Найти в Дзене
O K

Музей "Палаты бояр Романовых" на Варварке

Среди многочисленных храмов и исторических памятников на Варварке, особого внимания заслуживает подворье Знаменского монастыря, в котором находятся "Палаты бояр Романовых" - единственный в России музей с историческими экспонатами - подлинными произведениями прикладного искусства и сохранившимися бытовыми предметами патриархального московского боярства XVI–XVII веков. Музей "Палаты бояр Романовых" расположен в историческом здании на территории боярского двора, принадлежавшего в XVI веке основателю рода Романовых - Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву - шурину Ивана Грозного (брату его первой жены - Анастасии Романовны), отцу патриарха Филарета и деду царя Михаила Фёдоровича - первого царя из рода Романовых. Родился Михаил Фёдорович Романов 12 июля 1596 года как раз на Варварке в боярских палатах. После воцарения Михаила Фёдоровича палаты на Варварке стали называть "Старым государевым двором". В состав двора входили три каменных строения и домовая церковь Знамения, где хранилась родовая и

Среди многочисленных храмов и исторических памятников на Варварке, особого внимания заслуживает подворье Знаменского монастыря, в котором находятся "Палаты бояр Романовых" - единственный в России музей с историческими экспонатами - подлинными произведениями прикладного искусства и сохранившимися бытовыми предметами патриархального московского боярства XVI–XVII веков.

Музей "Палаты бояр Романовых" расположен в историческом здании на территории боярского двора, принадлежавшего в XVI веке основателю рода Романовых - Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву - шурину Ивана Грозного (брату его первой жены - Анастасии Романовны), отцу патриарха Филарета и деду царя Михаила Фёдоровича - первого царя из рода Романовых. Родился Михаил Фёдорович Романов 12 июля 1596 года как раз на Варварке в боярских палатах. После воцарения Михаила Фёдоровича палаты на Варварке стали называть "Старым государевым двором". В состав двора входили три каменных строения и домовая церковь Знамения, где хранилась родовая икона Романовых - икона Знамения Пресвятой Богородицы, в честь которой и был основан Знаменский монастырь на Варварке в 1631 году.

Знаменский монастырь сильно пострадал при пожаре 1668 года, но вскоре был восстановлен. В 1679—1684 годах мастерами Фёдором Григорьевым и Григорием Анисимовым был построен каменный двухъярусный пятиглавый Знаменский собор на Варварке. Сгоревшие палаты были отстроены заново.

На сохранившейся белокаменной основе XVI века мастер Мелетий Алексеев создал новые палаты с крыльцом, укреплённые дубовыми сваями. Нижняя часть была сложена из белого камня, второй этаж построили кирпичным, а верх — деревянным. В постройках расположили игуменские кельи, затем в них разместилось управление монастыря.

В Знаменском соборе хранились особо чтимые реликвии рода Романовых: восьмиконечный позолоченный серебряный крест (дар инокини Марфы Ивановны 1622 года); старинная икона Знамения Пресвятой Богородицы (дар Патриарха Филарета по описи 1631 года), образ Знамения, шитый шёлком и золотом с жемчугом.

В XVIII веке монастырь стал приходить в упадок. Заметно пострадали монастырские здания в Троицкий пожар 1737 года.

В 1743 году по указу императрицы Елизаветы Петровны монастырские здания отремонтировали и начали сдавать в аренду.

Во время Отечественной войны 1812 года наполеоновские солдаты разграбили Знаменский собор. Сам монастырь обветшал, но уцелел и не сгорел в пожаре 1812 года.

В 1821 году палаты из-за ветхости планировалось снести и построить новые. На защиту постройки встал архиепископ Филарет (Дроздов), благодаря которому здание удалось сохранить.

В 1856 году во время визита в Москву царь Александр II посетил Знаменский монастырь, обратил внимание на плачевное состояние палат своих предков, приказал отремонтировать палаты и устроить в них музей «Дом бояр Романовых». Работами по реставрации памятника и организации музея руководил архитектор Ф. Ф. Рихтер.

В ходе реставрации Иосиф Иванович Артари расписал крестовые палаты и девичью комнату. Своды других помещений оштукатурили и покрасили; оконные переплёты, карнизы и потолки комнат декорировали резьбой, печи - изразцами. Экспозиция музея включала несколько помещений: поварню, крестовую, молельню, боярскую, девичью, детскую, опочивальню и светлицу. Их обставили мебелью, которую изготовили по образцам мебели Теремного дворца и Ипатьевского монастыря. В комнатах находились и подлинные произведения прикладного искусства: серебряная и расписанная эмалями посуда, шитьё, женские украшения, сундуки, мебель. Были достроены второй и третий этажи, перестелены полы, восстановлены крыльцо и крыша, на которую в виде флюгера установили геральдический знак дома Романовых - грифона.

В современном музейном дворе хранятся фрагменты исторической ограды музея "Дом бояр Романовых", перед которыми установлен стенд с фотографией конца XIX века с изображением этой ограды и музея, открывшегося в 1859 году. В том же году, по царскому указу северо-восточная часть монастырской территории со всеми строениями (вошедшими в новообразованный музей) перешла в ведение Министерства Императорского Двора.

В начале XX столетия последний русский император побывал в Знаменском монастыре дважды - в 1900 году, во время трёхнедельного пребывания в Москве, и в 1913 году, после реставрации Знаменского собора к 300-летию дома Романовых. В связи с этим юбилеем император Николай II заехал в Знаменский монастырь, отслужил молебен в Знаменском храме и посетил музей "Дом бояр Романовых".

После смены власти в 1917 году музей был на время закрыт, а мемориальные вещи Романовых изъяты из экспозиции. В 1920-е годы музей в палатах открылся с новым названием - "Дом боярина XVII века". В марте 1932 года "Дом боярина XVII века" стал филиалом Государственного исторического музея (ГИМ).

В первые месяцы Великой Отечественной войны экспозицию палат разобрали, а музей закрыли. Освободившиеся помещения сдали в аренду различным организациям и частным лицам. В 1951 году была создана комиссия по реставрации постройки под руководством архитекторов Ивана Васильевича Маковецкого. Тогда для удобства осмотра музея устроили внутреннюю лестницу, соединяющую подвал с первым и вторым этажами здания, остеклили арочную галерею дворового фасада.

Последняя большая научная реставрация в музее была проведена в 1984—1991 годах. В ходе той реставрации был реконструирован интерьер терема на основе проектов Фёдора Рихтера, старых фотографий и сохранившихся фрагментов резьбы. Археологи при реставрации обнаружили белокаменную капитель конца XV века, некрополь XVI столетия и два бревенчатых сруба, восточная часть которых уходила под подпорную стену. За ней находилась церковь Святого Георгия в 1450-х годах, когда боярские палаты принадлежали предкам Андрея Кобылы, от которого ведут свой род Романовы.

В начале XXI века музею вернули его практически первоначальное название "Палаты бояр Романовых", а в музейной экспозиции появились предметы, связанные с историей этого рода.

Каменные стены дома Романовых сохранились в музейных подвалах. В "Кирпичном подвале" с толстыми древними стенами и сводчатыми потолками сейчас выставлены предметы быта, которые применялись в хозяйстве с патриархальных времён: серп, вилы, коса, кочерга, коромысло, кадка, плетёные корзины, металлическая посуда, большая ступа с пестом для зерна, маленькая ступка для соли, рубель и скалка.

В соседнем "Белокаменном подвале" XV века - самой древней части дома - раньше хранилась боярская казна - не только деньги, но и любое ценное имущество, включая меха, дорогую одежду, драгоценности и оружие.

Сейчас в музейном "Белокаменном подвале" представлены доспехи и оружие XVI - XVII веков. На переднем плане выставлены артиллерийские орудия того времени - бронзовая пушка и пищаль. На казённой части пищали сохранилась надпись: "Слита пищаль при царе Михаиле Федоровиче Всея Руси лета 7126 (1618 года) мастер Григорий Наумов".

Парадные комнаты в "Палатах бояр Романовых" находятся на втором и третьем этажах дома, на мужской и женской половинах. "Трапезная палата" расположена на втором этаже, на мужской половине дома. Сводчатые потолки "Трапезной палаты" украшены росписью XIX века, а стены обиты парчовой тканью с изображениями грифона и монограммой "МФР". Ткань воссоздана в 2013 году в Государственной научно-реставрационной мастерской "Старинные ткани" по сохранившимся образцам XIX века. На полу - дубовый паркет, в оконных проёмах - слюдяные оконницы.

Средства для обновления интерьера парадной "Трапезной палаты" в 2013 году, к 400-летию избрания Михаила Фёдоровича Романова на царство, выделили потомки Фёдора Рихтера  - семья Черновых-Рихтеров, и Пол Эдвард Куликовский - родственник сестры Николая II .

"Библиотека" в "Палатах бояр Романовых"
"Библиотека" в "Палатах бояр Романовых"

Рядом с просторной "Трапезной палатой" на втором этаже, на мужской половине, находится небольшая боярская "Библиотека". Книги в "Библиотеке" хранились в стенных нишах и в кованых сундуках.

Стены боярской "Библиотеки" обиты зелёным сукном. В красном углу находится икона Иоанна Богослова, на лавке - боярская шапка, справа от входа - изразцовая муравлёная печь, между двумя слюдяными окнами - стол работы первой четверти XVIII века.

В смежной с "Библиотекой" комнате находится "Кабинет боярина", украшенный фламандской золочёной кожей XVII века с тиснёным цветочным орнаментом. В "Кабинете боярина" представлены: стол с письменными принадлежностями, обитое кожей кресло, сундук-теремок с книгами. Возле входной двери установлена печь из зелёных поливных изразцов с рельефными изображениями исторических сюжетов, сказок и бытовых сцен.

На мужской половине расположена и "Комната старших сыновей". По традиции, мальчиков в 5 - 6 лет в боярских семьях переселяли с женской половины на мужскую для дальнейшего воспитания. Боярских сыновей в XVII веке учили чтению, арифметике, риторике, географии.

"Комната старших сыновей" в "Палатах бояр Романовых"
"Комната старших сыновей" в "Палатах бояр Романовых"

Экспонаты в "Комнате старших сыновей" дают представление о том образовании, которое получали боярские дети во второй половине XVII века. В комнате множество исторических вещей: печатный букварь Истомина 1694 года, жизнеописание Александра Македонского, географическая карта, угломер, компас с солнечными часами, и самый интересный предмет - глобус - копия подлинного образца XVII века, изготовленного итальянским картографом Винченцо Коронелли.

На женской половине, на третьем этаже "Палат бояр Романовых" расположены две смежные просторные горницы - "Светлица" и "Комната боярыни". В XIX веке Фёдор Рихтер воссоздал традиционное убранство горниц с деревянными стенами и потолками, украшенными резным кружевом. Между окнами в "Комнате боярыни" висит портрет Натальи Кирилловны Нарышкиной - матери царя Петра I; в красном углу - икона "Знамение" - самый значимый для Романовых образ; на столе - книги и ларцы для украшений; на лавке - колыбель; на персидском ковре на полу - детские игрушки и стульчик-ходунки на колёсиках.

В "Светлице" - самой светлой комнате боярских палат - больше всего окон. Есть в "Светлице" и прялки разных мастей, и ткацкий станок. Мастерицы у окон в "Светлице" заняты рукоделием - одна прядёт, другая, за пяльцами, вышивает.
На столе в "Светлице" разложены приготовленные для шитья раскроенные детали мужского кафтана из турецкого бархата рядом с ларчиками, в которых хранили жемчуг, бусины, драгоценные камни, пряжки и пуговицы для украшения нарядов.

На третьем этаже, в проходных "Сенях", соединённых с горницами, в витринах представлены образцы обуви, одежды, украшений, зеркал, ключей, замков, аптекарской посуды, книг и документов XVII - XVIII веков.
Обойти все помещения боярских палат нам удалось примерно за час. Билеты в "Палаты бояр Романовых" продаются на определённое время - по сеансам. На один сеанс продают не больше 10 билетов из-за ограниченного пространства в отдельных музейных помещениях с тесными переходами, с низкими сводами, с узкими и крутыми лестницами.

Мы ходили в музей "Палаты бояр Романовых" 9 ноября, покупали билеты на сайте ГИМ - на предпоследний сеанс. Когда вышли из музея, прогулялись ещё в сумерках у Знаменского собора и у Старого Английского двора в Зарядье. Видео, снятое в тот день, я постараюсь опубликовать в ближайшее время. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.