Свадебное торжество у деревенских жителей всегда было в чести, а сопровождающие его многочисленные ритуалы и традиции делали мероприятие оригинальным. Некоторые со временем теряли свой первоначальный смысл и превращались в забавное представление, но именно этим свадьба порой и запоминалась.
Одним из таких неизменных ритуалов являлось «закидывание молодым зайца» или «продажа дороги» - это когда новобрачным перегораживали дорогу и требовали выкуп за проезд. Считалось, что преодоление такой преграды символизирует готовность супруга отстаивать свою жену любыми способами.
Почему именно заяц? По поверьям и приметам, хвост и голова зайца у некоторых славян являлись своеобразным оберегом от злых духов, поэтому фигурку этого животного подружки невесты традиционно подносили жениху, прося взамен денег. Считалось, что если этот зверёк перебежал дорогу, то лучше вернуться домой - удачи не будет ни в делах, ни в охоте; но чтобы удача сопутствовала в жизни, надлежало откупиться, дабы откуп привлёк положительные силы и отпугнул всё отрицательное.
Как правило, участвовали в этой забаве те из деревенских, кто не попал в число приглашённых на торжество, а также местные подростки. Зачастую выкупать проезд по единственной деревенской улице приходилось несколько раз - для этого жители самоорганизовывались по секторам, включающим три-четыре рядом стоящих дома.
Однако иногда таковыми становились совсем посторонние лица, волею случая оказавшиеся на пути следования свадебной кавалькады: это могли быть совхозные механизаторы, трудившиеся поблизости на уборке зерновых и неведомым образом прознавшие про свадьбу (те просто перегораживали дорогу трактором или комбайном); свадебный кортеж мог «попасть под раздачу» ушлым пастухам со стадом коров; ну и так далее - в том же духе. И везде приходилось раскошеливаться! Поэтому окружению жениха приходилось загодя просчитывать возможные траты, дабы не попасть впросак...
Порой доходило до того, что вконец опустошённым молодым приходилось втайне менять первоначальный маршрут и следовать окольными дорогами. Но такое происходило крайне редко по одной простой причине: эта традиция считалась у деревенских счастливой приметой, где выкуп являлся не самоцелью, а способом поздравить молодых. А потому никто не обижался на подобные «заслоны». Равно как и на их количество...
В качестве выкупа шло спиртное, деньги и сладости (последние - для детворы). Варианты «зайцезакидывания» были самые разнообразные, но наиболее распространёнными являлись следующие.
Обычно поперёк дороги становились несколько человек, взявшись за руки, или же натягивалась верёвка, а ещё могли перегородить её жердью или обычным бревном. Вольно-невольно свадебному кортежу из нескольких авто приходилось останавливаться. Кто-либо из приближённых жениха вступал в «переговоры», основной целью которых было освобождение проезжей части при минимальных затратах на угощение. Предполагалось по определению, что в ходе импровизированной словесной перепалки с двух сторон (как правило, с прибаутками и частушками) участники свадьбы должны сдать свои позиции и начать задабривать «держащих» дорогу. После чего те, удовлетворённые обхождением и выставленным угощением, освобождали дорогу, сопровождая проезд заздравными тостами и пожеланиями долгой счастливой жизни молодым.
У меня самого на свадьбе случилось оригинальное «забрасывание зайца». Дело в том, что свадьба проводилась в калининской деревне (откуда родом молодые), а вот роспись - в подмосковной Дубне (там в то время проживал ваш покорный слуга). И путь следования свадебного кортежа лежал через водную преграду - канал имени Москвы. А единственным средством для переправы являлся (да и сегодня является) паром. Представляете изумление на лицах наблюдавших сию удивительную картину?! При этом ушлый паромщик не растерялся - шустренько опустил шлагбаум перед головной свадебной автомашиной!
Вот в такой неожиданной обстановке пришлось откупаться. К слову сказать, на обратном пути из ЗАГСа ситуация повторилась...
Не обходилось без выкупа и при следовании жениха к дому будущей жены. Тут его окружению приходилось выкупать не только «проезд дороги», но и калитку, и дверь, которые были перекрыты соседями и родственниками невесты.
Замечу, что здесь одно лишь угощение не всегда срабатывало. Достаточно широко в деревнях был распространён ритуал испытания богатырской силы жениха: к примеру, он должен был убрать бревно, перекрывавшее дорогу к дому невесты; заполнить водой из колодца огромную бочку; расколоть пяток специально подготовленных для этого берёзовых комлей-чураков. Вот это было действительно испытание!
Но от жениха ждали не только демонстрации силы: в то время, как он это всё проделывал, со всех сторон в его адрес неслись шутки и насмешки - тем самым проверяли способность будущего мужа выходить из затруднительной ситуации с помощью юмора, находчивости и отличного настроения.
Боюсь, что сегодня в городских условиях повторить эту свадебную традицию вряд ли удастся: люди просто не поймут!
А я вот о чём подумал: всего лишь 40 лет прошло с той свадьбы, а жизнь изменилась настолько, будто мы в другом мире живём! И словно не традицию потеряли, а нечто большее…
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!