Осенью 1948 года на конвейер Горьковского автозавода встал первый советский массовый грузовой внедорожник ГАЗ-63. В 77-ю годовщину предлагаем вам вспомнить, как создавалась и развивалась эта выдающаяся машина
От идеи до производства: ключевые моменты создания ГАЗ-63
Давайте кратко вспомним, как начиналась история грузовика ГАЗ-63.
- В феврале 1943 года постановлением Совнаркома СССР принимается решение о возобновлении проектирования семейства грузовиков ГАЗ-51 (4x2), ГАЗ-63 (4x4), ГАЗ-33 (6x6). От довоенных прототипов 1939-1940 года по сути остаются только индексы. Все ключевые узлы и агрегаты пересматриваются, автомобили полностью перекомпоновываются с сохранением габаритов довоенных моделей и высокого уровня унификации между ними (более 80%).
- К декабрю 1943 года изготавливаются два опытных образца ГАЗ-63 с использованием кабин и оперения от ленд-лизовских грузовиков Studebaker. Машины успешно проходят испытания: на образцах отрабатывают общую компоновку и выявляют износостойкость агрегатов. Опытные ГАЗ-63 оснащают 82-сильным рядным шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11, новым однодисковым сцеплением и 4-ступенчатой коробкой передач. Водители высоко оценивают машину за легкость и удобство управления в сравнении с довоенным прототипом. По проходимости новинка превосходит даже американские военные грузовики Studebaker, GMC и International с колесной формулой 6х6.
- 19 июня 1945 года опытные образцы ГАЗ-63 и ГАЗ-51 показывают в Кремле членам Правительства. Оба новых горьковских грузовика получают одобрение, что формально открывает для них дорогу к конвейеру. При этом в 1945–1946 годах многие элементы конструкции подвергаются доработке: например, принимается более простой двигатель в 70-сильном исполнении, кабины из-за тяжелого положения в стране со стальным прокатом временно решено делать деревометаллическими. Система отопления в такой кабине не предусмотрена, а треугольные форточки в дверях крепятся неподвижно.
- Подготовка производства ГАЗ-63 в условиях послевоенного дефицита ресурсов затягивается на два с лишним года. Первые товарные экземпляры полноприводных грузовиков ГАЗ-63 выходят из ворот завода в конце сентября 1948 года. При этом полсотни машин из первого выпуска оставляют на заводе для контрольных испытаний на межцеховых перевозках, а затем отправляются на «внешнюю проверку» - государственные испытания, по итогам которых группе заводских конструкторов вручается Сталинская премия.
Лучшие традиции внедорожной техники Горьковского автозавода находят свое продолжение в самых новых моделях. Познакомьтесь с грузовиком «Садко 9»
Техническое развитие ГАЗ-63: краткая история модернизаций и инноваций
Полноприводные грузовики ГАЗ-63 выпускались с регулярными модернизациями, часто синхронно с автомобилями семейства ГАЗ-51. Уже в 1949 году для ГАЗ-63 разработали металлическую кабину модели ГАЗ-81В (деревянными оставались лишь каркасы дверей), которая была полностью внедрена к 1952 году. В это же время грузовики получили систему отопления, значительно улучшившую комфорт водителей.
В дальнейшем проводилась работа над удобством управления: уменьшили диаметр рулевого колеса, чтобы обеспечить лучший обзор водителям низкого роста. Были упрощены приборные щитки для облегчения ремонта. В 1953 году грузовики начали оснащать более крупными шинами (размерность 10,00–18), а на платформы по ГОСТу установили световозвращатели для повышения безопасности.
В 1956 году дисковый стояночный тормоз заменили на барабанный, а в 1957-м кабина полностью избавилась от деревянных деталей, получив цельнометаллические двери (индекс такой кабины ГАЗ-81). К 1958 году в конструкцию добавили указатели поворотов, а в 1961-м — усиленное сцепление увеличенного размера.
Также в конце 1950-х и начале 1960-х годов добавили второй задний габаритный фонарь, изменили полярность электрооборудования, а аккумулятор переместили в более защищенное место, под сиденье водителя. С июля 1964 года начала применяться новая раздаточная коробка, унифицированная с ГАЗ-66.
За 20 лет жизни на конвейере автомобиль ГАЗ-63 был произведен в количестве 474 464 экземпляра
Производство ГАЗ-63 завершилось в первой половине 1968 года, однако многие грузовики сохранялись в эксплуатации вплоть до 2000-х годов, что свидетельствует об их надежности и востребованности.
В следующей статье мы покажем вам самые любопытные модификации, которые родились за долгую конвейерную жизнь ГАЗ-63.
Ставьте лайки! Подписывайтесь на наш Телеграм-канал! Здесь много интересного.
А также обратите внимание на фирменные сувениры Горьковского автозавода #ГАЗМЕРЧ.