди падали на колени: почему народ ощущал святость Тихона ещё при жизни?

Этого мальчика с детства дразнили «Его Святейшеством». Прозвище оказалось пророческим. Он был самый тихий, но и в тоже время самый решительный из патриархов российских, до конца сохранивший по-детски непосредственные черты души.

Святитель Тихон был очень популярен и в семинарии, и среди простого народа. Его святость ощущали еще при жизни. Детство его прошло в ужасной нищете. Порой за один кусок хлеба ему порой приходилось работать целый день.

Чудом избежав набора в солдаты, поступил учиться в Новгородскую семинарию, в которой потом стал наставником. Некоторые особенные обстоятельства (чудесное спасение от смертной опасности и некоторые видения) расположили его к принятию иночества. В 1758 г. его постригли в монашество с именем Тихон.

Он усердно проповедовал, понуждал к тому же и других, обличал бесчинников. Непременно каждый день читал по несколько глав Евангелия, а в дорогу никогда не ездил без маленькой Псалтыри. Вся его 400 рублевая пенсия уходила на благотворительность, как впрочем и то, что он получал в дар.

Патриарх не любил выделяться и всегда отправлялся в ближайший городок в простой монашеской одежде. Посещал заключенных, располагал к покаянию, продолжал и дальше жить среди простой и бедной обстановки.

-2
Садясь за скудный стол, он часто вспоминал о бедняках, не имеющих такого, как он, пропитания и начинал себя упрекать за то, что, по его рассуждению, мало потрудился для Церкви. Тут горькие слезы начинали течь из его глаз. По природе горячий и вспыльчивый, он был удивительно кроток и незлобив. До земли кланялся келейнику, прося прощения за какое-либо слово, показавшееся тому обидным, и старался всегда платить добром, когда кто наносил ему какое-либо оскорбление.

А однажды своим смирением он обратил дворянина безбожника, когда тот ударил святителя за оскорбления, к вере.

Говорят, что власть портит людей. Но власть, данная этому кроткому человеку, ничуть его не испортила. Он сумел стать главой Русской Православной Церкви в самое трагичное для нее время. Ему не важна было признание, как он сам говорил, пусть мое имя погибнет в истории, лишь бы Церкви была польза.

Избрание Патриарха проводилось в 2 этапа: по средством жребия и тайно. Его имя не вошло даже в 3 наибольших голосов, но промыслом Божьим после литургии и молебна, перед Владимировкой старцем Зосимовской пустыни, Алексеем было вынуто имя избранного. Который митрополит Киевский Владимир во всеуслышание (Богоявленский) огласил: «Митрополит Тихон».

В храмах Москвы весь день звонили колокола. Среди смуты и раздора верные христиане ликовали. Патриарх Тихон тогда сказал: "Русское государство не построится, потому что делают попытки делать это без Бога. А значит успеха в этом никогда не достичь". У него не было красноречия, образования. Но вместе с этом мягком, доброжелательном, полном любви к людям, человеке была особая мудрость. Он мог в грозное время восстановить на Руси веру.

Краски сгущались, гнев Божий лютел, не было предела беззакония и богоборчества в то время. Порой 17- летние мальчишки верховодили в разбоях.

Время пришло и для Лавры. Оповестили о ее закрытии, но набат не умолкал, стреляли по звонарям. Гонения по попущения Божьему становились всё яростнее и ожесточеннее. Церковь была отделена от государства, что еще больше развязало руки врагам. Теперь можно было безнаказанно, ссылаясь на закон, грабить Церкви, издеваться над ее служителями, убивать всех, кто встанет на ее защиту.

Но и люди "собрались". Начались крестные ходы, с вечера по всем Церковным канонам совершалось Таинство исповеди, служили ранние литургии. К 11 часа на Красную площадь под Иверской иконы к собору стеклось крестными ходами со всех концов Москвы до 500 тыс человек.

По всей России шли крестные ходы, но и это не мешало красногвардейцам стрелять в толпу, попадая по детям, женщинам, старикам, священству. Не смотря на раненых и убитых, вопреки всем залпам люди продолжали идти.

-3

Но у Бога не бывает ничего случайно. Сатанинский натиск укрепил гонимых христиан, в душах верных рождалось глубокое сокрушение. Храмы не закрывались, верующие не уходили до рассвета, ночные моления не утихали, всю ночь исповедовались, готовясь к новым испытаниям веры, а наутро причащались Христовых Таин, готовые в любую минуту принять смерть.

Росли гонения со стороны советской власти, но и не сдавались христиане. Самаре был объявлен трехдневный покаянный пост в ответ на выход декрета. Религиозный подъем охватил часть интеллигенции, которую зрелище страшных, апокалиптических событий заставляло трезветь, каяться и возвращаться к вере отцов. По стране прокатилась волна протестов родителей против отмены преподавания Закона Божия в школах.
-4

Святейший Патриарх Тихон подвергся домашнему аресту, обыску, в покоях поселилась стража. «Дома он часто падал на колени и, обливаясь слезами, как самый тяжкий грешник, взывал: «Господи, пощади. Господи, помилуй!» - такие слова были взяты из жития святителя Тихона Задонского.

Далее были допросы на Лубянке.

Патриарх Тихон и сам терпел и когда удавалось ему молвить слово говорил:

"Чадца мои! Пусть слабостью покажется вам незлобивость Церкви. Но мы умоляем вас, не сходить с пути крестного, ниспосланного нам Богом".

Сначала многих его слова огорчили, но потом слышавшие их, не могли не поклониться перед его мудрой сдержанностью.

А пока беда за бедой, страдание за страданием. За мучениями в 1921 году обрушились засуха, а за ней – голод. В 1922 году голодало уже более 20 млн человек. И когда на призыв патриарха о помощи, прощении, пощады были собраны немало денег для помощи голодающим, они были конфискованы. Но с другой стороны не могла Советская власть поспорить, что церковный фронт стал самым опасным для советской власти. Это понимали власти, в этом были уверены правители. Бухарин заявил: "Церкви должны быть снесены с лица земли".

Тогда началось массовое масштабное компания по изъятию и продаже за границу всего церковного достояния.

Драгоценная церковная утварь, древние рукописи церкви святые иконы, необыкновенные по своей красоте уничтожались. И тем не менее больше такого времени Россия не помнит, когда для сохранения канонического строя, совершались многочисленные епископские хиротонии. 49 архиеерских рукоположений за один год.

Отказавшись от всякого влияния на политическую жизнь страны, признав советскую власть, данную стране во искупление грехов ее, Патриарх продолжал оставаться Ангелом Хранителем своей паствы, печальником о гонимой Церкви.

Но усиленные труды не прошли даром. Он до последнего служил Литургии, продолжа оставаться добрым, смиренным, милостивым... А когда уже больше не мог проводить службу, лишь присутствовал. Вместе с тем обладал даром прозрения, совершения чудес. Читал мысли собеседников. Но выбирал для этого простой народ, с которым любил вести беседу, утешая их в тяжелой доле, помогал разоренным, одаривал деньгами бедняков. Но в конце его жизни не убили, не повесили, а он тихо скончался на своё 61-летие своей праведной многострадальной жизни.

Последними словами его было словословие Господа нашего Иисуса Христа, повторенное трижды: «Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Господи!» При третьем крестном знамении рука его бессильно упала.
-5

Интересно знать: