Когда Лена поужинала с подругой в кафе, ей в голову наконец-то пришло хорошее решение. Скоро у Толи будет День Рождения. И у нее уже давно установилась традиция, когда она заранее отправлялась на кладбище и убиралась там, высаживала цветы.
Праздник приходился на весну, поэтому обычно кардиохирург также высаживала в могилку цветы, которые больше всего любил ее мужчина, анютины глазки. За окном ее автомобиля вовсю шел дождь, который мягко барабанил по железной крыше. Птицы не переставали петь, но настроение все равно было не очень, ведь перед Днем Рождения Толи она чаще думала о нем, о том, как бы могла сложиться ее жизнь, если бы он был жив.
Лена смотрела на дорогу, но видела совершенно иное: ясные голубые глаза любимого мужчины, которого не стало уже много лет назад. А она все никак не могла выбросить из головы свое горе и научиться с этим жить. Перед ее мысленным взором также возникла его широкая улыбка, которая озаряла светом ее жизнь и прогоняла мрачные мысли.
Теперь жизнь превратилась в череду серых будней, в которых не было ни единого просвета – только улыбки детей, которых она оперировала, хоть как-то придавали ей бордрости и смысла, заставляя вгрызаться в эту жизнь. Раньше на полу их гостиной были постоянно разложены чертежи Толи, когда он над ними работал. И она даже не могла нормально помыть полы, постоянно на него ругаясь. Сейчас же она скучала по тем временам.
- Я строю практически на века, - говорил ее любимый муж, показывая проекты реставрации старинных зданий с исторической ценностью.
Ему так нравилась работа по реставрации, что Лене казалось, что это занятие он любит даже больше, чем ее саму.
Мужчина ушел из жизни совершенно внезапно. Смерть была нелепой для такого талантливого архитектора. Он так и не успел пожить, уйдя из жизни совершенно молодым. Строительные леса обрушились, прижав его к земле и переломав все кости. Для нее тот день стал началом конца. И ей до сих пор снились кошмары, хотя после горя прошло уже много лет. Смерть была мгновенной. И за это она благодарила Всевышнего. Толя хотя бы не мучился. И ушел из жизни быстро.
Она же осталась с невыносимой пустотой внутри и собственным даром, которого оказалось мало, чтобы спасти своего любимого человека. Она вспоминала те события, теребя между пальцев медальон, который много лет назад подарила ей бабушка.
- Запомни, внученька, это не травы исцеляют тело и душу, а вера и любовь. – И сейчас звучал в ее голове голос бабушки Вали.
И любовь, и веру в лучшее Лена потеряла уже много лет назад, когда не стало ее Толика. И она планировала во что бы то ни стало положить конец своим страданиям и вернуть веру и любовь, о которых так часто говорила ее бабушка.
***
Утро было на удивление ясным. Тучи словно смыло с неба ночным дождиком. Лена медленно ехала по пути к кладбищу по старой, убитой дороге, поэтому на каждой кочке подпрыгивая, жутко ругаясь – не хотелось лишний раз разбивать машину, ради которой она и так взяли большой кредит. На пассажирском сидении у нее была расположена рассада цветов, а также просто семена растений, которыми можно было украсить могилку, чтобы порадовать Толю.
Она предпочитала высаживать в основном дикоросы, так как Толя их больше всего любил. Поэтому она взяла семена ромашек, васильков и колокольчиков.
На этот раз девушка остановила свою машину у стареньких ворот, которые при этом были ухоженными. Ворота были покрашены свежей краской, поэтому выглядели очень аккуратно. И хоть на кладбище не каждая могилка была ухоженной, но все равно общее впечатление от него было положительным, ведь там регулярно убирался дедушка Ефим. А еще были благотворители, которые выделяли деньги на реставрацию старинных склепов, которые появились на кладбище впервые еще в дореволюционные времена.
Она взяла рассаду и небольшую сумку с инструментами, воду, перчатки и тряпки, чтобы помыть гранитный памятник от пыли. Девушка направилась по главной аллее в самое сердце кладбища, где и находилась могилка Толи. Вороны каркали, но на душе от этого не становилось страшно.
- Не бойся мертвых, девочка, живых надо бояться, - всегда говорила ей баба Валя, когда девочка шла по кладбищу с ней и озиралась по сторонам.
Казалось, время на кладбище текло здесь по каким-то своим, особым законам. Было тихо, лишь ветер шелестел листьями деревьев, да каркали вороны.
Но при всем своем спокойствии в голове у Лены гудела лишь одна мысль: она не успеет сегодня привести могилку в порядок, ведь всего через несколько часов она была назначена хирургом на важную операцию на сердце у маленькой девочки.
Ей предстояло в течение шести часов проводить реконструкцию клапанов сердца. Это было очень ответственное дело и нельзя было позволить себе появиться на операции с уставшими и трясущимися руками, поэтому она совершенно не представляла, как будет приводить могилку в порядок.
Случай сердечной патологии у ее пациентки был особенным, требующим особенного внимания и концентрации на задаче. Конечно, у нее будут ассистенты, которые непременно помогут. Но сама мысль, что придется провести на ногах больше шести часов, несколько пугала. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают.
Ей некуда было деваться, отказаться было никак нельзя, ведь операции высокого уровня делали в городе только она и еще один хирург. Даже в платных клиниках не было специалистов ее уровня. Осознание того, что она не сможет до конца убраться на могилке, вызывало странное чувство. Ей казалось, что сегодня ей придется предать Толю, своего любимого.
Впервые за много лет ей придется нарушить традицию.
Кладбище, расположенное в большой низине, сегодня было особенно тихим и походило на молчаливый город со своими зданиями и улицами. В левой части кладбища сохранились склепы знати еще с дореволюционных времен. Там были статуи памятников, которые скорбели по умершим людям. Они были настолько жуткими, что у Лены поползли мурашки по спине. Она даже успела почитать стихи на латыни на потемневших плитах памятников.
Но потом, когда она оказалась в центре кладбища и повернула голову направо, ей открыли скромные могилки со звездами, которые появились здесь после войны. А по центру располагались современные гранитные памятники.
- Здесь лежит буквально весь наш город, - говорила раньше бабушка.
Бабушка часто брала девочку на кладбище, показывая родовые захоронения, которые находились и в левой его части, и в правой. А потом по центру похоронили уже и саму бабушку Валю, рядом с ее супругом.
Продолжение уже готово:
Первую часть можно всегда прочитать по ссылке:
Читайте и другие наши рассказы:
Очень просим, оставьте хотя бы пару слов нашему автору в комментариях и нажмите обязательно ЛАЙК, ПОДПИСКА, чтобы ничего не пропустить и дальше. Виктория будет вне себя от счастья и внимания! Можете скинуть ДОНАТ, нажав на кнопку ПОДДЕРЖАТЬ - это ей для вдохновения. Благодарим, желаем приятного дня или вечера, крепкого здоровья и счастья, наши друзья!)