Найти в Дзене

Архитектура периода Трёх государств

Архитектура всегда была зеркалом жизни народа. Считать, что на неё влияют только погодно-экологические особенности регионов, будет ошибочно. В ней отражаются философия, характер и духовные ценности, а на форме сказываются политика, религия и экономика. В истории корейской архитектуры её традиции были корнем и стержнем самобытного образа, которые оберегались и были популярны в одно время, а в другое – были тем, от чего следовало уйти как можно дальше. В период с I века до н.э. по VII век н.э. на корейском полуострове существовало три раннефеодальных государства. Знаменитый период Трёх корейских государств, возникший в попытках народов малых племен защититься от китайских завоевателей, длился долго. Следы их выразительных архитектурных стилей остались в небольшом количестве, но особенности и различия архитектуры Когурё, Силла и Пэкче проследить можно. Гробницы Когурё – огромные, сложенные из камня пирамиды. Одна из самых известных сохранившихся построек – Гробница Генерала, или Джангун-
Оглавление

Архитектура всегда была зеркалом жизни народа. Считать, что на неё влияют только погодно-экологические особенности регионов, будет ошибочно. В ней отражаются философия, характер и духовные ценности, а на форме сказываются политика, религия и экономика. В истории корейской архитектуры её традиции были корнем и стержнем самобытного образа, которые оберегались и были популярны в одно время, а в другое – были тем, от чего следовало уйти как можно дальше.

В период с I века до н.э. по VII век н.э. на корейском полуострове существовало три раннефеодальных государства. Знаменитый период Трёх корейских государств, возникший в попытках народов малых племен защититься от китайских завоевателей, длился долго. Следы их выразительных архитектурных стилей остались в небольшом количестве, но особенности и различия архитектуры Когурё, Силла и Пэкче проследить можно.

Гробницы

Гробницы Когурё – огромные, сложенные из камня пирамиды. Одна из самых известных сохранившихся построек – Гробница Генерала, или Джангун-чон (кор. 장군총), предположительно была возведена в V веке н.э.. Основание – всего в два раза меньше египетских пирамид, а высота – почти 11 метров. Фрески внутри покрыты реалистичными изображениями событий жизни покойного короля. Однако со временем акцент фресок сместился с правдоподобного отображения истории жизни на символизм с использованием Четырёх символов (Лазурный дракон Востока, Алая птица Юга, Белый тигр Запада, Чёрная черепаха Севера).

Источник: https://avatars.mds.yandex.net
Источник: https://avatars.mds.yandex.net

Гробницы Пэкче были довольно похожи на гробницы Когурё, но меньшего размера. Однако с конца V века начали появляться кирпичные гробницы. Среди них – гробница короля Мурёна – редкий экземпляр, когда удалось достоверно установить кто в ней покоится.

Источник: https://avatars.mds.yandex.net
Источник: https://avatars.mds.yandex.net

Гробницы Силлы отличались от Когурё и Пэкче. В земле рыли яму, внутри которой уже сооружали погребальную камеру из дерева, куда помещали тело усопшего. Сверху возводили круглую груду из некрупных камней, которую затем засыпали землёй, образовывая курган. Такие могильные холмы часто превышали 12 метров в высоту и 45 метров в диаметре.

Источник: https://avatars.mds.yandex.net
Источник: https://avatars.mds.yandex.net

Храмы и пагоды

С приходом буддизма в архитектуре Трёх государств начали происходить значительные изменения. Началось строительство храмов, главной композиционной частью которых были пагоды, о которых мы уже писали здесь. Гробницы перестали строить, ведь по новой религии тела усопших надлежало сжигать.

Храмы Когурё строились с тремя святилищами, расположенными к северу, востоку и западу от центральной пагоды. Что примечательно, пагода чаще всего была деревянной и девятиугольной, но из-за выбора материала до наших дней не дошло пагод этого государства.

В Пэкче буддийские храмовые комплексы состояли из центральной квадратной пагоды, и от неё к северу тянулись единым рядом главное здание и зал собрания. За счёт этого общий храмовый комплекс был визуально вытянутым вертикально. Изначально в Пэкче пагоды были деревянными, как и в Когурё, но к VI веку сменились на каменные.

Источник: https://avatars.mds.yandex.net
Источник: https://avatars.mds.yandex.net

Силла было последним из государств, которое приняло буддизм, поэтому влияние стилей Когурё и Пэкче на него было сильным. Однако, с постепенным внедрением местных элементов, выработало собственный художественный стиль буддийской архитектуры. Силла часто выделялось кирпичными узорами в строительстве своих пагод.

Источник: https://avatars.mds.yandex.net
Источник: https://avatars.mds.yandex.net

Несмотря на все различия, храмовая архитектура Когурё, Пэкче и Силла имела важную общую деталь: главное центральное расположение пагод в композиции храмов. Во всех трёх государствах храмовые комплексы создавались с пагодами в центре, а все остальные здания располагались вокруг.

Конец Трёх государств

В VII веке Силла объединила Три государства под своей властью и заняло большую часть Корейского полуострова. Эпоха Трёх государств закончилась, но слияние архитектурных культур привело к очевидным изменениям в композиции храмов Силлы. Несмотря на захват территорий, до наших дней смогли сохраниться примеры архитектурных традиций древних государств, что глубоко ценно как для народа Кореи, так и для мировой истории. Традиции, история и культурные корни – фундамент самоидентичности любой нации, они дают нам чувство единения и общности с нашими современниками и нашими предками. Точно так же, как важно знать, из какого семечка выросла яблоня, важно знать свою историю и видеть примеры, чтобы получить новые плоды.

Источники:

  1. Lim Jinyoung, Ryoo Seong Lyong. K-Architecture: Tradition Meets Modernity. Korean Culture and Information Service, 2013.
  2. Kim Youngna. Korean architecture. Online-ресурс.
  3. Глухарева О.Н. Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира / Халпахчьн О.Х. – М. : Стройиздат, 1970.

Автор – галерея восточного искусства ArtAsia, партнёр АНО "МДКМ" (в лице Быковой Юлии)

Редактура – Брокер Анастасия, резидент АНО "МДКМ"

Читайте также: