"Страшными были внешность и движения нагих воинов, стоявших перед войском и демонстрировавших врагу свои крепкие тела". Эти слова передает нам древнегреческий историк Полибий, который описывал битву при Теламоне 225 года до нашей эры. Именно в том сражении появляется группа воинов, названных Полибием гесатами. Они вступали в бой не только без доспехов, но и совершенно без одежды. Лишь золотые ожерелья и браслеты были при них.
К концу III века до нашей эры Рим проводил экспансию на север, стремясь полностью покорить Апеннинский полуостров - вплоть до Альп. И в преддверии очередного противостояния с Карфагеном (Второй пунической войны) римские легионы решили разобраться с кельтскими народами, которые заселили север современной Италии еще в VII-VI веках до н. э. Они проживали между хребтами Альпийских и Апеннинских гор. И знаменитый галльский/кельтский вождь Бренн, разоривший в 390-е годы до нашей эры Рим и сказавший легендарную фразу "Горе побежденным!", происходил из обитавшего там племени сенонов.
В 225 году до н. э. местные народы встревожила безудержная экспансия римлян на север. Молодые вожди осознали, что южные соседи рано или поздно буквально ликвидируют их физически. Поэтому в тесноте и с обидой кельты ударили первыми. Они собрали войско из племен таврисков, инсубров, бойев, а также наняли тех самых гесатов. И пересекли Апеннины для превентивного удара. Вскоре на их пути встали римские легионы консулов Регула и Паппа и вынудили армию вторжения принять бой близ местечка Теламон.
При этом сражаться кельтским народам пришлось спиной к спине. Поскольку консулы ударили с двух противоположных сторон, не оставив врагу пространства для маневра. В результате бойи и тавриски направили свои силы против армии Регула, в то время как инсубры и гесаты взяли на себя легионы Паппа. Галльская пехота сражалась отважно, римляне надолго запомнили атаку нагих гесатов, которые своими физически мощными телами заставили легионы опешить. И некоторое время даже казалось, что преимущество в завязавшейся драке на их стороне. Однако все решила кавалерия римлян, отбросившая сначала галльских коллег, а затем ударившая в тыл пехоте. Галлы оказались в полном окружении и потеряли всякую надежду не только на победу, но и вообще на жизнь.
Многие из таврисков, бойев и инсубров пали в том сражении. Особенно пострадали наемники-гесаты, которые в прямом смысле жили и зарабатывали войной. Они не хотели покидать поле боя, отражая атаки римлян чуть ли не до самоуничтожения. Возможно поэтому практически отсутствуют упоминания их участия в военных действиях после Теламона. Только спустя 3 года, в 222 году до нашей эры, небольшая группа гесатов снова столкнулись с римской кавалерией, которая без затруднений растоптала голых бойцов.
Тем временем сами римляне тоже понесли крупные потери. В списках погибших числился даже консул Регул. Из-за чего вся слава досталась Паппу. Тот провел триумф и продемонстрировал пленных галлов жителям Вечного города. После этой победы кельтские племена северной Италии, истекавшие кровью от постоянных сражений, остались без сил к организованному сопротивлению. Но с 218 года до нашей эры великий карфагенский полководец Ганнибал дал им шанс отомстить римлянам.
К большому сожалению, не дошло до нас более подробных деталей из жизни столь колоритных наемников, создавших боевое братство. Имеющаяся информация оставляет широкий простор для фантазии.
Читайте также: