Найти в Дзене

О чем рассказала Пелагея Солтер? Перевал Дятлова. - 6

Предыдущая часть: Как мы видим, воспоминания Пелагеи Солтер - при внимательном их анализе и сопоставлении с другими известными нам фактами - позволили нам прояснить несколько очень важных моментов во всей этой истории. И теперь нам осталось лишь ответить еще на несколько вопросов, которые я задал в самом начале: 1. Кто закопал дятловцев вскоре после их гибели? И зачем? 2. Где они их закопали? 3. Почему вскоре после этого советские товарищи решили тела дятловцев откопать и устроить всю эту инсценировку на перевале? 4. Почему Солтер утверждала, что в их больницу доставили 11 тел, а не 9? Откуда взялись эти два "лишних" тела? И что касается первого вопроса, то здесь вроде бы напрашивается вариант, что дятловцев, вскоре после их гибли, закопали их убийцы. То есть мансюки. В самом деле, из книг и кинофильмов мы знаем, что убийцы очень часто стараются куда-нибудь спрятать трупы убитых ими людей. И это не вымысел: если вы посмотрите какую-нибудь криминальную хронику или пообщаетесь с представ
Оглавление

Предыдущая часть:

Как мы видим, воспоминания Пелагеи Солтер - при внимательном их анализе и сопоставлении с другими известными нам фактами - позволили нам прояснить несколько очень важных моментов во всей этой истории. И теперь нам осталось лишь ответить еще на несколько вопросов, которые я задал в самом начале:

1. Кто закопал дятловцев вскоре после их гибели? И зачем?

2. Где они их закопали?

3. Почему вскоре после этого советские товарищи решили тела дятловцев откопать и устроить всю эту инсценировку на перевале?

4. Почему Солтер утверждала, что в их больницу доставили 11 тел, а не 9? Откуда взялись эти два "лишних" тела?

Убийцы заметали следы?

И что касается первого вопроса, то здесь вроде бы напрашивается вариант, что дятловцев, вскоре после их гибли, закопали их убийцы. То есть мансюки.

В самом деле, из книг и кинофильмов мы знаем, что убийцы очень часто стараются куда-нибудь спрятать трупы убитых ими людей. И это не вымысел: если вы посмотрите какую-нибудь криминальную хронику или пообщаетесь с представителями правоохранительных органов, то вы узнаете, что и в реальности убийцы очень часто поступают подобным образом. Особенно если это убийство является умышленным и спланированным (так, маньяки всегда стараются припрятать тела своих жертв).

И это понятно: "нет тела - нет дела". Пока не найден труп жертвы убийцы, говорить наверняка об убийстве не приходится. И убийца может чувствовать себя более-менее безопасно и оставаться на свободе.

Вот и мансюки, как кажется, могли поступить таким же образом: сначала напали на дятловцев, а потом почесали свои репы и призадумались: "Нехолосо, однако! Надо бы их куда-нибудь спрятать!" И после этого - как это и положено "приличным убийцам" - там же, где-то на перевале, закопали тела дятловцев в землю.

Однако при более внимательном рассмотрении этот вариант оказывается абсолютно несостоятельным. И вот почему.

Возможности и инструмент

Прежде всего, отметим, что никакого нападения на дятловцев и их убийства мансюки не планировали. Мансюки в конце января 1959 года (29 или 30 января) просто выехали из Суеватпауля на охоту на Ауспию, как они это делали каждую зиму. И по дороге заглянули в пещеру "Китовая пасть" на Лозьве, в которой они прятали родового идола Анямовых Сорт-Хури-Аки ("хранителем" этого идола тогда был Андрей Анямов-старший).

Бац! А идола нет! А у пещеры полно следов от "узких лыж" - от лыж дятловцев. И мансюки решили, что их идола похитили те, кто наследил у пещеры - то есть дятловцы. И вот только в этот момент у них возникло желание непременно догнать похитителей их идола, чтобы вернуть своего идола и жестоко наказать расхитителей их религиозных святынь.

Убийцы вышли на охоту. | Тайна гибели группы Дятлова | Дзен

Но дело даже не в том, что мансюки не планировали нападение на дятловцев. Главная проблема в том, что у них не было никакой возможности закопать тела дятловцев. Даже при желании.

В самом деле, ведь выкопать могилу зимой, в промерзшей земле, не так просто. "Голыми руками" такую могилу зимой не выкопаешь. И для этого обязательно нужен соответствующий инструмент - ломы, кирки и лопаты. А у мансюков ничего из этого с собой не было. Возможно, при нападении на дятловцев у них, помимо ружей, были топоры и ножи, но с помощью такого "инструмента" вырыть приличную яму зимой, в промерзшей земле - тем более там, на перевале - невозможно.

