В древней Руси новорожденных считали не до конца очеловеченными существами. Они воспринимались как некий «сырой» материал, пришедший из другого мира: не человек – а заготовка, которая нуждается в доделывании. Чтобы ребёнок стал настоящим человеком, его нужно было вылепить, пересобрать, допечь. Поэтому женщины из поколения в поколение соблюдали ритуалы, призванные «приземлить» и закрепить дитя в этом мире. В статье ниже мы собрали самые удивительные обряды, через которые проходили новорождённые на Руси: от захоронения плаценты до «допекания» в печи.
Как обрезание пуповины определяло судьбу
Наши предки верили, что от того, как и на чём будет обрезана пуповина, зависит вся будущая жизнь младенца. Поэтому мальчикам её отсекали на дубовой доске, топорище или книге. Эти предметы были залогом крепости, будущего мастерства и ума (владения грамотой). А вот ольха считалась женским деревом, дарящим трудолюбие и хозяйственность. Поэтому она предназначалась для новорождённых девочек.
Длина пуповины тоже играла свою роль. В некоторых местах считали: если девочке оставить её слишком короткой, в будущем она станет легкомысленной и беспутной женщиной. А вот длинная пуповина сулила сдержанность и ум. Повитуха перевязывала отрезанную пуповину льном или пряжей, иногда использовала материнские волосы. Ни в коем случае нельзя было её выбрасывать, пуповину следовало спрятать в потайном месте во дворе. Примерно через шесть лет ребёнок должен был сам её найти и развязать. Если он справлялся, это обещало: малец будет смышлёным. Нет – не жди толка.
Зачем послед хоронили с едой и зерном
Вторыми родами на Руси называли выход последа, или плаценты. Если новорождённого принимали в мир живых, то плаценту, наоборот, отправляли обратно в мир мёртвых. Послед тщательно обмывали, заворачивали в чистую ткань, «одевали», словно человека, и хоронили в земле. Не абы где, а там, где случились роды. В могилку часто клали ещё и еду – кусочек хлеба, соль. Это было что-то вроде символической сделки: мир мёртвых забирал своё, взамен оставляя жизнь младенцу. На месте захоронения иногда сеяли зерно и поливали его, чтобы в семье народились ещё дети.
Как в бане выравнивали череп у «заготовки»
Первая баня новорождённого была предназначена не для чистоты, а для символического отделения от мира духов и для своего рода «коррекции» внешности. В северных районах ребёнка не просто мыли, его «распаривали» до мягкости, словно тесто. А потом повитуха буквально заново лепила тело и череп: она разглаживала руки, ноги, голову, сжимала ноздри, чтобы носик был аккуратным. После парилки младенца заворачивали не в чистое бельё, а в изношенную отцовскую рубаху, пропитанную потом и трудом. Это был акт передачи силы рода: через ткань и запах отец делился с новорождённым тем, что сам уже успел накопить (выносливостью, умением, судьбой).
Второе рождение в церкви и порталы для «переделки»
До обряда крещения новорождённый считался существом промежуточным, поэтому путь в церковь был полон табу. Крестным запрещалось останавливаться, разговаривать и даже оборачиваться. Они не должны были нарушить границу миров, пока не доведут младенца до алтаря. Крестнику они обязательно дарили три символические вещи: крест (защита), пояс (граница), рубаха (принадлежность к роду). Так они привязывали его к обществу людей, отделяли от потустороннего и чужого, защищали от злых сил. Эти три вещи после смерти человека клали в его гроб.
В церкви происходило второе и как бы настоящее рождение. Во время обряда ребёнок получал имя, которое становилось его судьбой. Это могло быть имя ближайшего по календарю святого или имя умершего предка. Символически через наречение он обретал путь родных, который должен был продолжить. Если младенец болел, близкие пытались обмануть смерть, дав ему новое имя.
Ещё один способ защитить младенца от старухи с косой – «переделка» Так, к примеру, если ребёнок появлялся на свет слабым и больным, мать возвращалась с ним на то место, где рожала, и затем трижды протаскивала через ворот своей сорочки. Таким образом она как бы рождала его заново, «пересоздавала», сбрасывала с него болезнь, чтобы он получил второй шанс на жизнь. Ещё детей могли протаскивать через другие отверстия, символизирующие границу миров (хомут, расщеплённое дерево и т.п).
Зачем младенцев «допекали» в печи
Самая пугающая и вместе с тем известная практика наших предков, стремившихся привязать ребёнка к миру живых и укрепить его, – это «допекание» в печи. В деревнях малыша усаживали на хлебную лопату и засовывали в прогретую, но не горящую печь на несколько секунд. Это делалось, чтобы «довести» ребёнка до ума, окончательно включить его в мир.
Некоторые исследователи считают, что это мог быть символический жест: например, люди имитировали закидывание в печь, не засовывая туда младенца по-настоящему. Но и этот факт подтверждает, что в сознании наших предков ребёнок был как тесто: сначала «замешан», потом «подошёл», и только через обряд – «допечён». Без этого он не мог считаться полноценным человеком.
Подборка книг для тех, кто хочет идти дальше:
- «Календарные традиции русского народа. Русская земля и в горсти мила», Жанна Андриевская
- «Женщина в Древней Руси», Александр Торопцев
- «Работа для средневековой женщины», Елена Мишанкова
Продолжайте чтение: