Предыдущая часть:
Так вот, 29 января дятловцы сделали еще два очень интересных кадра - с каким-то мансийским "сооружением" (назовем пока это так). Эти два кадра (1_16 и 1_17) были сделаны последовательно, с одного и того же места, и поэтому они практически идентичны (см. Фото 1 ниже).
Рассмотрим внимательно, что запечатлено на этих двух кадрах (см. Фото 2 ниже). Мы видим какой-то деревянный "ящик", который закреплен на двух вертикальных столбах. Эти два столба мансюки, конечно, не вкапывали в землю (они так никогда не делали) - они просто спилили два близко стоящих дерева, а потом закрепили на них этот "ящик". "Ящик" довольно больших размеров (более 2 метров в длину), и поставлен он на эти два столба достаточно высоко.
Обратим также внимание на какой-то "шест" - еще один ствол дерева, который прислонен к этому "ящику" (он на Фото 2 ниже обозначен зеленой линией). А также на то, что вокруг этого "сооружения" повсюду видны пеньки от срубленных/спиленных деревьев (обозначены красными кружками) - очевидно, эти деревья и пошли на сооружение "ящика".
Но это еще не все! За этим "сооружением" видно еще одно, поменьше, представляющее собой несколько стволов деревьев, сложенных "шалашом" (или "чумом"). И два ствола этого "шалаша" - очень длинные, и они прислонены к высокому дереву (см. Фото 3 ниже).
Что же это за "сооружение"? Среди исследователей-"дятловедов" уже давно ведутся споры по этому вопросу: часть из них полагают, что дятловцы засняли мансийскую "воздушную могилу" (арангас), другие полагают, что на этих кадрах запечатлен обычный мансийский охотничий лабаз. Рассмотрим оба варианта.
Арангас?
У мансей действительно был такой обычай - иногда захоранивать своих умерших в подобных "воздушных могилах". И не только у них - подобные "воздушные могилы" делали и другие "народы Сибири": ханты, ненцы, эвенки (они же тунгусы), якуты, буряты, тувинцы, чукчи и прочие. Плотность населения у них была очень небольшая, земля - мерзлая, и поэтому иногда им было проще (особенно зимой) похоронить своего сородича не в "земляной могиле", а в "воздушной".
И поэтому такие "воздушные могилы" встречаются в тайге, в Сибири и на Дальнем Востоке, довольно часто, и есть множество фотографий таких могил (см. Фото 4-9 ниже). Делались такие "воздушные могилы" всегда примерно одинаково: спиливались два (реже - четыре) близко стоящих дерева, и на них прикреплялся деревянный "гроб". Замечу, что, вопреки расхожему мнению, такие "воздушные могилы" делались далеко не только для шаманов - в них могли похоронить и обычных мансей (включая женщин и детей).
И иногда к этому "гробу" прислоняли деревянные шесты: манси верили, что похороненный в такой "воздушной могиле" мансюк иногда выбирается из этого "ящика", чтобы немного погулять по тайге, и поэтому, - чтобы ему было удобнее выбираться из "гроба" на землю, а потом забираться обратно, - они прислоняли к "ящику" такие шесты. И такой шест мы видим и на фото, сделанном дятловцами.
Лабаз?
Но манси (как и другие охотники) иногда делали в тайге и охотничьи лабазы (см. Фото 10-11). Когда манси убивали на охоте лося или медведя, вывезти сразу всю тушу к своему жилищу им было сложно, и поэтому они часть туши оставляли в таком лабазе, а позднее возвращались к нему (на лыжах или на оленях), и забирали остальную часть.
А русские охотники в таких лабазах иногда оставляют также часть провизии, патроны и другое охотничье снаряжение.
Мое мнение
Так что же засняли дятловцы на Фото 1 выше - мансийскую "воздушную могилу" или мансийский охотничий лабаз? Лично я склоняюсь к мнению, что это все же мансийская "воздушная могила" (арангас). Почему?
Во-первых, потому, что небольшие охотничьи лабазы обычно ставятся на один столб, побольше - на четыре. А вот "воздушные могилы" у мансей (и других народов Сибири) обычно всегда ставились на два столба (реже - на четыре). На фото дятловцев мы видим два столба.
Во-вторых, сама "конструкция" этого "ящика" на фото дятловцев очень сильно напоминает "конструкцию" обычных (наземных) мансийских могил на мансийском кладбище (см. Фото 12-14 ниже).
На своих лабазах манси (как и другие охотники) крышу делали обычно покатой - ведь там хранилось мясо или какие-то съестные припасы, и было важно, чтобы снег (или дождь) скатывались по крыше вниз, и чтобы влаги внутрь попадало поменьше. Манси такие покатые крыши даже на своих "священных амбарчиках" делали (см. Фото 15-16 и ссылку ниже), а у "ящика" на Фото 1 никакой покатой крыши нет - просто ящик. Как на мансийском кладбище.
В-третьих, об этом же говорит и вот этот "шест", прислоненный к "ящику" - такие "шесты" манси (и другие народы Сибири) прислоняли к своим "воздушным могилам".
Наконец, в-четвертых, манси (и не только манси) столбы, на которые они ставили лабаз, обязательно в нижней части делали более узкими, чем в верхней части (см. Фото 17-18 ниже). Для чего? Для того, чтобы в лабаз, к съестным припасам, по этим столбам не смогли добраться мыши, лемминги и прочие мелкие грызуны. У "сооружения", заснятого дятловцами, столбы ровные, никаких затесов снизу.
В общем, лично я убежден, что это все-таки арангас. И далее я на это "сооружение" буду ссылаться как на "арангас". Но если кто-то считает, что это все же мансийский охотничий лабаз - я спорить не буду. Вполне возможно.
Где дятловцы засняли этот арангас? Где они на него наткнулись? Вот какой вопрос нас сейчас интересует более всего. И об этом - далее.
Продолжение: