Найти в Дзене
Автозавод NN

Легенда в деталях: краткая история первого советского полноприводного грузовика

Осенью 1948 года на конвейер Горьковского автозавода встал первый советский массовый грузовой внедорожник ГАЗ-63. В 77-ю годовщину предлагаем вам вспомнить, как создавалась и развивалась эта выдающаяся машина Давайте кратко вспомним, как начиналась история грузовика ГАЗ-63. Лучшие традиции внедорожной техники Горьковского автозавода находят свое продолжение в самых новых моделях. Познакомьтесь с грузовиком «Садко 9» Полноприводные грузовики ГАЗ-63 выпускались с регулярными модернизациями, часто синхронно с автомобилями семейства ГАЗ-51. Уже в 1949 году для ГАЗ-63 разработали металлическую кабину модели ГАЗ-81В (деревянными оставались лишь каркасы дверей), которая была полностью внедрена к 1952 году. В это же время грузовики получили систему отопления, значительно улучшившую комфорт водителей. В дальнейшем проводилась работа над удобством управления: уменьшили диаметр рулевого колеса, чтобы обеспечить лучший обзор водителям низкого роста. Были упрощены приборные щитки для облегчения ре
Оглавление

Осенью 1948 года на конвейер Горьковского автозавода встал первый советский массовый грузовой внедорожник ГАЗ-63. В 77-ю годовщину предлагаем вам вспомнить, как создавалась и развивалась эта выдающаяся машина

Один из первых производственных образцов ГАЗ-63 с деревометаллической кабиной
Один из первых производственных образцов ГАЗ-63 с деревометаллической кабиной

От идеи до производства: ключевые моменты создания ГАЗ-63

Давайте кратко вспомним, как начиналась история грузовика ГАЗ-63.

  • В феврале 1943 года постановлением Совнаркома СССР принимается решение о возобновлении проектирования семейства грузовиков ГАЗ-51 (4x2), ГАЗ-63 (4x4), ГАЗ-33 (6x6). От довоенных прототипов 1939-1940 года по сути остаются только индексы. Все ключевые узлы и агрегаты пересматриваются, автомобили полностью перекомпоновываются с сохранением габаритов довоенных моделей и высокого уровня унификации между ними (более 80%).
  • К декабрю 1943 года изготавливаются два опытных образца ГАЗ-63 с использованием кабин и оперения от ленд-лизовских грузовиков Studebaker. Машины успешно проходят испытания: на образцах отрабатывают общую компоновку и выявляют износостойкость агрегатов. Опытные ГАЗ-63 оснащают 82-сильным рядным шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11, новым однодисковым сцеплением и 4-ступенчатой коробкой передач. Водители высоко оценивают машину за легкость и удобство управления в сравнении с довоенным прототипом. По проходимости новинка превосходит даже американские военные грузовики Studebaker, GMC и International с колесной формулой 6х6.
  • 19 июня 1945 года опытные образцы ГАЗ-63 и ГАЗ-51 показывают в Кремле членам Правительства. Оба новых горьковских грузовика получают одобрение, что формально открывает для них дорогу к конвейеру. При этом в 1945–1946 годах многие элементы конструкции подвергаются доработке: например, принимается более простой двигатель в 70-сильном исполнении, кабины из-за тяжелого положения в стране со стальным прокатом временно решено делать деревометаллическими. Система отопления в такой кабине не предусмотрена, а треугольные форточки в дверях крепятся неподвижно.
Испытания ГАЗ-63 из первых производственных партий
Испытания ГАЗ-63 из первых производственных партий
  • Подготовка производства ГАЗ-63 в условиях послевоенного дефицита ресурсов затягивается на два с лишним года. Первые товарные экземпляры полноприводных грузовиков ГАЗ-63 выходят из ворот завода в конце сентября 1948 года. При этом полсотни машин из первого выпуска оставляют на заводе для контрольных испытаний на межцеховых перевозках, а затем отправляются на «внешнюю проверку» - государственные испытания, по итогам которых группе заводских конструкторов вручается Сталинская премия.
Лучшие традиции внедорожной техники Горьковского автозавода находят свое продолжение в самых новых моделях. Познакомьтесь с грузовиком «Садко 9»

Техническое развитие ГАЗ-63: краткая история модернизаций и инноваций

Полноприводные грузовики ГАЗ-63 выпускались с регулярными модернизациями, часто синхронно с автомобилями семейства ГАЗ-51. Уже в 1949 году для ГАЗ-63 разработали металлическую кабину модели ГАЗ-81В (деревянными оставались лишь каркасы дверей), которая была полностью внедрена к 1952 году. В это же время грузовики получили систему отопления, значительно улучшившую комфорт водителей.

Испытания версии ГАЗ-63А с механической лебедкой самовытаскивания. Кабина у этой модификации несла собственный индекс ГАЗ-81А, поскольку отличалась дополнительным вырезом в полу под размещение рычага управления коробкой отбора мощности
Испытания версии ГАЗ-63А с механической лебедкой самовытаскивания. Кабина у этой модификации несла собственный индекс ГАЗ-81А, поскольку отличалась дополнительным вырезом в полу под размещение рычага управления коробкой отбора мощности

В дальнейшем проводилась работа над удобством управления: уменьшили диаметр рулевого колеса, чтобы обеспечить лучший обзор водителям низкого роста. Были упрощены приборные щитки для облегчения ремонта. В 1953 году грузовики начали оснащать более крупными шинами (размерность 10,00–18), а на платформы по ГОСТу установили световозвращатели для повышения безопасности.

Испытания версии ГАЗ-63А с механической лебедкой самовытаскивания
Испытания версии ГАЗ-63А с механической лебедкой самовытаскивания

В 1956 году дисковый стояночный тормоз заменили на барабанный, а в 1957-м кабина полностью избавилась от деревянных деталей, получив цельнометаллические двери (индекс такой кабины ГАЗ-81). К 1958 году в конструкцию добавили указатели поворотов, а в 1961-м — усиленное сцепление увеличенного размера.

Испытания ГАЗ-63А в пустыне Каракумы
Испытания ГАЗ-63А в пустыне Каракумы

Также в конце 1950-х и начале 1960-х годов добавили второй задний габаритный фонарь, изменили полярность электрооборудования, а аккумулятор переместили в более защищенное место, под сиденье водителя. С июля 1964 года начала применяться новая раздаточная коробка, унифицированная с ГАЗ-66.

За 20 лет жизни на конвейере автомобиль ГАЗ-63 был произведен в количестве 474 464 экземпляра

Производство ГАЗ-63 завершилось в первой половине 1968 года, однако многие грузовики сохранялись в эксплуатации вплоть до 2000-х годов, что свидетельствует об их надежности и востребованности.

В следующей статье мы покажем вам самые любопытные модификации, которые родились за долгую конвейерную жизнь ГАЗ-63.

Ставьте лайки! Подписывайтесь на наш Телеграм-канал! Здесь много интересного.

А также обратите внимание на фирменные сувениры Горьковского автозавода #ГАЗМЕРЧ.