Найти в Дзене

В стране мансийских знаков. Перевал Дятлова. - 7

Оглавление

Предыдущая часть:

Так вот, 29 января дятловцы сделали еще два очень интересных кадра - с каким-то мансийским "сооружением" (назовем пока это так). Эти два кадра (1_16 и 1_17) были сделаны последовательно, с одного и того же места, и поэтому они практически идентичны (см. Фото 1 ниже).

Фото 1. Кадр 1_16 с Фотопленки 1. Какое-то мансийское "сооружение". Следующий кадр, 1_17, с тем же "сооружением", практически идентичен кадру 1_16.
Фото 1. Кадр 1_16 с Фотопленки 1. Какое-то мансийское "сооружение". Следующий кадр, 1_17, с тем же "сооружением", практически идентичен кадру 1_16.

Рассмотрим внимательно, что запечатлено на этих двух кадрах (см. Фото 2 ниже). Мы видим какой-то деревянный "ящик", который закреплен на двух вертикальных столбах. Эти два столба мансюки, конечно, не вкапывали в землю (они так никогда не делали) - они просто спилили два близко стоящих дерева, а потом закрепили на них этот "ящик". "Ящик" довольно больших размеров (более 2 метров в длину), и поставлен он на эти два столба достаточно высоко.

Обратим также внимание на какой-то "шест" - еще один ствол дерева, который прислонен к этому "ящику" (он на Фото 2 ниже обозначен зеленой линией). А также на то, что вокруг этого "сооружения" повсюду видны пеньки от срубленных/спиленных деревьев (обозначены красными кружками) - очевидно, эти деревья и пошли на сооружение "ящика".

Фото 2. Деревянный "ящик" закреплен на двух столбах - двух спиленных деревьях. К ящику прислонен "шест" - еще один ствол дерева (обозначен зеленой линией). Вокруг видны пеньки от спиленных/срубленных деревьев (обозначены красными кружками).
Фото 2. Деревянный "ящик" закреплен на двух столбах - двух спиленных деревьях. К ящику прислонен "шест" - еще один ствол дерева (обозначен зеленой линией). Вокруг видны пеньки от спиленных/срубленных деревьев (обозначены красными кружками).

Но это еще не все! За этим "сооружением" видно еще одно, поменьше, представляющее собой несколько стволов деревьев, сложенных "шалашом" (или "чумом"). И два ствола этого "шалаша" - очень длинные, и они прислонены к высокому дереву (см. Фото 3 ниже).

Фото 3. За первым "сооружением" видно второе - несколько стволов, сложенных "шалашом".
Фото 3. За первым "сооружением" видно второе - несколько стволов, сложенных "шалашом".

Что же это за "сооружение"? Среди исследователей-"дятловедов" уже давно ведутся споры по этому вопросу: часть из них полагают, что дятловцы засняли мансийскую "воздушную могилу" (арангас), другие полагают, что на этих кадрах запечатлен обычный мансийский охотничий лабаз. Рассмотрим оба варианта.

Арангас?

У мансей действительно был такой обычай - иногда захоранивать своих умерших в подобных "воздушных могилах". И не только у них - подобные "воздушные могилы" делали и другие "народы Сибири": ханты, ненцы, эвенки (они же тунгусы), якуты, буряты, тувинцы, чукчи и прочие. Плотность населения у них была очень небольшая, земля - мерзлая, и поэтому иногда им было проще (особенно зимой) похоронить своего сородича не в "земляной могиле", а в "воздушной".

И поэтому такие "воздушные могилы" встречаются в тайге, в Сибири и на Дальнем Востоке, довольно часто, и есть множество фотографий таких могил (см. Фото 4-9 ниже). Делались такие "воздушные могилы" всегда примерно одинаково: спиливались два (реже - четыре) близко стоящих дерева, и на них прикреплялся деревянный "гроб". Замечу, что, вопреки расхожему мнению, такие "воздушные могилы" делались далеко не только для шаманов - в них могли похоронить и обычных мансей (включая женщин и детей).

И иногда к этому "гробу" прислоняли деревянные шесты: манси верили, что похороненный в такой "воздушной могиле" мансюк иногда выбирается из этого "ящика", чтобы немного погулять по тайге, и поэтому, - чтобы ему было удобнее выбираться из "гроба" на землю, а потом забираться обратно, - они прислоняли к "ящику" такие шесты. И такой шест мы видим и на фото, сделанном дятловцами.

Фото 4. "Воздушная могила" якутов. 1895 г., Якутия | "Сибирскiй вѣстникъ" №95 | https://yakutiamedia.ru
Фото 4. "Воздушная могила" якутов. 1895 г., Якутия | "Сибирскiй вѣстникъ" №95 | https://yakutiamedia.ru
Фото 5. "Воздушная могила" тунгусов (эвенков). 1912 г. | https://humus.livejournal.com
Фото 5. "Воздушная могила" тунгусов (эвенков). 1912 г. | https://humus.livejournal.com
Фото 6. Арангас шамана. На четырех столбах. К могиле прислонены четыре шеста.
Фото 6. Арангас шамана. На четырех столбах. К могиле прислонены четыре шеста.
Фото 7. "Воздушная могила" ненцев.
Фото 7. "Воздушная могила" ненцев.
Фото 8. "Воздушная могила" якутов.
Фото 8. "Воздушная могила" якутов.
Фото 9. Арангас шамана. Обратите внимание на шесты, прислоненные к ящику.
Фото 9. Арангас шамана. Обратите внимание на шесты, прислоненные к ящику.

Лабаз?

Но манси (как и другие охотники) иногда делали в тайге и охотничьи лабазы (см. Фото 10-11). Когда манси убивали на охоте лося или медведя, вывезти сразу всю тушу к своему жилищу им было сложно, и поэтому они часть туши оставляли в таком лабазе, а позднее возвращались к нему (на лыжах или на оленях), и забирали остальную часть.

А русские охотники в таких лабазах иногда оставляют также часть провизии, патроны и другое охотничье снаряжение.

Фото 10. Русский охотничий лабаз.
Фото 10. Русский охотничий лабаз.
Фото 11. Русский охотничий лабаз.
Фото 11. Русский охотничий лабаз.

Мое мнение

Так что же засняли дятловцы на Фото 1 выше - мансийскую "воздушную могилу" или мансийский охотничий лабаз? Лично я склоняюсь к мнению, что это все же мансийская "воздушная могила" (арангас). Почему?

Во-первых, потому, что небольшие охотничьи лабазы обычно ставятся на один столб, побольше - на четыре. А вот "воздушные могилы" у мансей (и других народов Сибири) обычно всегда ставились на два столба (реже - на четыре). На фото дятловцев мы видим два столба.

Во-вторых, сама "конструкция" этого "ящика" на фото дятловцев очень сильно напоминает "конструкцию" обычных (наземных) мансийских могил на мансийском кладбище (см. Фото 12-14 ниже).

Фото 12. Мансийское кладбище. "Конструкция" могил - такая же, как на Фото 1: такой же сколоченный "ящик".
Фото 12. Мансийское кладбище. "Конструкция" могил - такая же, как на Фото 1: такой же сколоченный "ящик".
Фото 13. Мансийская могила на кладбище у Второго Северного - у Второго Северного раньше было мансийское поселение. | http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/mansymansy1.shtml
Фото 13. Мансийская могила на кладбище у Второго Северного - у Второго Северного раньше было мансийское поселение. | http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/mansymansy1.shtml
Фото 14. Мансийская могила.
Фото 14. Мансийская могила.

На своих лабазах манси (как и другие охотники) крышу делали обычно покатой - ведь там хранилось мясо или какие-то съестные припасы, и было важно, чтобы снег (или дождь) скатывались по крыше вниз, и чтобы влаги внутрь попадало поменьше. Манси такие покатые крыши даже на своих "священных амбарчиках" делали (см. Фото 15-16 и ссылку ниже), а у "ящика" на Фото 1 никакой покатой крыши нет - просто ящик. Как на мансийском кладбище.

Фото 15. "Священный амбарчик" лозьвинских манси. По их верованиям, в этом амбарчике обитал какой-нибудь "дух" или "божок", и, чтобы его задобрить, манси клали в такие амбарчики какие-нибудь монетки, пуговицы, ленточки и тряпочки.
Фото 15. "Священный амбарчик" лозьвинских манси. По их верованиям, в этом амбарчике обитал какой-нибудь "дух" или "божок", и, чтобы его задобрить, манси клали в такие амбарчики какие-нибудь монетки, пуговицы, ленточки и тряпочки.
Фото 16. Мансийский "священный амбарчик". С покатой крышей.
Фото 16. Мансийский "священный амбарчик". С покатой крышей.

В-третьих, об этом же говорит и вот этот "шест", прислоненный к "ящику" - такие "шесты" манси (и другие народы Сибири) прислоняли к своим "воздушным могилам".

Наконец, в-четвертых, манси (и не только манси) столбы, на которые они ставили лабаз, обязательно в нижней части делали более узкими, чем в верхней части (см. Фото 17-18 ниже). Для чего? Для того, чтобы в лабаз, к съестным припасам, по этим столбам не смогли добраться мыши, лемминги и прочие мелкие грызуны. У "сооружения", заснятого дятловцами, столбы ровные, никаких затесов снизу.

Фото 17. Мансийский лабаз в музее Торум Маа в Ханты-Мансийске. Столбы в нижней части затесаны.
Фото 17. Мансийский лабаз в музее Торум Маа в Ханты-Мансийске. Столбы в нижней части затесаны.
Фото 18. Мансийский лабаз. Юрты зимние Ярсомовы. Этнографическая экспедиция по реке Большой Юган 1999 года.
Фото 18. Мансийский лабаз. Юрты зимние Ярсомовы. Этнографическая экспедиция по реке Большой Юган 1999 года.

В общем, лично я убежден, что это все-таки арангас. И далее я на это "сооружение" буду ссылаться как на "арангас". Но если кто-то считает, что это все же мансийский охотничий лабаз - я спорить не буду. Вполне возможно.

Где дятловцы засняли этот арангас? Где они на него наткнулись? Вот какой вопрос нас сейчас интересует более всего. И об этом - далее.

Продолжение: