Найти в Дзене
Исторические сражения

Женская месть страшна и непредсказуема

За смешные 16 дней римские легионы завоевали Британию в 43 году нашей эры. В июне император Клавдий прибыл туда лично, чтобы принять капитуляцию 11 местных вождей (или королей). Говорят, он протащил через пролив слона, чтобы в максимально пафосном виде, на слоне, предстать перед побежденными островными кельтами. Если Клавдий это действительно сделал, то можно лишь представить лица бриттов, которые доселе не видывали столь крупных животных. Среди одиннадцати капитулянтов был король общины иценов Прасутаг. Он фактически признал себя вассалом Рима. И так продолжалось добрых 17 лет, если не считать восстание 47 года, когда римские управленцы переусердствовали на местах и обратили против себя ряд племен (в т. ч. иценов). А в 60 году Прасутаг почил и в оставленном им завещании поделил свои земли поровну между Римом и женой с двумя дочерьми. Скорее всего (мое предположение) он заранее договорился с имперскими чиновниками о гарантиях безопасности для семьи. И выполнил свою часть договора. А, в
Художник: Marek Szyszko
Художник: Marek Szyszko

За смешные 16 дней римские легионы завоевали Британию в 43 году нашей эры. В июне император Клавдий прибыл туда лично, чтобы принять капитуляцию 11 местных вождей (или королей). Говорят, он протащил через пролив слона, чтобы в максимально пафосном виде, на слоне, предстать перед побежденными островными кельтами. Если Клавдий это действительно сделал, то можно лишь представить лица бриттов, которые доселе не видывали столь крупных животных.

Среди одиннадцати капитулянтов был король общины иценов Прасутаг. Он фактически признал себя вассалом Рима. И так продолжалось добрых 17 лет, если не считать восстание 47 года, когда римские управленцы переусердствовали на местах и обратили против себя ряд племен (в т. ч. иценов). А в 60 году Прасутаг почил и в оставленном им завещании поделил свои земли поровну между Римом и женой с двумя дочерьми. Скорее всего (мое предположение) он заранее договорился с имперскими чиновниками о гарантиях безопасности для семьи. И выполнил свою часть договора. А, вот, римляне поступили иначе.

Из алчных, либо иного рода побуждений римляне решили, что все наследие Прасутага принадлежит им. Они вдобавок воспользовались его дочерями и высекли жену Боудику, решившую воспротивиться произволу. И были таковы.

Была бы Боудика из робких, мы, вероятно, даже не узнали ни о ней, ни о Прасутаге. Но смелая вдова из воинствующих иценов выбрала путь борьбы. Она мстила за своих детей, испытавших страшное унижение, за мужа, на чье последнее желание римский наместник просто наплевал, и за своих соплеменников, которых посчитали безвольной массой.

В том же 60 году ицены объединились под предводительством Боудики и отправились жечь римские поселения. К этому празднику огня присоединились соседние общины. Римские источники сообщают, что эта коалиция в решающем сражении выставила до 200 тысяч воинов. Фантазия, конечно, штука хорошая, но ей не место в исторической науке. Такой ордой еще управлять как-то надо, не говоря уже о вопросах снабжения.

Тем не менее предать огню центры римского влияния, вроде Лондиниума (нынешний Лондон) и Камулодуна (Колчестер), Боудике и ее союзникам сил хватило. Судя по рассказам все тех же римских авторов (а нам больше не на что опираться, увы), эта бесконечно храбрая женщина, пропитанная решимостью, самолично управляла объединенным войском. После Лондона и Колчестера она устроила погром в Сент-Олбансе. То есть в древнем городе Веруламий. Сообщается, что в общей сумме этот мстительно-карательный поход забрал жизни 70 тысяч римских граждан и союзников. Число жуткое и неправдоподобное. Но урон был немалый, однако.

Вмешался в варварское разгулье сам наместник римской Британии - Гай Светоний Паулин. Он взял под свое командование отряды из нескольких легионов и наскреб таким образом армию численностью около 10 тысяч легионеров. И, пока ицены и их собратья разрушали Веруламий, он предусмотрительно перекрыл им дорогу. Силы наместника выстроились поперек римской дороги и флангами уперлись в густой лес. Узким фронтом они встретили варваров. Последние, как это было во всех варварских битвах, железной дисциплине и высокому уровню организации противопоставили вопли, боевые пляски, ругательства и прочие не самые полезные в бою приемы.

Столкновение прошло по классике: сначала бриттов обстреляли дротиками, затем планомерно перемалывали каждую их попытку прорваться сквозь боевые порядки. Какими бы бесстрашными не были последователи Боудики, каждый из них быстро начинал осознавать тщетность подобных атак. И затем случалось неизбежное - отступление, во время которого войско варварское рассыпалось так же хаотично, как оно было собрано ранее.

Чтобы не попасть в плен к римлянам, Боудика приняла яд и тем самым завершила войну, несмотря на желание ряда вождей продолжать. Все-таки она была лицом этого восстания, харизматичным лидером иценов. И хотя бритты еще не раз восстанут против римской власти, их сопротивление уже не получит такой поддержки.

Подпишись, если понравилось!

ЖМИ СЮДА, чтобы поддержать канал финансово. Спасибо за прочтение!