Найти в Дзене
PRO FM

Главный Враг Рима

В 218 году до нашей эры, надменный и непобедимый Рим, купался в лучах своей славы и могущества. Гамилькар, 6 лет сражавшийся с римлянами в Сицилии, имел репутацию непримиримого врага Рима и свою ненависть к этой державе передал своим сыновьям Ганнибалу, Гасдрубалу и Магону, а также двум своим дочерям. «Клянись, что будешь вечным врагом Рима, до тех пор, пока бьётся твоё сердце!» - говорил Гамилькар юному Ганнибалу, стоящему у алтаря Баала-Хаммона. По щекам юного Ганнибала текли слёзы. В душе пылал сильнейший огонь, который в дальнейшем не угасал никогда. Hannibal Barca Прошли годы. Ганнибал, во главе армии в 50 тысяч воинов – храбрых карфагенян, свирепых галлов и хитрых иберов – бросил вызов судьбе. Он повёл их в Италию через снежные Альпы. Несколько тысяч его солдат погибли в снежных лавинах, от голода и холода, пронизывающего до костей. Он вместе со своими братьями Гасдрубалом и Магоном, победил римлян в сражении при Требии и при Тразименском озере, где в густом тумане, 15 тысяч римс

В 218 году до нашей эры, надменный и непобедимый Рим, купался в лучах своей славы и могущества.

Гамилькар, 6 лет сражавшийся с римлянами в Сицилии, имел репутацию непримиримого врага Рима и свою ненависть к этой державе передал своим сыновьям Ганнибалу, Гасдрубалу и Магону, а также двум своим дочерям.

«Клянись, что будешь вечным врагом Рима, до тех пор, пока бьётся твоё сердце!» - говорил Гамилькар юному Ганнибалу, стоящему у алтаря Баала-Хаммона.

По щекам юного Ганнибала текли слёзы. В душе пылал сильнейший огонь, который в дальнейшем не угасал никогда.

Hannibal Barca
Hannibal Barca

Прошли годы. Ганнибал, во главе армии в 50 тысяч воинов – храбрых карфагенян, свирепых галлов и хитрых иберов – бросил вызов судьбе. Он повёл их в Италию через снежные Альпы. Несколько тысяч его солдат погибли в снежных лавинах, от голода и холода, пронизывающего до костей.

Он вместе со своими братьями Гасдрубалом и Магоном, победил римлян в сражении при Требии и при Тразименском озере, где в густом тумане, 15 тысяч римских воинов погибли, угодив в хитро расставленную им ловушку.

Рим содрогнулся от ужаса.

Сенаторы в панике читали молитвы, матери крепко прижимали к себе сыновей.

-2

Получившая звонкую пощёчину, Римская республика собирала огромную армию: восемь легионов, 80 тысяч пехотинцев и 6 тысяч всадников включая союзные войска, под командованием консулов Луция Эмилия Павла мудрого, и безрассудного Гая Теренция Варрона.

Почти никогда Рим не задействовал единовременно в войне все свои вооружённые силы. В большинстве случаев, хватало только двух легионов под командованием одного консула.

Варрон принял командование 2 августа 216 года до н. э., близ деревни Канны в Апулии.

Армия Ганнибала была вдвое меньше и насчитывала 40 тысяч пехоты и 10 тысяч кавалерии. Он знал, что римская машина сильна в прямых сражениях, но почти не умеет маневрировать что делает её сильно уязвимой.

Под палящим солнцем Апулии римляне построились ровными рядами. Легионеры, несли на себе броню из сотен железных колец, которая весила не мало, защищая тело, но сковывала движения.

На головах – шлемы монтефортино. В левой руке – огромный скутум, щит высотой с человека, сделанный из дерева, кожи и металла, способный выдержать град стрел. В правой – гладиус, короткий меч, идеально подходивший для ближнего боя. Перед атакой они бросали вперёд пилумы – дротики с хитрыми наконечниками. Впереди бежали велиты, лёгкие воины в простых туниках и шлемах, без брони, но с дротиками и мечами, которые сеяли хаос и смятение во вражеских рядах.

Римская кавалерия в основном состояла из гордых патрициев на конях, одетые в кольчужные попоны, с длинными копьями и овальными щитами. Их было мало, и им не доставало скорости.

-3

Напротив – армия Ганнибала это пёстрая смесь из разных народов, объединённая общей болью и жаждой мести.

Карфагеняне и ливийцы - элита армии, носили тяжёлые кольчуги с пластинами. Они формировали фаланги и были вооружены длинными копьями, круглыми щитами из бронзы и кожи, фалькатами – искривлёнными мечами, способными прорубать доспехи.

Галлы, полуобнажённые, в штанах и плащах, с длинными мечами и овальными щитами, украшенными узорами, символизирующими свободу. Их тела, покрытые шрамами, излучали первобытную злобу. Иберы в лёгких туниках, кожаных шлемах, вооружены дротиками и фалькатами, в их глазах горел огонь Испании. Исскусные и почитаемые за своё мастерство балеарские пращники.

Balearic slinger
Balearic slinger

Главной силой армии Ганнибала была кавалерия. Нумидийцы, африканские всадники на быстрых конях без сёдел, с лёгкими дротиками и мечами, кружили, словно вихрь смерти, изматывая врагов.

Numidian cavalry
Numidian cavalry

Испанская и галльская кавалерия с копьями, мечами и щитами. Гигантских слонов, с башнями и железными бивнями, после перехода через Альпы и двух битв почти не осталось но их рёв пробирал до костей.

Солнце палило безжалостно словно раскалённый клинок. Воздух будто звенел от напряжения.

Марк, молодой центурион из легиона Павла, вспоминал расставание со своей женой в Риме: «Вернись, прошу тебя, вернись живым!» - умоляла она.

Варрон, ослеплённый собственными амбициями, выстроил легионы в глубокий строй, стеной из 80 тысяч воинов, намереваясь сокрушить врага числом.

Ганнибал же расположил свои войска полумесяцем: центр из галлов и иберов он выдвинул в направлении римлян, ливийские фланги немного позади.

Его брат Газдрубал Баркид с кавалерией ждал сигнала, глаза его горели, предвкушая битву.

-6

По сигналу труб, велиты римлян стали забрасывать дротиками галлов и тут же отступали. Легионы двинулись вперёд, пилумы полетели, вонзаясь в тела и щиты. Галлы в центре взревели, римский натиск был подобен вихрю. Марк чувствовал, как щит содрогается от ударов, как гладиус вонзается в тело врага, как горячая кровь брызжет на лицо, смешиваясь со слезами: «За Рим!» - кричал он, пробиваясь вперёд. Они шаг за шагом вгрызались в центр вражеского построения.

Ганнибал, находясь в центре своего войска, приказал галлам и иберийцам отходить. Строй его войск при этом сильно выгнулся, образуя подкову, увлекая римлян всё глубже и глубже, в то время как фланги практически не сдвинулись с начальных позиций. Нумидийцы изматывали римскую кавалерию на правом фланге: кони падали, издавая предсмертное ржание, патриции кричали от ужаса, в панике отступая. Газдрубал уже практически смял кавалерию римлян на левом фланге и повёл свою кавалерию в обход римской пехоты что бы помочь нумидийцам уничтожать на правом фланге кавалерию союзников. Облака пыли окутали поле боя.

-7

Заслышав звуки битвы у себя за спиной, Марк вдруг осознал весь ужас происходящего. Ливийцы почти полностью сомкнули фланги позади римских войск, пытаясь зажать их в кольцо. Их фалькаты и копья вонзались в ряды римлян, сея смерть. Римляне, сжатые в плотную массу, запаниковали:

«Мы окружены! Боги, сжальтесь над нами!» - кричали они. Крики раненых разрывали душу, хрипы умирающих отдавались эхом в сердце. Марк увидел, как его друг детства падает замертво, в его глазах застыл предсмертный ужас. Кавалерия Газдрубала расправившись с патрициями Варрона, ударила в тыл римлянам – нумидийские дротики жалили, словно осы, копья добивали тех, кто ещё сопротивлялся.

Битва длилась целую вечность. Римляне сражались с отчаянием обречённых, по лицам текли слёзы, смешанные с кровью. Павел, не смотря на раны отказывался бежать: «Я умру с честью, за Рим!» - его голос дрожал. Варрон сумел избежать резни и бежал с поля боя с 10 000 солдат. Его сердце было разбито чувством вины.

Lucius Aemilius Paullus
Lucius Aemilius Paullus

Марк, с раной в плече, вонзая свой меч во врагов, шептал: «Юпитер, за что ты нас наказываешь?» Он упал на колени и мир вокруг него померк.

К вечеру, поле битвы было усеяно телами 70 тысяч римских воинов. Их души отправились в Элизиум по реке Стикс.

Ганнибал потерял только 6 тысяч, но каждая потеря причиняла ему невыносимую боль.

Рим был охвачен горем: в сенате раздавались рыдания, вдовы стенали, обнимая пустые постели, дети внезапно оказались сиротами. Республика была на грани краха.

Но Рим, всё же не был сломлен – он отказался от переговоров, собирал новые легионы, и горел желанием отомстить. Марк выжил в плену, получил увечья, но вернулся домой.

Ганнибал, ещё целых тринадцать лет терроризировал Италию, но Рим выстоял.

«Это ещё далеко не конец...» - обещал Ганнибал.

Война продолжалась, но эта битва оставила глубокий след в истории как напоминание о том, что даже великие терпят поражения, и что гении рождаются из боли.

Hannibal Barca
Hannibal Barca

Если материал нравится, вы можете поддержать развитие канала на любую сумму нажав на ссылку или кнопку "Поддержать"