Сегодня можно услышать огромное количество рассказов о том, как на самом деле жили в старину. Многие из этих историй на поверку оказываются обыкновенными мифами. Не обошло стороной это поветрие заблуждений и тему материнства. Правда ли на Руси рожали в поле и как ни в чём не бывало шли работать дальше? Действительно ли наши предки относились к беременности с особым благоговением? В этой статье мы расскажем, как дело обстояло на самом деле и каким было древнее акушерство.
Приметы и запреты
Беременность и роды на Руси были одновременно сакральным и совершенно бытовым явлением. Зачастую к беременности относились как к насморку. И всё же от этого насморка зависела жизнь целого рода, а значит, он требовал к себе куда больше внимания. Акушер-гинеколог Диана Юмакаева в своей книге «Проклятие Евы. Как рожали в древности: от родов в поле до младенцев в печи» рассказывает, как появилось и развилось акушерское дело. Описывая невероятные истории, связанные с беременностью, родами и материнством, Юмакаева приводит целый ряд примет и запретов на Руси, связанных с этой темой. Так, к примеру, женщины верили, что выносят в этом году ребёнка, если во время переодевания у них заворачивалось платье, если они наступали на мужские штаны или если им приходило видение с журавлями.
Чтобы не навредить ребёнку, женщинам запрещалось пинать собак и кошек, наступать на вожжи. Из-за последнего младенец мог запутаться в пуповине. Во второй половине беременности муж и жена переставали делить супружеское ложе, так как в это время «ангел вкладывает в младенца душу». Наши предки верили, что, если будущая мать «выплеснет воду с крыльца, ребенок будет страдать рвотой. Будет чесать голову в праздник – ребенок будет вшивым. В те же дни будет шить – малыш родится слепым или глухим. Беременным нельзя смотреть на юродивых и больных, иначе на ребенка перейдут их недуги. Испугается волка – какая-то часть тела у младенца обрастет волчьей шерстью». Считалось, что можно повлиять на пол ребёнка при зачатии. Если будущие родители хотели сына, то во время близости женщина надевала шапку, если дочку – мужчина повязывал на голову платок жены.
Повитухи и роды в поле
Сегодня очень часто молодых женщин, боящихся родов, упрекают: «А на Руси как рожали? Прямо в поле – и ничего. Рожали, подвязывали младенца в подоле и дальше шли работать». На самом деле это миф! Конечно, схватки могли начаться во время работы, но тогда женщина немедленно отправлялась домой. В поле рожали только те, кто не успевал добежать до деревни. Некоторым случалось разрешиться и на берегу реки, и на ярмарке, и в телеге, и в стоге сена. Но всё это нетипичные случаи. Рожали обычно в деревне, и не в избе, а в бане – вычищенной добела и натопленной.
Как только начинались родины, мать или свекровь сразу посылали за повитухой или знахаркой. Чтобы запутать нечистую силу, которая могла навредить роженице и ребёнку, к повивальной бабке шли окольными путями и звали её как-нибудь иносказательно. Дескать, зашла бы ты к нам, на корову нашу поглядеть, обещалась, а не идёшь. В руках повивальных бабок сосредотачивалась вся акушерская помощь. Повитуха контролировала весь процесс, который мог длиться не один час и день. Уложив роженицу на лавку, она переодевала её в чистую рубаху, окуривала ладаном, поила крещенской водой. Чтобы роды прошли с божьей помощью, она крестилась и кланялась до земли. Чтобы подбодрить женщину, повитуха растирала ей поясницу и приговаривала: «Расступитесь, разойдитесь косточки». При необходимости она исправляла положение плода и ускоряла роды.
Не всякий простолюдин мог позволить себе услуги повитухи. Они были по карману зажиточным крестьянам и знати. Больше того, повитухи, служившие при дворе, помогали князьям и царям выбрать здоровую, невинную невесту. На смотринах они тщательно обследовали избранниц с медицинской точки зрения.
Облегчение родовых мук
Существовало множество способов, чтобы облегчить родовые муки. Так, повитухи вводили в родовые пути женщины кусочки мыла «для размягчения». У Михаила Булгакова в «Записках юного врача» есть интересный пример того, как деревенская знахарка «выманивала» младенца. Акушерка нащупала в родовом канале «что-то непонятное, то рассыпчатое, то кусочки» – это был сахар. «Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!»
В другом рассказе речь шла о ещё одном способе облегчить страдания: «Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут».
Если роды затягивались, женщину заставляли ходить кругами, подниматься по лесенке, висеть на брусе и дуть в бутылку. Также считалось, что внезапный испуг поможет ребёнку быстрее появиться на свет. Поэтому рожениц пугали внезапным появлением, криком «Горим! Пожар!», шумом или вовсе окатывали ледяной водой. Если роды шли тяжело, то близких посылали к священнику служить молебен. Ни о каком вызове врача или кесаревом сечении для крестьянки не могло идти речи. Если послед отходил плохо, женщин заставляли засовывать пальцы в рот. Считалось, что рвота поможет плаценте отделиться. В некоторых областях было принято, чтобы повитуха перегрызала пуповину. После её перевязывали льняной ниткой.
Послеродовой период
Ослабевшей после родов женщине не разрешалось спать. Она должна была следить за тем, чтобы черти не подменили младенца. Новорождённого не прикладывали к груди, так как считалось, что молозиво – это «дурное», «ведьмино молоко». Его полагалось сцеживать, чтобы не принести малышу вреда. На Руси детей кормили грудью по возможности. Не редкостью было, когда ребёнка кормила не сильно занятая соседка или родственница.
Долго отлёживаться новоиспечённой матери никто не разрешал. Через 2-3 дня повитуха распаривала её в бане, «правила ей живот» и туго затягивала его тканевыми бинтами, чтобы предотвратить грыжу. Дальше хозяйка бралась за привычные дела. Если семья жила особняком и некому было помочь, то женщина уже через несколько часов поднималась с постели. В больших семьях при тяжёлых родах ей позволялось лежать 9 дней, затем её поднимали, заставляли «расхаживаться». Зажиточные семьи могли позволить себе освободить женщину на весь послеродовой период, который составлял 6 недель. Если дело происходило летом, то, в лучшем случае, через неделю женщина шла в поле и работала со всеми. Считалось, что труд пойдёт только на пользу и поможет быстрее восстановиться. Благодаря таким представлениям многие женщины зарабатывали себе болячки в виде грыж, кровотечений и опущения матки. Единственной подмогой была помощь соседок, которые по обычаю шли поздравлять и несли с собой готовую еду.
Не очень хорошо сказывалась на здоровье женщины и невоздержанность супруга. Из-за отсутствия научных знаний и какой бы то ни было культуры половых отношений мужчина мог потребовать близости когда захочет. Женщина обязана была подчиняться. В расчёт не шли ни усталость, ни недавние роды, ни видимые осложнения после них. Всё это приводило либо к ухудшению здоровья и даже гибели женщины, либо к новой скорой беременности.
Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!