Приветствую, братья-мотоциклисты и все, кто неравнодушен к байкам! Сегодня хочу поговорить о настоящей легенде, имя которой — Jawa. Эти мотоциклы — как тот самый дедовский «Запорожец»: кажется, древние, а ездят до сих пор! И ладно бы в виде раритетов в гаражах, так нет же — их вовсю производят и продают. И вот тут начинается настоящая путаница, в которой мы с вами сегодня и разберемся.
Как я уже не раз говорил, сейчас есть два основных производителя, которые носят это гордое имя:
1. Индийский от концерна Mahindra.
2. Европейский, который плод дружбы аргентинской марки RVM и завода в Чехии.
И знаете, что самое интересное? Они производят аж 9 новых моделей! Давайте пройдемся по ним от самых скромных до самых мощных, чтобы понять, за что же сегодня просят свои кровные.
Ностальгия по-чешски: двухтактное чудо
Начну с реальной диковинки — JAWA 350/634 Retro. Это же машина времени! Прямая реплика модели 634, которая гоняла по дорогам (и бездорожью) СССР в 70-80-х. Сердце у нее — все тот же добрый, двухтактный, воздушного охлаждения, объемом 343 «кубика». Он выдает 23 л.с. и 32 Нм крутящего момента. А какой звук! Этот дымный, трескучий рокот — настоящий наркотик для фанатов эпохи.
Сухой вес — 154 кг, бак на 17 литров (уж покатаешься!), а максималка — 120 км/ч. За этот билет в прошлое просят 109 810 крон, что по нашему выходит примерно 438 000 рублей. Рядом с ней продаются и более современные двухтакты — JAWA 350 2T Style Millitary (те же 438 т.р.) и просто 2T Style с квадратной фарой (около 395 000 руб.). Ко всем можно докупить электростартер, раздельную смазку и защитные дуги. Честно, за такие деньги — это скорее хобби для эстетов, чем ежедневный транспорт.
Гость из Индии: ладно скроенный, но странно урезанный
Дальше — индийская новинка 2024 года, Jawa 350. Она пришла на смену местному бестселлеру Jawa 300 CL. Смотрится стильно, в духе 50-х годов. Но вот двигатель... Загадка. Поставили 344-кубовый одноцилиндровый мотор с жидкостным охлаждением, а мощность у него... те же 23 л.с., что и у древнего двухтакта! Момент — 28 Нм. Напомню, у его «донора» было 30 «лошадей». Непонятно это решение, честно. Зачем увеличивать объем, чтобы задушить мотор?
Вес — 184 кг, бак на 13 литров. Максимальная скорость — те же 120 км/ч. В Индии за него просят около 238 500 рублей. А вот в Чехии, куда их тоже поставляют, цена уже кусается — за прошлую версию 300 CL просят 520 000 рублей! Чувствуется разница в логистике и налогах.
Европеец с секретом: «350-й», который не 350-й
А это — JAWA 350 OHC (или Jawa Prima в некоторых странах). Мотоцикл, основанный на дизайне той самой легендарной «634-й». Ирония в том, что в названии красуется цифра 350, а реальный объем двигателя — 397 кубиков! При этом он выдает скромные 27 л.с. и 30 Нм. Видимо, экологичные нормы и здесь постарались. Вес — 160 кг, бак на 12.5 литров, заявленная скорость — 130 км/ч. В Чехии он стоит от 440 000 рублей. Есть и спортивная версия, чуть дороже.
Молодежная классика и бобберы
Индийцы делают и более доступные варианты. Jawa 42 — это такой молодежный, чуть более брутальный вариант Jawa 300 CL. Меньше хрома, больше матового черного пластика, проще приборная панель. Двигатель — 293-кубовый, на 27 л.с. Цена в Индии приятная — около 220 000 рублей.
Для тех, кто хочет круче, есть бобберы. JAWA 350 CL Perak — прямая отсылка к мотоциклам 40-х. Двигатель 334 куб.см, и вот здесь он отдает честные 30 л.с. Цена в Индии — 236 600 рублей, а в Чехии — уже 557 000! Чувствуете, как разрыв в ценах бьет по карману?
Его собрат — Jawa 42 Bobber, более современная версия. Тот же мотор на 30 л.с., но бак другой и посадка еще ниже (всего 740 мм). В Индии он стоит около 250 000 рублей.
Вершина пищевой цепи: китайско-аргентинско-чешские близнецы
Ну и самые мощные представители семейства — это творения аргентинской RVM под вывеской Jawa.
- RVM 500 by JAWA Scrambler. Ставится 471-кубовый двухцилиндровый мотор с жидкостным охлаждением. Выдает 42 л.с. И да, это тот самый двигатель, что и на Honda CB500X, только китайского производства. Мотоцикл серьезный: вес 194 кг, бак 18 литров, скорость до 170 км/ч. Цена в Чехии — 680 000 рублей.
- RVM 500 by JAWA Adventure. Тот же движок, но в приключенческом обличье (по сути, клон китайского Tekken 500). Здесь заявлено 44 л.с. Максималка — 150 км/ч, что для туристера более чем достаточно. Вес — 206 кг, огромный бак на 20 литров. Цена такая же — 680 000 рублей.
Резюме: так о чем же нам говорит эта гонка цен и технологий?
Смотрите, получается интересная картина. Легендарный бренд живет в трех ипостасях:
1. Раритетная (чешские двухтакты) — для ценителей и коллекционеров.
2. Бюджетно-классическая (индийские модели) — для тех, кто хочет стильный и относительно доступный байк для города.
3. Современно-премиальная (RVM 500) — для тех, кто готов платить за характер, современные технологии и мощность, пусть и с китайскими корнями.
Выбор есть на любой вкус и кошелек. Но лично мое мнение: если уж брать Jawa, то либо настоящий двухтакт для души, либо индийскую модель за ее адекватное соотношение цены и качества. А RVM — это уже история для фанатов марки, готовых платить за имя и специфический дизайн.
А теперь — важное отступление про «кровь» для сердца вашего железа
Раз уж мы заговорили о мотоциклах и их долголетии, нельзя не затронуть тему моторного масла. Все эти Jawa, особенно современные и нагруженные, требуют хорошего питания.
Вот вам простая аналогия. Представьте, что вы спорстмен. Можно питаться дешевой лапшой быстрого приготовления — вроде сыт, но энергии нет, и здоровье скоро пошатнется. А можно — качественной, сбалансированной пищей. Так и с маслом.
Почему нельзя экономить на масле, особенно на сложных моторах (как те же RVM 500)?
- Дорогая синтетика (ПАО, эстеры) — это как паёк для космонавта. Оно не стареет и не теряет свойств тысячи километров, отлично защищает от износа даже в жару и в пробках, держит удар и моет мотор изнутри.
- Дешевое минеральное масло — это та самая лапша. Уже к середине пробега оно окисляется, выгорает, оставляет в двигателе шлак и нагар. Вроде поменял, а мотор уже изношен.
Особенно это касается наших российских реалий: летняя жара, городские пробки, зимние пуски. Для современного мотора, будь то индийская «трехсотка» или чешский «пятисотый» скамбер, такое масло — медленный приговор.
На что смотреть при выборе?
1. Допуски производителя. Открывайте мануал и ищите спецификации. Лить что попало — прямой путь к ремонту.
2. Вязкость. Зимняя, летняя, всесезонка — подбирайте под ваш климат и стиль езды.
3. Тип базового масла. Для современных моторов — только синтетика или высококачественный гидрокрекинг.
4. Бренд. Выбирайте проверенные временем компании, которые вкладываются в исследования.
Из достойных вариантов на нашем рынке могу отметить масла CONDOR OIL. У них есть качественные синтетические линейки, которые отлично подходят для таких требовательных мотоциклов, как современные Jawa. Они обеспечивают стабильную защиту при высоких температурах (что важно для тех же индийских «воздушников»), отлично моют двигатель и сохраняют свойства на протяжении всего межсервисного интервала. Если хотите, чтобы ваш мотоцикл служил долго и отвечал вам взаимностью, присмотритесь к их продукции поближе. Цена вас тут тоже порадует, можете не сомневаться. Подробнее со всеми характеристиками и ассортиментом можно ознакомиться на их сайте: www.компания-кондор.рф/condor-oil/motornye-masla-condor-oil/.
Надеюсь, моя статья была для вас полезной и немного развеяла туман над современным миром Jawa. Пишите в комментариях, на чем ездите вы и какой из этих «Яв» вызвал у вас наибольший интерес? Делитесь мнением и опытом!
Читайте также:
1.
2.
3.
4.
5.