Найти в Дзене

Как относиться к шаблонным фразам ребёнка?

Поводом для статьи стал вопрос от читательницы. Если я вижу, что затронутая тема волнует многих, то предпочитаю ответить публично. Сын Леша, 2 года 5 месяцев. 1. Как расширить предлоги, чтобы речь звучала неформально. Например "на" 🔸На столе стоит стакан (понятно). 🔸Дядя едет на автобусе (непонятно, дядя внутри автобуса, а не сверху). 🔸 Мы идем на праздник. (Здесь всë непонятно) 2. Есть вопрос по шаблонной речи. Сын часто говорит, употребляя штампы. Такой вопрос: надо ли рвать шаблоны, или наоборот, их количество увеличивать? Скажу, может быть, неожиданную вещь: любая фраза шаблон, так как построена по законам того или иного языка. Попробуйте нарушить правила конструирования предложений, на вас оглядываться начнут, чтобы посмотреть, не иностранец ли там говорит. Но это в целом о речи. Теперь о частностях. Вот малыш начинает разговаривать. Все его слова и фразы заимствованные. Это норма! Как ещё он научится говорить, как постигнет закономерности родного языка, не умея брать
Оглавление

Поводом для статьи стал вопрос от читательницы. Если я вижу, что затронутая тема волнует многих, то предпочитаю ответить публично.

Вопрос от мамы Лëши о живости и естественности речи

Сын Леша, 2 года 5 месяцев.

1. Как расширить предлоги, чтобы речь звучала неформально.

Например "на"

🔸На столе стоит стакан (понятно).

🔸Дядя едет на автобусе (непонятно, дядя внутри автобуса, а не сверху).

🔸 Мы идем на праздник. (Здесь всë непонятно)

2. Есть вопрос по шаблонной речи. Сын часто говорит, употребляя штампы.

Такой вопрос: надо ли рвать шаблоны, или наоборот, их количество увеличивать?

Как же быть с шаблонами: терпеть, приветствовать или бороться

Скажу, может быть, неожиданную вещь: любая фраза шаблон, так как построена по законам того или иного языка. Попробуйте нарушить правила конструирования предложений, на вас оглядываться начнут, чтобы посмотреть, не иностранец ли там говорит. Но это в целом о речи.

Теперь о частностях.

Вот малыш начинает разговаривать. Все его слова и фразы заимствованные. Это норма!

Как ещё он научится говорить, как постигнет закономерности родного языка, не умея брать "кальки" с речи окружающих.

Отсюда вывод: на начальном этапе становления речи количество шаблонных фраз пусть растёт, чем больше, тем лучше.

Мы же параллельно занимаемся развитием как общей, так и вербальной логики, учим подмечать частности, обращать внимание на повторяющиеся действия и события (тот же режим дня озвучиваем).

✅ Вот когда наберётся знáчимый объем лексики, придёт внутреннее понимание (неосознанное, конечно) грамматической и синтаксической структуры языка, ребенок начнет выходить далеко за рамки штампов.

Только когда стереотипов накопится большое количество, на сцену выходит самостоятельное выстраивание предложений для выражения мысли каждого отдельного человека.

❗ Кстати, именно в этот момент может происходить "обвал" грамматики (точнее, почти всегда так и случается). Пока ребёнок использовал шаблонные фразы, всё звучало вроде бы и гладко, но вот вышел на самостоятельное моделирование высказываний, караул! Пошли валом ошибки.

Пусть будут, они свидетельствуют, что заработали собственные речевые механизмы, мозг ребёнка "написал" учебник родного языка и теперь работает по его страницам.

Этот внутренний справочник совершенствуется в постоянном режиме, значит и речь ребёнка будет становиться всё лучше.

На видео Женя (исходно СМА) уже сам чувствует и исправляет свои грамматические ошибки. Тут ему 4 года 11 месяцев.

✅ Хотя вопросов от подписчицы поступило два, они об одном и том же. Ведь предлоги входят в речь исключительно через шаблоны. Предлог "На" многозначный, как и все остальные в русском языке.

Вот НА фото хурма, которая растёт НА дереве НА даче у Тимоши. Он НА неё любуется и ждёт, когда ударит лёгкий морозец. Тогда хурму можно будет есть.
Вот НА фото хурма, которая растёт НА дереве НА даче у Тимоши. Он НА неё любуется и ждёт, когда ударит лёгкий морозец. Тогда хурму можно будет есть.
Мы вводим на занятиях только одно значение предлога НА: на поверхности.

Все остальные варианты его употребления ребёнок берёт через стереотипное повторение за нами. Так положено! Ребёнок в однотипных ситуациях учится употреблять однотипные фразы. Именно так формируется понимание.

Резюме: с шаблонами НЕ боремся, а используем их на благо развития речи. Параллельно развиваем аналитические способности ребёнка, всячески стимулируя вербальную логику.

Вот мама Жени показывает отличный приём по становлению вербальной логики, провоцируя сына намеренной ошибкой. (Здесь ему 3 г. 9 мес.) Она помещала красную машинку между жёлтыми брусками, а Женя просил убрать её и заменить на желтую. Программа Жени очень продумана по пробуждению логического мышления, которое способствует развитию самостоятельности в речи. Смотрите, слушайте, читайте, думайте, что будет полезно и вашему ребёнку.

Женя, выход из сенсомоторной алалии. | Алалия Дизартрия Логопед Нуриева | Дзен

Всем успехов в развитии речи!