Найти в Дзене
Navygaming Channel

"Новая катастрофа, которая опять обошлась слишком дорого..."/17/ "Надо заботиться об облегчении обязанностей..."

После писем испанского адмирала П.Серверы, дневников командира канонерской лодки "Виксбург" (ВМС США), воспоминаний британского
офицера, служившего на корветах в годы Второй мировой - настала очередь воспоминаний русского морского офицера-подводника. Дневниковые записи отражают субъективное видение и понимание автором событий, явлений, участником или свидетелем которых он являлся. Автор сам
проводит отбор сведений, которые хочет отразить, в соответствии со степенью их значимости для себя, а также для читателей (как он думает). Предлагаю именно с таких позиций оценивать изложенный материал, к которому мы, по возможности, добавим свои комментарии. И главное - некоторые высказывания и выводы автора воспоминаний спорны. Продолжаем. "Сегодня у нас произошла новая катастрофа, которая опять обошлась нам слишком дорого: погибла жизнь двадцати человек и потеряно судно только потому, что корабль ошибся и, вместо «лево на борт», приказала рулевому положить «право на борт», вследствие чего и пр
После писем испанского адмирала П.Серверы, дневников командира канонерской лодки "Виксбург" (ВМС США), воспоминаний британского
офицера, служившего на корветах в годы Второй мировой - настала очередь воспоминаний русского морского офицера-подводника.

Дневниковые записи отражают субъективное видение и понимание автором событий, явлений, участником или свидетелем которых он являлся. Автор сам
проводит отбор сведений, которые хочет отразить, в соответствии со степенью их значимости для себя, а также для читателей (как он думает). Предлагаю именно с таких позиций оценивать изложенный материал, к которому мы, по возможности, добавим свои комментарии. И главное - некоторые высказывания и выводы автора воспоминаний спорны.

Продолжаем.

26 августа

"Сегодня у нас произошла новая катастрофа, которая опять обошлась нам слишком дорого: погибла жизнь двадцати человек и потеряно судно только потому, что корабль ошибся и, вместо «лево на борт», приказала рулевому положить «право на борт», вследствие чего и произошло столкновение двух судов, повлекшее за собой гибель одного из них".
Схема столкновения судов (пример)
Схема столкновения судов (пример)

Крайне интересные данные о столкновении двух судов. К сожалению не смог найти подтверждающих и уточняющих данных. Проверил по списку все боевые корабли Владивостокского отряда крейсеров, включая все миноносцы и миноноски, и подводные лодки в том числе, по имеющимся данным ни один корабль не погиб в 1905-1906 годах от столкновения, причем с гибелью экипажа в 20 человек - не нашел ни одного упоминания о такой катастрофе. Все боевые корабли отряда благополучно дослужили минимум до Первой мировой войны. Странно, автор же не мог придумать такую катастрофу? Может быть знатоки Владивостока и Владивостокской крепости вспомнят подобное происшествие. Лично мне удалось найти упоминание только о гибели парохода "Варягин" 7 октября 1906 года, тогда погибло около 250 человек! Правда причиной гибели была мина русского минного заграждения.

"У нас во флоте сохранилась архаическая и стран­ная система: от команды «право на борт» судно дол­жно катиться влево, и, наоборот, если желают свер­нуть вправо, командуют «лево на борт», т. е. совер­шенно противно тому, как это принято в общежитей­ской практики. И вот тут-то нередко даже опытные командиры в минуты наибольшей опасности или нервного на­пряжения (напр., при проходе по опасным местам – узкостям, во время перестроений или атаки и т.п.) не гарантированы от ошибки: под влиянием момента они возвращаются к привитым жизнью правилам временно отрешаясь от благоприобретенных; - иногда короткой службой, - условностей и командуют «право» и «лево» - в том смысле, как понимают это все рядовые обыватели. Как бы то ни было, за ошибку своего началь­ника, который один спасся, заплатили жизнью двад­цать человек."
Миноносец № 208 на Дальнем Востоке - погиб от подрыва на мине в июле 1904 года
Миноносец № 208 на Дальнем Востоке - погиб от подрыва на мине в июле 1904 года

