Доброго времени суток, мои уважаемые читатели! 😘
Есть в Вологодской области старинный городок Устюжна. Это про него писал Гоголь ("уездный город N") в комедии "Ревизор".
В Устюжне стоит прекрасный храм в стиле барокко – церковь Казанской Иконы Божией Матери, построенный в 1694 году на средства Григория Строганова.
Как и положено по тем временам, вокруг церкви образовалось кладбище, теперь уже со старинными захоронениями.
В ансамбль Казанской церкви, в том числе, входит маленькая гробница-усыпальница, построенная из красного кирпича, которая отлично вписалась в группу других строений.
Архитекторы считают, что гробница построена в середине 19 века. Старожилы называют ее «усыпальницей Марии».
С ней связана очень красивая и печальная история.
В середине XIX столетия в Устюжне жил купец, которого звали Аркадий Хорёв. Он вёл большую торговлю, содержал целый квартал особняков на Большой Новгородской улице с многочисленными лавочками и магазинчиками.
Хорёв был богат и умен, но имел с рождения какой-то физический недостаток (толи он сильно заикался, толи хромал). Из-за этого недостатка Хорёв был весьма стеснителен с женским полом и потому долго не мог жениться. Но однажды его познакомили с девушкой по имени Мария. Она была не богата, но удивительно красива. Мария считалась первой красавицей в городе, и немало женихов заглядывались на неё.
Один раз увидев девушку, купец потерял покой и сон. Измучившись, он заслал сватов и с замиранием сердца ждал решения своей судьбы. По собственному ли желанию или по родительской воле, но стала Мария купчихой Хорёвой и, говорят, не пожалела об этом. Счастливый муж буквально на руках носил молодую, предупреждая каждое её желание.
Прошёл год. Мария подарила мужу сына. Этот день стал памятным для всей Устюжны. Купец закатил пир на весь город. Несколько дней кутили гости в разукрашенном лепниной хорёвском особняке.
Как-то под вечер захотелось молодой маме прокатиться на санях по городским улицам. Была зима. Стояли жестокие морозы. Хорёв приказал запрячь в сани сытых лоснящихся лошадей. Хмельные гости с нанятыми в Дворянском собрании музыкантами шумной толпой хлынули из дома на морозную улицу. Марию бережно завернули в дорогие шубы, усадили в сани. Весёлая кавалькада тронулась по городу с шумом и песнями. Заслышав колокольцы троек и музыку, устюжане выглядывали в окна - купцы гуляют...
Наследующий день Хорёва, занятого торговыми делами, разыскала домашняя прислуга. Из дома сообщили - заболела Мария. Купец бросился к жене. Она лежала в жару на широкой дубовой кровати. Позвали врача. Осмотрев больную, тот констатировал - простуда, мастит. Марию лечили всеми возможными средствами, но ей становилось всё хуже и хуже. Перепуганный муж заказал службы о здравии жены во всех городских церквях с условием провести их одновременно.
церкви Устюжны на старых фотографиях (листайте галерею 👇👉):
Прошло ещё несколько дней. Хорёв, забросив все дела, не отходил от постели больной. Теперь надеяться можно было только на чудо, но чуда не произошло...
Когда покойницу обмыли и обрядили, купец приказал положить её не на стол, как было принято, а на кровать, без гроба. Домашние перечить не посмели. Красавица лежала на белых простынях буквально засыпанная цветами, которые по приказу убитого горем мужа скупали по домам устюжанок и оранжереям дворянских имений.
Домашние готовились к похоронам и поминкам, когда Хорёв огорошил всех своим решением не предавать земле тело любимой жены. Никакие уговоры и мольбы родных не помогли. Почерневший от горя и бессонных ночей он не отходил от Марии, запретил топить печи в доме, забросил все дела. Дни проходили за днями, а покойница оставалась непогребённой. Даже священник не смог убедить упрямца.
Наконец, кто-то надоумил родных похоронить Марию в склепе, забальзамировав тело. Склеп со ступеньками для спуска соорудили недалеко от храма на Казанском кладбище. Вход закрывался каменной плитой, которую можно было легко отодвинуть в сторону. Над склепом построили шатёр из красного кирпича, который устюжане позднее и прозвали "усыпальницей Марии".
Похороны купчихи Хорёвой были пышными. Роскошный гроб установили на постаменте в склепе. В крышке-гроба проделали оконце, через которое можно было видеть лицо мёртвой красавицы. Несмотря на жестокие морозы, безутешный вдовец каждый день часами просиживал у тела жены. Родные начали всерьёз опасаться за его рассудок. Так продолжалось несколько месяцев.
Наступила весна. Маленький сын Марии рос крепким и здоровым и требовал к себе всё большего внимания. Наконец Хорёв не выдержал. Он приказал замуровать плиту над входом в склеп и нарыть сверху могильный холм. Свернув торговые дела и распродав дома, купец навсегда покинул Устюжну.
О дальнейшей его судьбе и судьбе его сына ничего не известно, хотя фамилия Хорёвых в городе не исчезла до сих пор (эта фамилия имеет устюженские «корни»).
Устюженские старожилы верят, что забальзамированное тело первой красавицы города до сих пор покоится нетленным под замурованной плитой склепа. Где правда, а где выдумка в этой красивой, печальной истории уже трудно определить.
Но, интересно то, что в архиве краеведческого музея сохранилась любопытная фотография. На ней изображена мёртвая красавица, лежащая на задрапированной белыми простынями кровати, буквально заваленной цветами. Никаких пояснений на фотографии нет...
Сохранились также фронтовые письма красноармейца Кирсанова Ивана Петровича (1902 – 1943 гг.) в деревню Игумново Устюженского района. До войны он работал в редакции районной газеты "Вперед". В одном из писем (1943 г.) он делает упоминания о купеческом доме: "Дорогая Рая, получишь мое письмо, сходи с моей справкой в райком ВКП(б): это дом бывший Аркаши Хорева, напротив дежурного магазина, где получали хлеб..."
Таким образом, по косвенным сведениям мы можем понимать, что в любой легенде есть доля истины...
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ И ПОЛНОЕ ПРОЧТЕНИЕ! 😘
Ваши лайки и комментарии поддержат автора канала 😃👍
Подписывайтесь на канал и будем прогуливаться вместе по интересным местам 😉💃