Скоро сказка сказывается, да не скоро тёмное японско-империалистическое дело делается. Прошлая часть эпопеи бомбардировщика Mitsubishi G3M «Тип 96» прервалась на созерцании недружелюбных вод Южно-Китайского моря, сомкнувшихся над двумя потопленными британскими линкорами «Соединения Z» и качающимися на волнах венками, сброшенными позднее на месте событий с борта G4M1, участвовавшего в одной из самых известных атак Второй Мировой: японское командование ещё могло себе позволить играть в сентиментальность с «лыцарством». А впереди было много славных (в кавычках и без) дел.
Статью открывает красочная картинка с участием машины второй, едва ли не самой важной «профессии» ЛА типа «Nell» (почётное кодовое имя G3M было выдано в течении 42-го года), ставшей ближе к концу войны основной. Речь о патрульных операциях с упором на противолодочные действия. На боксарте модели японской фирмы «Хасегава» самолёт, принадлежавший в 45-ом году 903-му, специализированному Корпусу. Попавшая в надводном положении под раздачу подводная лодка, видимо американская, целиком и полностью на совести художника: всё там сложно получалось у японцев.
Итак, устранение главной угрозы в Юго-Восточной Азии на букву «Z» и захват острова Борнео открыли японским дальним бомбардировщикам прямую и короткую дорожку к их любимому ещё с Китая времяпрепровождению: бомбардировке городов. Вернее, практически одного города, Сингапура. Один из первых крупных налётов 13 января 42-го тридцати G3M корпуса «Михоро», идущих без прикрытия закончился… форменным позором. Для непогрешимых англичан, что важно, уточнил Главред. Формация была перехвачена восьмёркой Brewster «Buffalo» Mk.I 488-ой эскадрильи RAF. Британские пилоты смело и умело подставились под огонь 20-мм пушек бомбардировщиков и три истребителя были сбиты. Ну хоть все выжили. Противник ушёл без потерь.
Ларчик такого занятного положения вещей открывался просто: рабочая высота полёта японцев составляла 5000-6000 метров, что было совершенно некомфортно для «Бычков», особенно с гражданскими версиями двигателей Wright G-1820, плюс неопытность молодых лётчиков-истребителей из стран Содружества, многие из которых первый раз увидели современные истребители только ближе к Войне. Это не значит, что «Тип 96» не сбивали. Сбивали, но и ощутимых потерь не было, например за всю Сингапурскую компанию было потеряно всего четыре G3M. Но фото две персоны из корпуса Михоро, участника описываемых событий.
Во время сингапурской Эпопеи, плавно перетекшей в суматранскую, борьба со всевозможными вражьими плавсредствами из важных задач «морских тяжей» так же никуда не исчезла, мало того, оставалась одной из приоритетных. Использовалось исключительно высотное бомбометание с горизонтального полёта (в причины игнорирования торпед записывают и отсутствия наличия последних, и плохое состояние захваченных аэродромов, не позволяющих крупным самолётам взлетать с подобной нагрузкой). При всей сомнительности идеи разбрасывания бомб с большой высоты по сравнительно небольшим целям типа «пароход», успехи, внёсшие заметный вклад в исход боёв в регионе, не заставили себя ждать.
4 февраля 1942 года смешанная группа из 21 G3M2 из 1-го Корпуса и 36 G4M1 в Макасарском проливе, что в Ост-Индии, атаковала группу крейсеров голландского адмирала Карла Доормана, на тот момент командующего объединённой эскадрой Союзников по несчастью (ABDA - American-British-Dutch-Australian Command). В тяжелый крейсер «Хьюстон» (USS «Houston» ) попала одна бомба, выведшая из строя одну из башен ГК, а в старенький легкий крейсер «Марблхед» (USS «Marblehead») две, калибром 250 кг, лишившие «старичка» рулевого управления и отправившие его на ремонт в США. Как результат, запланированная было лихая атака японского десантного соединения у острова Сулавеси закончилась, так и не начавшись. По крайней мере попадания в «Марблхед» относят в заслугу экипажам G3M. К слову, в операции был потерян только один бомбардировщик (G4M). На фото, формация «Тип 96» из 1-го Корпуса.
А дальнейшие события, грянувшие 15 февраля, технично подтвердили, что иногда, чтобы решить поставленную задачу, попадать во «вражин» совсем не обязательно («это если у противника процессом руководят идиоты», бескомпромиссно определил Редактор-кот). В тот день, на эскадру всё того же Доормана, состоявшую из пяти крейсеров и десяти эсминцев, идущую в районе Северной Суматры на перехват очередного японского десантного соединения, тринадцать палубных B5N с «Рюдзё» и пятьдесят G3M2 Корпусов Гензан и Михоро высыпали с горизонтали «море чугуния». Без единого прямого попадания и серьёзных повреждений от близких разрывов. Тем не менее, храбрый и мудрый голландский адмирал счёл за благо ретироваться. Ну и конечно, происходящая в то же время катастрофа Сингапура и захват Северной Суматры, где японцам достались практически нетронутые НПЗ («нефтянка»).
Всё почти как в известном меме с Добрыней Никитичем, который Редактор нашёл в Сети. Практически до 8 февраля 42-го, когда японская армия начала штурм непосредственно города Сингапур, никакого плана эвакуации ни военных, ни гражданских в природе не существовало. Когда английское командование очнулись от летаргического сна, занявшись плохо организованной импровизацией, было уже поздно. И всё это в условиях наступающей паники и хаоса, в которые свою лепту внесли и бомбардировки непосредственно города, в том числе и «героями» статьи.
Конечной точкой эвакуации была Батавия (нынешняя Джакарта), что на острове Суматра, до которой из Сингапура было плыть да плыть (около 900 км). Японцы о путях практически неорганизованного «исхода» знали и ближе к развязке (Сингапур капитулировал 15 февраля), а так же после неё, с 13 по 17 февраля, силами флота и авиации устроили форменный геноцид британцам и сочувствующим, не разбирая военные ли, или гражданские. В скорбном списке (далеко не полном, ибо мелкие плавсредства типа «джонка» никто не считал)- шестьдесят девять потопленных и захваченных боевых кораблей и всевозможных «транспортов» различного типоразмера, из которых двадцать одно было поражено авиа-ударами. «Двухмоторники» всех трёх имевшихся поблизости Корпусов (Гензана, Михоро и Канойи на G4M1), приняли самое живейшее участие в избиении, отчитавшись о потоплении трёх транспортов, одного минного заградителя и повреждении ещё девяти «посудин».
Верхнее фото: с повреждённого авиацией парохода «Нора Моллер» эсминец «Тенедос» снимает выживших. Дело происходило несколько раньше, 3 февраля, но чтобы лучше понять «глубину глубин организации», стоит сказать, что на судне водоизмещением почти 4500 брт эвакуировалось всего 44 человека (31 гражданский и 13 военных). Нижнее фото: потери вот таких вот катерков, по своей инициативе покидавших обречённый и горящий Сингапур (на заднем плане) никто не считал.
После «азиатского Дюнкерка», пришло время «Австралийского Перл-Харбора» - так, склонная всё и вся преувеличивать австралийская историография называет комбинированный налет на порт и аэродромы Дарвина, проведённый в два приёма 19 февраля 1942. Утром местечко посетила палубная авиация, взлетевшая с четырёх авианосцев («Акаги», «Кага», «Хирю» и «Сорю») и много чего поломавшая в порту, а так же потопившая в гавани девять всяких кораблей-судов, включая один эсминец. В воздухе под горячую руку попали девять успевших взлететь истребителей Curtiss P-40E и оказавшаяся не в то время не в том месте «Каталина». В полдень пришёл черед пятидесяти четырёх базовых бомбардировщиков, обработавших с высоты более пяти километров местную базу RAAF, где сгорели шесть австралийских Lockheed «Hudson», пара американских P-40, один LB-30 (ранний «Либерейтор») и шесть учебных самолётов. На последствия удара по Перл-Харбору это тянет только при очень больном большом воображении, но огорчает немного другое.
Переполненный энтузиазмом Редактор быстренько разыскал в Интернете состав участников второго налёта (27 G3M и 27 G4M1, только почему-то нигде подразделения не указывались) и продолжил следствие, закончившееся в отношении «Типа 96» полным провалом: 19 февраля Дарвин посетили исключительно «Бетти» корпуса Канойя, взлетевшие с аэродромов Голландской Ост-Индии. Подтверждения участию «Неллов» несчастный кот не нашел. Разочарованию не было предела (на фото), потребовалось успокоительное (на этом же фото, только внизу, справа).
А тем временем на фронтах Тихоокеанской Войны сгущавшиеся над японцами тучи медленно, но верно превращались в сплошной грозовой фронт, всю мощь которого коллективный герой статьи, бомбардировщик Митсубиси G3M, толком застать не успел, оставшись без почётного прозвища, вроде «Летающей Зажигалки» (как некоторые) и ограничился всего лишь американским кодовым именем «Нелл» (Nell). Всё дело в том, что с апреля 1942 года, после благополучного «освобождения» нефтеносной Ост-Индии (Индонезии), три из четырёх Корпусов, вооружённых старыми «Рикко», стали постепенно получать новые, «Тип 1» (он же Mitsubishi G4M1, или «Бетти»), для чего оставшаяся матчасть и личный состав, где в полном составе, где частично, выводились из прифронтовой области, как правило на базы Маршалловых островов.
Исключение составил Корпус «Гензан», сохранивший старые добрые «Неллы» до своего расформирования в марте 43-го. Редактор, резко подобревший после «успокоительного», громогласно заявил, что вообще не видит особых преимуществ у G4M1 перед G3M3, кроме большей крейсерской скорости и …заснул. На фотографии как раз машина именно этой модификации, приписанная к «Гензану». Фото вероятно сделано не ранее лета 42-го (самолет уже несёт однотонный «зеленый» заводской камуфляж), но не позднее ноября того же года, когда всем авиачастям морской авиации сменили нумерацию («Гензан» стал 755-ым Корпусом). Соответственно сменились и буквенно-цифровые коды на хвосте (а в нашем случае старое обозначение, начинающееся с литеры «G»).
Самой крупной «прощальной гастролью» G3M, как бомбардировщика, стало воздушное наступление на Порт-Морсби, что на Новой Гвинее. В нечастых налётах весны-лета 42-го, не столько на городишко, сколько на аэродромные узлы, приняли участие остатки 1-го Корпуса и «Гензана». Численность бомбардировщиков в каждом вылете не превышала двадцати машин, а относительную безопасность обеспечивала высота полета (выше пяти км), не очень удобная для Curtiss P-40E и особенно, для ранних Bell P-39, а так же истребительное прикрытие из Mitsubishi A6M «Корпуса Экспертов Тиниан» - тогда ещё могли и умели. Например, 26 июня «Зеро» сбили четыре «Кобры», пытавшиеся добраться до подопечных бомбардировщиков. Самый большой известный успех – уничтожение 26 апреля на земле трёх Douglas A-24.
«Неллы» приняли участие и в знаковых событиях Тихоокеанской Войны того периода, например в сражении в Коралловом Море. Вылетевшие 7 мая 42-го из Рабаула 19 G3M (видимо 1-го Корпуса), вооружённые бомбами и 12 G4M с торпедами, атаковали днём соединение TF.44 из трёх крейсеров и двух эсминцев, правда ни те, ни другие ни в кого не попали. Отметились «старички» и в известном ночном налёте 29 января 43-го на конвой у острова Реннелл: совместная атака торпедоносцев G3M из 701-го корпуса (бывшего до ноября 42-го Корпусом «Михоро») и G4M привела к двум торпедным попаданиям в тяжелый крейсер «Чикаго» (USS «Chicago»), который на следующий день большой кровью добили «Бетти». На фото взлетающий, видимо из Рабаула, борт 1-го Корпуса.
Однако всё это уже было редкими отголосками былого величия: должен был остаться только один и он остался, «искромётный» во всех смыслах Mitsubishi G4M1 «Rikko-Betty». Безусловно, в ударных авиачастях первой линии ограниченное число подобных машин сохранялось вплоть до конца войны, и даже боевые вылеты совершались, но речь шла о вспомогательных операциях (разведка-патрулирование-транспорт, «сгоняй-ка за пивом»). Тем более, что в марте 1943-го года все четыре Корпуса-Ветерана, вооружённых «Тип 96», были вообще расформированы.
Естественно, устаревшая («и совсем не устаревшая», обиделся Редактор) матчасть массово пошла во всевозможные учебные подразделения: у японцев до самого конца войны сохранялась разветвленная система подготовки лётного состава. Другой вопрос, как она работала в условиях вынужденных ограничений по времени подготовки и запасам топлива. Борт на фото принадлежит учебному Корпусу «Синтику» (Shinchiku Kokutai), созданному в апреле 42-го на одноимённой базе Формозы и распущенному в январе 44-го. Фюзеляжное Хиномару в белом квадрате – дань приказу Флота за номером 162 от 21 августа 1942 года о совместных знаках быстрого опознавания авиации Флота и Армии: приказ выполнялся так себе, «красный круг в квадрате» явлением массовым не был, но встречался и в 1943 году, в том числе и на Армейских ЛА.
Что касается боевых авиачастей, то например в 761-ом корпусе, разбитом в пух и прах летом 44-го на Марианнах, числилось на момент дезинтеграции тридцать два «Бетти» и семь «Неллов», использовавшихся для патрулирования. В ограниченном количестве G3M присутствовали и в полновесном 762-ом корпусе, специализирующемся на ночных торпедных атаках и составлявшем основу т.н. «Tkogeki Butai», более известном как «T-Force», безуспешно пытавшемся 12-14 октября 44-го сделать больно американскому флоту у Формозы. Основу авиачасти составляли более совершенные машины, G4M2 и P1Y1, зачастую оснащённые радиолокаторами.
Автор не смог найти подтверждений участия «Неллов» в молодецких, но бестолковых октябрьских налётах 762-го Кокутая на флот «американских партнёров», чем вызвал праведный гнев ГлавВреда, который долго и протяжно протестовал, традиционно ночью. А на фото борт, относимый именно к этому подразделению. Формоза, образца 1944 года.
Помощь в трудоустройстве потерявших было актуальность вполне бодрых и дерзких «стариканов» пришла откуда не ждали, от американских подводников. Ситуация с потерями торгового тоннажа от звёздно-полосатого подплава принимала такой скверный оборот, что в Морской авиации, в 1944 году, был сформирован целый Эскортный Авиа-флот за номером 1 (Dai-Ichi Goei Kantai) в который стали сводить часть номерных Корпусов «девятисотой серии», которые уже посильно боролись с угрозой из-под воды.
В таком сложном деле, как «ПЛО-боротьба», японцам должен был помочь технический прогресс, не стоявший на месте. Отчасти это было именно так. К 1944 году Флот располагал и вполне себе работоспособным бортовым радиолокатором «Тип 3» (на фото передающая антенна, установленная в носу G3M), и детектором магнитных аномалий (ДМА), тоже «Тип 3», или «Jikitanchiki». Все это великолепие основательно уступало по ТТХ аналогичным американским образцам-одногодкам, но что имели, с тем и танцевали. Единственное известное фото «Нелла» с установленной РЛС - перед вами. Фотографий-чертежей-схем-комиксов детектора аномалий «Тип 3» вообще нет и откуда в поп-литературе взяли числа «20-40 переоборудованных машин» Авторский Коллектив не знает.
Качество БРЭО отчасти компенсировалось количеством. Например самый известный патрульный 901-ый Корпус, отдельные подразделения которого были разбросаны по всему, ещё не отвоёванному ворогами Тихому Океану, полностью соответствовал высокому званию «Авиа-Корпуса» и на начало мая 45-го включал по штату 212 аэропланов различных типов из которых «Рикко» (G3M-G4M) составляли абсолютное меньшинство: от 12 до 24 штук (одну-две эскадрильи). Количество, сравнимое с куда более редкими и ценными большими летающими лодками H6K-H8K.
На фото машина 901-го Корпуса, найденная американцами в 1945 году на Окинаве. Редактор любезно пояснил, что литера «С», нарисованная на фюзеляже, говорит об установке на данном, конкретном самолёте магнитного детектора аномалий: японские устройства имели скверную чувствительность и чтобы захватить максимальную по ширине площадь водной поверхности, где скрывался (возможно) коварный противник, несколько самолётов шли строем «фронт», выдерживая минимальную дистанцию между ЛА. Если литера «С» с идущего рядом самолёта выглядела как литера «О» - расстояние между самолётами превышало допустимое и машины смыкали строй («пока не врежутся», съехидничал ГлавВред).
И о скромных успехах на ниве ПЛО. Из восьми потопленных с участием авиации американских подлодок, одна – это чистая победа именно G3M, причём из 901-го Корпуса. 18 апреля 1944 года пара патрульных «Неллов» обнаружила в 166 милях северо-восточнее Иво-Джимы идущую в надводном положении подлодку «Гёджен» (USS «Gudgeon», «Пескарь» по-нашему). Одна из двух сброшенных 250-кг бомб точно угодила в цель.
Еще один представитель неслыханно удачливого 901-го Корпуса. И опять вдребезги разбитый (конец войны, что делать) и опять фото сделано американскими туристами в хаки. На фюзеляже виден ещё один вид «измерялки расстояний» для использования ДМА, а не то, что озвучил Редактор-альтернативщик (что-то там про чемпионат Флота по дартсу среди тамплиеров-попаданцев).
В добровольно-принудительном движении «Токко» («Камикадзе») бомбардировщики «Тип 96» замечены не были, что не удивительно: в отличии от Армейского командования, флотские со скепсисом относились к использованию крупных машин для подобных целей, уж слишком большая и неповоротливая цель что для зенитчиков, что для истребителей. До логического конца дожили не многие, но дожили, причём безнадёжность поражения рождала причудливые образования, вроде Корпуса за номером 1081, куда с неясными целями собрали всё, что могло в теории подняться в воздух.
В ожидании неизбежного, японские авиа-граждане развлекались как могли, поэтому самолёты 1081-го Кокутая несли занятные обозначения и доселе невиданные на типе ЛА вариации камуфляжей.
На такой, художественной ноте пришло время Китографии-1/72. Открывает хит-парад звезда 60-х, уже упоминавшаяся в первой части японская фирма «Micro Ace», ранее именовавшаяся ARII, а ещё ранее LS.
Японцы сориганальничали, предложив самую массовую, но и самую «невоевавшую» модификацию G3M3 «модель 23», которой видимо соответствует единственный вариант корпуса Гензан, присутствующий в статье б/н G-336. Оставшиеся (Корпусов Канойя и Михоро) гордо несут камуфляж «Кумогата» и относятся к G3M2. Да и на такой модели, какая по сути разница?
О пластике уже все было сказано: игрушечная деталировка из 60-х, чистые «фонари» (правда основной со следами толкателей в неудобном месте), внутренний клёп (паровоз-стайл).
Учитывая наличие брутального конкурента, авторский коллектив находит приобретение модели уделом очень экономных маньяков-энтузиастов. Вариантов подвески два: либо торпеда, либо восемь, весьма утрированных 60-кг бомб.
Хотя, если не цепляться… то почему бы и нет.
Редактор опять категорически не согласен. Всё из-за странного вида задней стрелковой «башни-черепахи» с 20-мм пушкой и диковатого вида боковых блистеров.
Несколько более привлекательна модель транспортной версии, Mitsubishi/Yokosuka L3Y, или «Tina». Правда уже для одержимых маньяков-энтузиастов.
Производитель предлагает на выбор двух участников рекордных перелётов 1939 года: борт с рег.номером J-BEOC и именем собственным «Yamato» , махнувший из Токио в Рим, а так же J-BACI («Nippon») – из «кругосветного» перелёта (было такое).
Третий вариант – военный L3Y2, неизвестный авторскому коллективу борт из 1001-го транспортного Корпуса образца 1945 года. Если что, разница в «заборниках» на верхней части капота двигателя у «рекодсменов» и поздней «Тины» в комплектации модели отражена.
Общая унылость положения с «Неллами» закончилась в 1997 году, когда японская «Hasegawa», в 90-х бодро взявшая за японскую авиатехнику в 1/72, выпустила и модель «пушечного» G3M2/3.
На сегодняшний день известно о тринадцати изданиях, а модель в оформлении самого первого, 1997 года, показанного выше, была перевыпущена в 2019. Вполне естественно, были представлены машины Корпусов Гензан и Михоро (G-343, фотографии которого нет и широко известный M-323), активных участников истребления «Соединения Z» 10 декабря 1941 года.
«Звёздному часу» бомбардировщика, декабрю 1941 в Малайе, вообще уделялось повышенное внимание, что выразилось в появлении целой линейки выпусков, связанных с двумя авиачастями, участвовавшими в мероприятии.
Кроме декалей различались и варианты подвески: в верхнем слева – только торпеда, в верхнем справа - и торпеда, и бомбы. В двух нижних, посвящённых по отдельности Корпусам Гензану и Михоро – только бомбы (восемь калибром 60-кг и две по 250 кг). В тематическом наборе по Корпусу Гензан имелся поздний вариант, G3M3, упоминавшийся ранее G-336. Он же изображён на боксарте (картинка справа внизу).
Был выпущен набор, посвящённый противолодочным вариантам «Нелла», хотя по пластику, никакого намека на антенны радара, магнитного детектора или глубинных бомб не было, но кому сейчас легко.
Кроме титульно-коробочного «903-го Корпуса» имелся вариант и из 901-го, упоминавшегося в статье борта, б/н KEA-395.
Подтверждение заглавному варианту в природе имеется, уже традиционно для конца Войны немножко поломанное:
Интересным выпуском, по мнению Авторского Коллектива, был релиз 2014 года, где представлялся 1-ый Корпус (1st Kukutai).
Вариантов с разными буквенно-цифровыми кодами было аж пять. Кот нашёл фото-подтверждения уровня «вот мутное фото кусочка хвоста, возрадуйтесь» только на пару из них.
Остальное творчество дружной командой горе-писателей было признано трешем и угаром. Два выпуска были посвящены «Неллам» с дарственными надписями (Houkokugou).
У Редактора возник хороший вопрос, а точно ли машины 13-го Корпуса, расформированного в ноябре 1940, (верхний боксарт) и б/н «434» с нижнего боксарта, были «пушечными» G3M2? Но кто мы, в конце-то концов, такие, чтобы задавать всякие вопросы?
А три выпуска, посвящённые исключительно учебным подразделениям, вызвали единственный немой вопрос «Кому и для кого это всё сделано?!»
Целых три релиза отдали на откуп учебным подразделениям Корпусов Синтику (в статье упоминался), Канойя образца 1944 года и Миязаки, прославившихся только тем, что у них имелись G3M едва ли не в единичных количествах. Набор посвящённый «Корпусу Миязаки» (нижняя картинка) на данный момент последний, из выпущенных «Хасегавой» (2023 год).
О пластике, вернее его качестве, говорить собственно нечего. Чистое, аккуратное литьё, деталировка достойная (с оговорками) «изкоробочной» сборки: вся «японская серия двухмоторников» от «Хасе» одного качества, вполне актуального и на сегодняшний день.
Из недостатков – упоминавшаяся относительная скудность подвески, меняющаяся от набора к набору (где-то только бомбы, где-то только торпеда). Правда, это кому как.
Ну ещё, пожалуй, недостаток информации. Даже в специализированных изданиях. Например, по боковым блистерам и, главное, по подвеске: известно, что машина была оборудована неким подобием «многозамковых» бомбодержателей, а как это было устроено на практике, нигде толком не показано. Что уж говорить о радарах и магнитных детекторах. Поэтому, пользуясь случаем, ГлавВред решил передать Корпорации «заклёпочников» пламенный привет и хорошую песню (что-нибудь про котов, «человек и кошка» подойдёт).
Проблему различия между модификациями G3M2 и G3M3 (пресловутый заборник на капоте) производитель решил изящно и просто, дав нечто «среднее по больнице»: не такой высокий, как у «модели 22», но и не такой широкий, как у «23-ей».
Спев по случаю ещё одну оду «Заклепочникам» (теперь это был «Du Hust» из репертуара Надежды Кадышевой), редактор в авторитарном стиле решил, что пора закругляться и обошёлся без глубокомысленных выводов. Редактор знает, Редактор мудр, закругляться, значит закругляться.
Поэтому, всем добра и всего наилучшего.
*Использована информация из открытых источников.