Вот еще одно уточнение от автора воспоминаний - погиб весь экипаж (20 человек), но командир был спасен. Значит корабль небольшой, если боевой - то не крупнее миноносца типа "Пернов"/"Нарген", но не миноноска. Но данных о гибели кораблей этого класса и типа во Владивостоке нет

"И вот хочется верить, что хоть это ужасное несчастие чему-нибудь да научит нас наконец. Ведь это - не первая катастрофа от подобной ошибки рулевого или командира. Не пор ли хоть теперь, после столь тяжелого урока, отрешиться от архаического правила, унаследованного нашими моряками еще со времен парусного флота: считать «правое» «левым». Это пра­вило, пожалуй, имело еще основание, когда руль перекладывался людьми, стоящими непосредствен­но на румпеле руля; но теперь, при паровых штурва­лах, на которых стоить только один человек, и ог­ромной быстроходности судов, надо заботиться об облегчении обязанностей, а никак не осложнять их еще всякими условностями".

Здесь с автором нельзя не согласиться. В эпоху развития парового судоходства команды на руль требовали закономерного урегулирования, но изменения, внесенные в нормативы мореплавания, укореняются отнюдь не быстро. Действительно, с развитием судоходства и переходом от парусных кораблей и судов к паровым принципы и механизмы управления кораблем и судно изменились, и следовало также своевременно вносить изменения в основы управлениями ими при движении. С этим не поспоришь, тем более, что в итоге так и было сделано, хотя и не сразу.

-3

Другое дело, в который раз не ясно - откуда такой трагизм и критиканство в тексте? И чему удивляется лейтенант-подводник? Представьте, командира корабля (судна) учили управлять "по старинке" (будем здесь так называть способ управления парусным судном с румпелем), кстати, этого "принципиально лейтенанта" тоже так учили. И этот командир научился, и управлял в соответствии с требованиями, набравшись опыта (иначе бы не стал командиром корабля (судна). Но при маневрировании однажды он совершил ошибку - и это была его ошибка, вне зависимости от того, как было бы лучше и удобнее для кого-то. Другое дело, если бы командира учили "по новому", а потом его заставили "управлять по старинке" - и он ошибся. Тогда да, виновна система, которая это допустила. Однако в данном случае - явная причина в том, что командир сам ошибся и не сделал так как его учили.

"В этом отношении нам не мешало бы поскорее последовать примеру других флотов, - уже отре­шившихся от этой несообразности, где моряки ведь сродняются с многими условностями службы посто­янной жизнью на море чуть не с колыбели. Нашим же морякам слишком; трудно перевоспитать свои привычки за время непродолжительных плаваний или стоянки «под вымпелом» у портовой стенки..."

А вот и "вишенка на торте" - я все думал, ну когда же МТ, перейдет от общих сожалений к тому, чтобы набросать "пару лопат на вентилятор", чтобы обвинить русский флот и всех кто с ним связан в косности и непрофессионализме. И вот я дождался - автор воспоминаний не подвел, ))).

Но будем справедливы, мир судоходства действительно инстинктивно консервативен, хотя некоторые европейские страны начали менять команды
на руль уже в начале двадцатого века. Да, именно НЕКОТОРЫЕ страны начали менять систему команд - и как раз в начале ХХ века, в тот период когда "лейтенант-подводник" слезу льет. Правда, жаль он не называет эти "передовые страны".

Экипаж миноносца "Пернов" составлял 24 человека
Экипаж миноносца "Пернов" составлял 24 человека

Напомним, что британцы, отличающиеся склонностью к традиционности, перешли на логичную систему команд в 1933 году. Представьте - в 1933 году!!!До этого времени британские офицеры и рулевые продолжали упорно
пользоваться «парусными» командами. А вот американский военно-морской флот начал использовать современные "команды на руль" только в начале Первой мировой войны – в 1914 году, причем американские коммерческие суда не изменяли традициям вплоть до 1935 года!!! Так может не стоило так трагедизировать обстановку в 1905 году? Всему свое время?

P.S. Кстати, в случае к гибелью "Титаника" тоже можно найти некоторые мнения, которые касаются подобных команд.

Продолжение следует, ссылка - ЗДЕСЬ

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).