Так что если бы у мансюков после убийства дятловцев вдруг даже и возникла такая мысль - спрятать тела дятловцев - то, "в лучшем случае", они бы их просто прикопали в снегу, где-нибудь поблизости (в том же овраге, например): оттащить сразу 9 тел куда-нибудь подальше (в тайгу или в какую-нибудь пещеру) у мансюков также возможностей не было.

Но, скорее всего, мансюки даже этого делать не стали. Ведь им бы пришлось прятать не только тела, но и палатку, и все вещи дятловцев. А для этого у них не было ни времени, ни возможностей. И поэтому они просто ушли с места убийства, оставив "все как есть". "Свое дело" они сделали - отомстили "чужакам", которые посмели расхищать их религиозные ценности. Утолили свою ярость и месть. И просто ушли, предоставив свою дальнейшую судьбу на волю своим "духам" и "богам".

Традиции и обычаи мансюков

Собственно, только одного этого обстоятельства - отсутствие у мансюков необходимого инструмента для того, чтобы выкопать в промерзшей земле могилу для дятловцев - уже достаточно, чтобы признать этот вариант несостоятельным. Но есть еще несколько важных соображений.

В ходе своего расследования я достаточно хорошо изучил религию, традиции и обычаи мансюков. Так вот, у мансюков вообще не было обычая кого-либо закапывать в землю. Даже своих же сородичей. И когда кто-то из мансюков умирал или погибал, мансюки просто клали его на землю, а сверху накладывали несколько больших бревен. И делали в такой могиле небольшое отверстие, чтобы иногда поить умершего мансюка водкой и угощать его "чем-нибудь вкусненьким". Вот как выглядят могилы мансюков на их "кладбищах".

Мансийские могилы вблизи Тресколья (Фото отсюда: https://dzen.ru/a/YJTsvLjpNSk8xcoS).
Мансийские могилы вблизи Тресколья (Фото отсюда: https://dzen.ru/a/YJTsvLjpNSk8xcoS).
 Мансийская могила на кладбище у Второго Северного (Фото отсюда: http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/mansymansy1.shtml).
Мансийская могила на кладбище у Второго Северного (Фото отсюда: http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/mansymansy1.shtml).

А если какой-либо мансюк (шаман или весьма уважаемый человек) умирал или погибал где-нибудь в тайге - мансюки иногда делали для него арангас, "воздушную могилу" (такой обычай был и у многих других народов Сибири). Одну такую "воздушную могилу" дятловцы засняли на своем пути. Есть мнение, что это мансийский лабаз, но я полагаю, что это все же "воздушная могила".

Кадр, сделанный дятловцами. Есть мнение, что это мансийский лабаз, но я все же полагаю, что это мансийская "воздушная могила", арангас.
Кадр, сделанный дятловцами. Есть мнение, что это мансийский лабаз, но я все же полагаю, что это мансийская "воздушная могила", арангас.

Мансюки, надо заметить, даже столбы для своих построек никогда не закапывали в землю. Вместо этого они просто срубали/спиливали несколько близко стоящих деревьев, и на получившиеся столбы ставили нужную постройку - юрту, лабаз, священный амбарчик или вот такой арангас. И поэтому очень сложно представить, чтобы мансюки вдруг стали бы копать для дятловцев могилу в земле (даже если бы у них были для этого необходимые инструменты).

Кроме того, у мансюков и вообще все, что было связано со смертью и телами умерших людей, было сопряжено с довольно сложными обрядами, обычаями и запретами. Мансюки страшно боялись, что духи умерших людей будут потом бродить по тайге и как-то их беспокоить и доставлять им неприятности. А как нужно правильно хоронить "чужаков" - особенно ими же убитых - об этом у мансюков и вовсе не было ни малейших представлений.

Я напомню, что когда Слобцов и Шаравин 26 февраля "нашли" постановочную палатку на склоне, они прихватили из нее фляжку со спиртом.

А вечером того же дня они распили этот спирт в лагере поисковиков с другими поисковиками. Предложили и мансюкам, которые к этому времени, вместе с радистом Неволиным, прибыли в их лагерь. И что же вы думаете? Мансюки пить этот спирт наотрез отказались! Уж на что они были охотливы до спиртного, но пить спирт, который, как они полагали, принадлежал убитым дятловцам, они наотрез отказались! Вот насколько они боялись всего, что связано со смертью и с телами умерших людей.

И возиться с телами дятловцев, пытаясь их куда-нибудь спрятать и закопать, они бы точно не стали. Даже если бы у них был для этого необходимый инструмент.

Откуда взялись два "лишних" тела?

Наконец, опять же вспомним, что Солтер утверждала, что в их больницу доставили 11 тел, а не 9. Кто были эти два "лишних" тела? Может быть, это были мансюки, которые погибли во время своего нападения на дятловцев?

В ходе нападения на дятловцев один мансюк действительно погиб. Как мы знаем, в конце января 1959 года из Суеватпауля на охоту на Ауспию выехало четверо мансюков (Константин Шешкин и трое Анямовых). Показания троих из них присутствуют в материалах "уголовного дела", а вот показаний четвертого мансюка - Андрея Анямова-младшего (племянника и полного тезки Андрея Анямова-старшего) - почему-то нет.

При этом дальнейшая судьба этих трех мансюков хорошо прослеживается и позже: есть их фотографии после 1959 года или какие-то упоминания о них. А вот об Андрее Анямове-младшем - ничего. После 1959 года о нем нет никаких упоминаний и сведений. "Пропал человек".

Кроме того, известно, что вскоре после этих событий одна какая-то мансийская женщина оформляла в отделении милиции Ивделя свидетельство о смерти какого-то своего родственника-мансюка. Якобы тот погиб на охоте, "медведь задрал".

И я полагаю, что этого Андрея Анямова-младшего во время нападения мансюков на дятловцев завалил из своего пистолета Семен Золотарев (у Золотарева в этом походе был пистолет - см. ссылку ниже).

Ну, а после этого мансюки "ответным огнем" из охотничьих ружей застрелили самого Золотарева. И Золотарев погиб от огнестрельного ранения в голову. Мансюки были опытными охотниками и стреляли довольно метко. И они прекрасно знали, что лучше всего стрелять в голову (особенно если выстрел производится с близкого расстояния). Они даже белкам, соболям и прочим пушным зверькам - чтобы не портить шкурку - всегда старались стрелять в голову. И вот из-за этого огнестрельного ранения в голову - скрыть которое или "не заметить" было невозможно - советские товарищи и решили в ходе своей инсценировки подменить Золотарева на некоего Гену.

Но если даже Золотарев завалил не одного мансюка, а двух - мансюки никогда бы не стали их закапывать вместе с дятловцами, в одной могиле с убитыми ими "чужаками". Это абсолютно исключено. И своих сородичей они бы уж точно похоронили отдельно от дятловцев. Где-нибудь там же, на перевале. Доставлять их трупы с перевала в Сyеватпауль они бы не стали - это было совершенно не в обычаях мансюков. Там же, где-нибудь на перевале, их бы и похоронили. Согласно своим обычаям и отдельно от дятловцев.

Где мансюки похоронили Андрея Анямова-младшего?

А где, кстати? Где мансюки похоронили Андрея Анямова-младшего, которого Семен Золотарев завалил из своего пистолета?

И вот тут есть еще один интересный момент. Летом 1963 года Валентин Якименко - бывший студент УПИ, принимавший участие в поисковых работах в 1959 году - с группой из 11 человек из бывших студентов УПИ (среди них, кстати, был Юрий Юдин) совершил экспедицию на перевал Дятлова. Они прибыли в Вижай, и оттуда их доставили на перевал на вертолете.

Якименко с товарищами нашли тот_самый_Кедр, сделали несколько фото поляны у Кедра. Нашли место, где был закопан "настил" и тела четверки. Обо всем этом я, возможно, как-нибудь расскажу подробней. И, кроме того, они прикрепили к останцу на перевале памятную доску, посвященную дятловцам (эта доска до сих пор висит на останце).

Памятная доска на останце на перевале Дятлова, установленная группой Якименко летом 1963 года. Наше время.
Памятная доска на останце на перевале Дятлова, установленная группой Якименко летом 1963 года. Наше время.
Группа Якименко устанавливает памятную доску на останце летом 1963 года.
Группа Якименко устанавливает памятную доску на останце летом 1963 года.
Группа Якименко устанавливает памятную доску на останце летом 1963 года.
Группа Якименко устанавливает памятную доску на останце летом 1963 года.
Группа Якименко устанавливает памятную доску на останце летом 1963 года.
Группа Якименко устанавливает памятную доску на останце летом 1963 года.

Так вот, когда Якименко с товарищами крепили эту доску к останцу, они неожиданно для себя обнаружили, что в этом останце есть трещина, небольшая расщелина. И в ней они обнаружили медвежью шкуру, нарты, мансийские лыжи и пару мансийской обуви.

Неожиданно для себя группа Якименко обнаружила в останце небольшую расщелину. А в ней - мансийские нарты и медвежью шкуру. На фото слева - Юрий Юдин.
Неожиданно для себя группа Якименко обнаружила в останце небольшую расщелину. А в ней - мансийские нарты и медвежью шкуру. На фото слева - Юрий Юдин.
А также - пару мансийских лыж и мансийской обуви.
А также - пару мансийских лыж и мансийской обуви.
Мансийские лыжи и медвежья шкура, найденные в останце.
Мансийские лыжи и медвежья шкура, найденные в останце.

Откуда они там взялись? Мансюки припрятали "на черный день"? Ну, лыжи и нарты - еще можно допустить. А обувь и медвежья шкура? Медвежья шкура у мансюков ценилась очень высоко. И зимой они нередко брали такие шкуры с собой на охоту - обернувшись в эту шкуру, мансюки могли спать в тайге прямо в сугробе, даже без всякого костра. Вот, на фото ниже Степан Куриков с группой мансюков в лагере поисковиков на Ауспии 1 марта 1959 года - перед тем, как по поручению Масленникова соорудить недалеко от лагеря поисковиков липовый "лабаз". И один из мансюков - в такой медвежьей шкуре.

Мансюки во главе со Степаном Куриковым тусуются в лагере поисковиков на Ауспии 1 марта 1959 года - перед тем, как соорудить недалеко от лагеря поисковиков липовый "лабаз". У одного из мансюков на спине - медвежья шкура. ОЧЕНЬ ЦЕННАЯ ВЕЩЬ.
Мансюки во главе со Степаном Куриковым тусуются в лагере поисковиков на Ауспии 1 марта 1959 года - перед тем, как соорудить недалеко от лагеря поисковиков липовый "лабаз". У одного из мансюков на спине - медвежья шкура. ОЧЕНЬ ЦЕННАЯ ВЕЩЬ.

Нет, не стали бы мансюки просто так оставлять в этом останце медвежью шкуру. Слишком ценная вещь. И я полагаю, что они там в 1959 году похоронили того самого Андрея Анямова-младшего, которого завалил Золотарев. Положили его в медвежью шкуру (чтобы он не замерз в "мире духов"), а чтобы он побыстрее и легче добрался до "верхнего мира духов" - оставили ему также нарты, лыжи и обувь. Ну, а потом (летом 1959 года или позже) они его или перепрятали в другое место, либо, вероятнее всего, так его там и оставили. И к лету 1963 года, когда там появился Якименко с товарищами, от него уже ничего не осталось (зверушки растащили) - остались только лыжи и "тапочки".

Есть воспоминания одного летчика, который доставлял в 1959 году поисковиков на перевал, во время "поисковых работ". Так вот, он вспоминал, что когда он доставил на перевал кинологов с собаками (видимо, 27 февраля 1959 года - лейтенанта Моисеева с собаками) - собаки вдруг прижали хвосты, стали поскуливать и не хотели выпрыгивать из вертолета, еле вытащили. Может, собаки этого мансюка в останце и медвежью шкуру учуяли? И "решили", что где-то там поблизости медведь лакомится мансюком. Ведь вертолеты тогда прямо на седловину перевала садились, совсем недалеко от останца.

Вертолеты во время "поисковых работ" 1959 года садились прямо на седловину перевала, недалеко от останца.
Вертолеты во время "поисковых работ" 1959 года садились прямо на седловину перевала, недалеко от останца.

И, кстати сказать, эти мансийские лыжи до сих пор лежат в этой трещине в останце. По крайней мере, когда Пельмень со своей Ольгой летом 2021 года были на перевале - лыжи были там. Вот несколько кадров с видео Пельменя с этими мансийскими лыжами в останце.

Выводы и вопросы

Таким образом, вариант, что дятловцев закопали мансюки, при ближайшем рассмотрении, оказывается абсолютно несостоятельным. Не стали бы мансюки закапывать дятловцев на перевале. Да и возможностей у них таких не было - не было у них для этого необходимого инструмента. И уж тем более не стали бы они вместе с дятловцами закапывать в одной могиле одного или двух своих сородичей-мансюков. ЭТО АБСОЛЮТНО ИСКЛЮЧЕНО.

Нет, дятловцев закопали не мансюки. ЭТО СДЕЛАЛА СОВЕТСКАЯ СВОЛОЧЬ.

Но где они их закопали? И зачем? И почему вскоре после этого советские товарищи изменили свое решение - то есть решили дятловцев снова откопать и устроить всю эту инсценировку на перевале? Но об этом - уже в следующих статьях.

Продолжение: