Старое кладбище в Весьегонске свое основание берет с 1870 года. Здесь уже давно не хоронят людей. А древние надгробия напоминают о тех временах, когда существовал старый город до его затопления.
На этом кладбище покоится мой прадед Шакин Петр Захарович, рядом его брат Шакин Андрей Захарович, ушедший из жизни чуть раньше прадеда и о нем мне ничего неизвестно, также как о его потомках.
В семейном архиве сохранилось две фотографии военного времени на оборотной стороне которых рукой бабушки сделана надпись: «двоюродный брат Владимир Андреевич Шакин 1916 г.р.». Стало быть, у прадедушкиного брата был сын. Нашла информацию, что он воевал и получил награды. Больше о Владимире мы ничего незнаем.
Здесь же позднее похоронена моя прабабушка Шакина Мария Ивановна, в девичестве Ильюхина (08.02.1904-11.06.1990).
Прабабушка потеряла своего мужа в 1946 году будучи беременной на восьмом месяце. Смерть прадеда Петра была неожиданной и трагической, ее подробностей мы – потомки если и знали от бабушки, то уже подзабыли. Он не был убит на войне, он трудился в тылу и, поднимая что-то тяжелое, надорвался… Так нам рассказывала бабушка, его дочь, которой на момент смерти отца было 10 лет.
Смерть мужа спровоцировала преждевременные роды. Родился младший брат моей бабушки – Николай. Тяжело было прабабушке Маше с маленьким ребенком на руках и двумя дочерьми-подростками.
Еще в молодости в прабабушку Машу был влюблен один местный парень. Он ухаживал за ней, сватался, но получил отказ – сердце Мария отдала Петру. Молодого человека звали Иван Симанов.
Узнав, что Мария овдовела и претерпевает трудности, Иван предложил ей выйти замуж, она согласилась, потому как в то время жить одной было очень тяжело. Иван к тому времени тоже овдовел, от первого брака у него осталась дочь Нина.
Прабабушка прожила с Иваном до 1962 года. Но всю свою жизнь Мария любила Петра. Похоронили Ивана - второго мужа прабабушки на этом же кладбище в Весьегонске.
Прабабушка Маша ухаживала за двумя могилами, но памятник на могиле Ивана так и не был поставлен. Как считала прабабушка, дочери Ивана в наследство осталась половина дома – она и должна поставить памятник отцу, у Марии в то время на это не было средств.
Прошли годы, давно уже нет моей прабабушки и моей бабушки тоже нет в живых… Мы не были в Весьегонске лет 20, так получилось… Здесь жили мамины двоюродные сестры, здесь сейчас живут их дети и внуки… Связующим звеном с Весьегонском была моя бабушка. В последние годы перед своей смертью она очень хотела приехать на свою малую родину, но не было сил, здоровья, возможности.. Ниточка с родственниками порвалась..
Спустя такой длинный промежуток времени, в память о бабушке, мы приехали в Весьегонск… Здесь еще жива была третья мамина двоюродная сестра… Конечно же, первым делом мы направились на кладбище к могилам родных…
Могилы прадеда и прабабушки нашли сразу, они расположены вблизи деревянной церкви Иоанна Предтечи. Эта церковь была первоначально построена как часовня и в 1873 году обращена в церковь. С этого времени до 1980-х годов претерпевала изменения (небольшие перестройки и надстройки).
Захотели посетить могилу Симанова Ивана Семеновича – второго мужа прабабушки Маши, но где она находится - помнили приблизительно. Здесь нам помогла мамина двоюродная сестра. Она еще в детстве вместе с бабушкой Машей ходила навещать могилы Ивана и Петра, запомнила и иногда приходила сюда убрать сухую траву и ветки.
На могиле Ивана стоял металлический крест, фотографии и таблички с фамилией, именем и годами жизни не было, возможно утерялось со временем. Но родственница уверила, что это именно его могила. В таком состоянии, конечно, никто из родственников Ивана Семеновича при всем желании не смог бы найти его могилу. А есть ли родственники? – нам неизвестно.
Повсюду рядом расположены заброшенные могилы. Вот человек пророс в дерево…Печальная картина вокруг… Так не должно быть… Есть дети, внуки, правнуки…должны быть! Мне всегда грустно смотреть на запущенные могилы, создается ощущение, что родные забыли о тех, кто тут похоронен…
Но мы то теперь знаем, что здесь покоится Симанов Иван Семенович.
Приехав домой, мы нашли фотографию Ивана Семеновича, нашли запись, исполненную бабушкиной рукой о его дате смерти (17.03.1962) и сделали надгробную табличку (овал). Отправили родственникам в Весьегонск, они прикрепили овал к кресту.
Теперь могила Ивана Семеновича больше не является безымянной, она снова «обрела свое лицо». И кто знает, быть может кто-то из родственников искал, не находил, а теперь найдет и будет навещать могилу своего предка. Я очень на это надеюсь…
А для того, чтобы могилу было видно издалека – мамина двоюродная сестра на крест прикрепила красный цветок, а я сфотографировала ориентир – недалеко от сломанного дерева по правой стороне...
Мы не были в Весьегонске два года… два года как не стало маминой двоюродной сестры… Очень вовремя мы тогда приехали в Весьегонск, иначе б не найти нам было Ивана. Думается мне, что все это неслучайно…
Там, где сейчас пасутся козы находилось кладбище затопленного Весьегонска
Весьегонск. Казанская церковь. Пророческий сон. Трагичное решение
Другие публикации про Весьегонск смотрите в подборке:
Усыпальница Марии. Устюжна / Красивая и печальная история
Руины церкви Архангела Михаила в деревне Коробово Вологодского района и кара Божья за ее разрушение
Надпись на древнем надгробии в Спасо-Прилуцком монастыре Вологды
Введенское кладбище в Вологде с древними надгробиями и часовней
Дорога из надгробных плит в Кирилло-Белозерском монастыре
Древний некрополь был обнаружен в центре Вологды
Некрополь Спасо-Прилуцкого монастыря/Вологда