Найти в Дзене
Исторические сражения

Главное оружие античных кораблей

Почти 500 кг! Именно столько весит знаменитый таран, поднятый у берегов местечка Атлит в Израиле. Это крупнейшая в истории цельная деталь (отливка) из бронзы, известная на сегодняшний день. И служила она для того, чтобы разбивать деревянную обшивку вражеских кораблей мощным лобовым ударом. В длину таран из Атлита достигает 225 см, в ширину - 75 см, а в высоту - 95 см. Таранная тактика в морских сражениях встречалась на протяжении всей военной истории - вплоть до современности. Однако лишь в Античное время таран являлся основным, а порой единственным, оружием в морской войне. Движущая силе в виде весел и спокойные воды Средиземного моря позволяли свободно маневрировать, направляя свою трирему (с V века до н. э. - основной корабль в морских боях) в лобовую атаку. Конечно, в теории это все очень просто и легко осуществимо. Но проблема состояла в том, что не всегда получалось правильно протаранить вражескую посудину. Заходить нужно было строго под прямым углом, дабы воздействие оказалось
Художник: Marek Szyszko
Художник: Marek Szyszko

Почти 500 кг! Именно столько весит знаменитый таран, поднятый у берегов местечка Атлит в Израиле. Это крупнейшая в истории цельная деталь (отливка) из бронзы, известная на сегодняшний день. И служила она для того, чтобы разбивать деревянную обшивку вражеских кораблей мощным лобовым ударом. В длину таран из Атлита достигает 225 см, в ширину - 75 см, а в высоту - 95 см.

Атлитский таран. Из Национального морского музея в Хайфе
Атлитский таран. Из Национального морского музея в Хайфе

Таранная тактика в морских сражениях встречалась на протяжении всей военной истории - вплоть до современности. Однако лишь в Античное время таран являлся основным, а порой единственным, оружием в морской войне. Движущая силе в виде весел и спокойные воды Средиземного моря позволяли свободно маневрировать, направляя свою трирему (с V века до н. э. - основной корабль в морских боях) в лобовую атаку.

Конечно, в теории это все очень просто и легко осуществимо. Но проблема состояла в том, что не всегда получалось правильно протаранить вражескую посудину. Заходить нужно было строго под прямым углом, дабы воздействие оказалось максимально разрушительным. Для столь сложных маневров требовались экипажи с высочайшим уровнем выучки. Таковыми экипажами славились как раз Афины времен противостояния с персами (греко-персидские войны в V веке до нашей эры). Именно поэтому корабли Державы Ахеменидов стремительно отходили при виде афинских трирем. Держать их на расстоянии - единственный способ избежать больших проблем.

Немного позднее, а точнее - в III веке до н. э., римляне столкнулись с той же проблемой, что и персы. Карфаген, как известно, являлся полноценной морской державой и дефицитом опытных моряков не страдал. Чего нельзя сказать о Риме. Поэтому пунийцы, бывалые покорители морей, отлично управляли кораблями и ловко таранили каждую римскую попытку посоперничать на воде.

Ситуация изменилась, когда римляне сделали ставку на свою пехоту. Они соорудили на своих кораблях специальные трапы с зубьями - "вороны". С их помощью они навязывали абордажные схватки, из которых чуть ли не в 100% выходили победителями. Таким образом Рим уже мог конкурировать с Карфагеном не только на суше, но и на море.

Кстати, считается, что из-за отсутствия у Рима серьезных врагов в ближайших водах (разве что пираты изредка беспокоили) военно-морское ремесло тогда сильно деградировало. И все античные наработки по таранным тактикам ушли в небытие.

Подпишись на канал, если любишь военную историю!

Читай также: