Предыдущая часть:
Таким образом, тамга Андрея Анямова есть на двух рисунках в "дневнике Зины Колмогоровой", но на катпосе, заснятом дятловцами, ее нет (см. Фото 1 ниже).
Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что три из четырех знаков тамги на этом катпосе принадлежали кому-то из Анямовых. И при этом 2-я и 4-я тамга (они идентичны) очень похожи на тамгу Андрея Анямова - тамга Андрея Анямова отличается от них только еще одной черточкой в правой части его тамги.
Из чего можно заключить, что эти две тамги принадлежали кому-то из ближайших родственников Андрея Анямова - его отцу, братьям или сыновьям. Кому?
Очевидно, его младшему брату - Алексею Алексеевичу Анямову (см. Фото 2 ниже). Он также проживал в Суеватпауле, и в тот год, когда был сделан этот катпос (вероятнее всего, осенью или зимой 1958 года), он охотился в тех же местах. А зимой 1959 года, в конце января, туда охотиться отправился уже его старший брат, Андрей Алексеевич Анямов.
Алексей Анямов принимал участие в спектакле "поисковых работ": он прибыл к перевалу из Суеватпауля 26 февраля на оленьих упряжках вместе с группой Степана Курикова и радиста Неволина, соединившись там с группой Слобцова (с "вижайским отрядом"). Помимо них, в эту группу входили также Николай Павлович Анямов (племянник Андрея и Алексея Анямовых) и Бахтияров Тимофей Егорович - всего пять человек (см. ссылку и Фото 3 ниже).
И именно Алексей Анямов, совместно со Степаном Куриковым, по поручению Масленникова и "штаба поисковых работ", соорудили 1 марта в верховьях Ауспии, примерно в 400 метрах от "лагеря поисковиков", фальшивый "лабаз", на который они на следующий день, 2 марта, вывели студентов-поисковиков Слобцова и Брусницына (см. ссылку и Фото 4 ниже).
При этом важно не путать Алексея Алексеевича Анямова с его старшим братом, Андреем Алексеевичем Анямовым - который, как я полагаю, был в числе мансей, напавших на дятловцев. Вот он, тот самый Андрей Анямов, на Фото 5 ниже.
Некоторое сходство, конечно, есть - такие же густые черные брови, такой же прямой нос (все-таки родные братья). Но Андрей Анямов выглядит гораздо более диким, хищным и жестоким, чем его младший брат, Алексей. На момент 1959 года Андрею Анямову было уже около 60 лет (во время допроса он сообщил, что ему 58 лет), а младшему брату Алексею - только 41 год, и Алексей не выглядел таким диким и свирепым, как его старший брат (см. Фото 6 ниже).
Может показаться несколько странным, что тамга Алексея Анямова проще, чем у его старшего брата, Андрея: ведь вроде бы он должен был добавить дополнительную "черточку" к тамге своего отца. Но объясняется это просто: когда старший брат, Андрей Анямов, обзавелся своим хозяйством, их отец, Алексей, был еще жив, и поэтому Андрей к тамге своего отца добавил еще одну вертикальную "черточку" в правой части тамги. А потом их отец умер, и его тамгу, так сказать, "наследовал" младший брат, Алексей. И поэтому отцовская тамга, более простая, оказалась у младшего брата, Алексея, а не у старшего, Андрея.
Вторая тамга Анямовых на катпосе
И таких одинаковых тамги Алексея Анямова на катпосе две. А значит, во время охоты в 1958 году с Алексеем Анямовым был его сын - Андрей Алексеевич Анямов-младший. Полный тезка своего дяди, Андрея Алексеевича Анямова.
И есть одно фото (см. Фото 7 ниже), сделанное незадолго до событий 1959 года, на котором Алексей Анямов стоит со своими сыновьями. Кто из них Андрей, сын Алексея?
Я полагаю, что Андрей Анямов - крайний справа. Если он уже в 1958 году регулярно ходил на охоту со своим отцом и со своим дядей, то он должен был быть уже достаточно взрослым: Андрей Анямов-младший был 1939 года рождения. И по возрасту подходит тот, что крайний справа.
То есть Андрей Анямов-младший в 1958 году ходил на охоту со своим отцом Алексеем, и оставил на катпосе, заснятом дятловцами, тамгу своего отца. А в конце января 1959 года он пошел на охоту со своим дядей и полным тезкой Андреем Анямовым. И никакую тамгу он уже не оставлял - они тогда "охотились" уже на дятловцев.
Куда подевался Андрей Анямов-младший?
А куда подевался этот Андрей Анямов-младший, сын Алексея Анямова? Из группы Андрея Анямова-старшего (Андрей Анямов, Константин Шешкин, и двое племянников Андрея Анямова - Николай и Андрей), которые "охотились" на Ауспии и в верховьях Лозьвы в конце января-начале февраля 1959 года, допрошены были только первые трое. А вот допроса четвертого участника этой "охоты", Андрея Анямова-младшего, почему-то нет. Почему?
Об этом Андрее Анямове-младшем вообще больше ничего не известно - ни детей, ни внуков, ни фотографий (помимо Фото 7 выше), никаких упоминаний. Куда он пропал?
Некоторые "дятловеды" объясняют "исчезновение" Андрея Анямова-младшего тем, что, дескать, он и был тем самым Анямовым, которого в 1961 году (якобы случайно) застрелил Николай Куриков, сын Степана Курикова (см. Фото 8-11 ниже).
Об этой истории действительно рассказывал в своих воспоминаниях следователь Владимир Коротаев:
"Степан Куриков, шаман. Я там 4 года проработал, поэтому приходилось с ним контактировать неоднократно. Это порядочный, честнейший человек...А он был честный человек, приходилось мне расследовать дело в отношении его сына, он убил в Бурмантово, так он привел своего сына и сказал: вот убийца, судите. Я такого за 40 лет работы не встречал, чтобы отец сына-убийцу привел."
Ну, в том, что Степан Куриков сдал своего сына - как раз ничего удивительного нет: Степан Куриков очень любил власть, и всю жизнь активно сотрудничал с советской властью. И, как я полагаю, он же первым и сообщил властям о том, что группа его сородичей-мансей совершила убийство дятловцев, узнав об этом в первых числах февраля от самих же Анямовых, вернувшихся в Суеватпуаль после этой "охоты" (см. ссылку и Фото 12-16 ниже).
Но об этой же истории в одной из своих бесед с Майей Пискаревой поведал и Владимир Андросов, старожил Вижая, который хорошо знал многих мансей и даже дружил с некоторыми из них (см. ссылку ниже):
"В.А: - Николай Степанович Куриков на охоте, где-то в 1961-1962-м году, принял за лося своего друга, Анямова Прокопия Васильевича, брата Николая Васильевича Анямова (тот нес лыжи на плече), и случайно убил его. Убил и потом скрывался именно в этой избушке. И Николай Васильевич Анямов уговорил Николая Степановича Курикова сдаться властям и сам защищал его, доказывая, что выстрел был случайным, а не преднамеренным. Николай Куриков был сын от первой жены Степана Николаевича Курикова.
М.П.: - Также была информация от В.Коротаева, следователя прокуратуры, о том, что сам Степан Куриков привел сына Николая в милицию, сдал властям. Какова его судьба, он выжил в тюрьме?
В.А.: - Ему дали условно, один год с постоянной отметкой в милиции. Внук Степана Курикова пошел по стопам своего отца, тоже убил, милиционера на Вижае. Тоже дали год условно, как и отцу.
М.П.: - Как же так? Степан Куриков, передовик производства, депутат, любимец власти, по совместительству шаман, а сын и внук у него убийцы.
В.А.: - Да, вот так".
То есть Николай Куриков, сын Степана Курикова, грохнул вовсе не Андрея Анямова-младшего, а другого Анямова - Прокопия Васильевича Анямова. И, конечно, грохнул вовсе не случайно - трудно поверить, что такой опытный охотник мог принять лыжи за рога лося, а своего дружка Анямова - за лося. И я вполне согласен с комментарием по этому поводу Майи Пискаревой:
"Что меня постоянно удивляет. Так эти якобы несчастные случаи на охоте. Когда зоркие манси принимают то за лося. То за медведя. То еще за какого зверя своих соплеменников. Не сведение ли счетов с обидчиками происходит под видом "обознался, принял за лося"... В духе манси расправляться с обидчиками тайно, из-за кустов. Мне вспоминаются многие случаи таких мансийских охотничьих "ошибок", и недавно была свидетелем, как в интернете встретились два человека и выдвинули претензии друг к другу по поводу того, что их предки поубивались в результате таких "ошибок" - принимали якобы то одни, то другие, друг друга за лосей".
Но факт остается фактом: Андрей Анямов-младший после 1959 года куда-то бесследно исчез. И я полагаю, что грохнул его не Николай Куриков и не кто-то другой из его сородичей-мансей - грохнул его Семен Золотарев, когда группа мансей, в которую входил и Андрей Анямов-младший, совершила свое нападение на дятловцев (см. ссылку ниже).
Вот поэтому об этом Андрее Анямове-младшем больше нигде нет никаких упоминаний. Ни фотографий, ни детей, ничего. Осталась только тамга на катпосе, который засняли дятловцы незадолго до своей гибели.
Продолжение: