Международные авиакомпании снова вышли на прибыль после серьёзного удара эпидемии коронавируса. Крупнейшие китайские авиаперевозчики всё ещё борются с кризисом, но их последние финансовые результаты вселяют оптимизм и позволяют предположить, что вскоре они смогут компенсировать многолетние убытки.
Три крупнейшие авиакомпании Китая воспользовались летним туристическим бумом и зафиксировали небольшую чистую прибыль в 3-м квартале. Если они сохранят динамику до конца года, каждый из них — Air China, China Eastern Airlines и China Southern Airlines — впервые с 2019 года получит чистую прибыль.
Большие международные авиакомпании значительно опережают своих китайских коллег. United, крупнейшая американская авиакомпания по размеру парка, согласно ее финансовой отчетности, за 9 месяцев года получила чистую прибыль в размере $2,3 млрд. Air China, China Eastern и China Southern в совокупности за тот же период получили менее 40% от этой суммы.
Все эти широкофюзеляжные самолеты вынуждены выполнять рейсы на внутренних и ближнемагистральных международных маршрутах, а не на межконтинентальных. В этом, безусловно, и заключается дилемма.
Ли Ханьмин, авиационный аналитик
Китайские авиакомпании, в лучшем случае, показывают слабую прибыль, несмотря на значительно более низкие расходы на персонал. Согласно годовым отчетам, в United и Air China работает примерно одинаковое количество сотрудников: 107 тыс. и 104 тыс. человек соответственно. Однако в прошлом году United потратила $16,7 млрд на заработную плату и сопутствующие расходы, а Air China — $4,8 млрд.
Одним из факторов, снижающих прибыль крупнейших китайских авиакомпаний, является размер их самолетов. Каждая из трех крупнейших авиакомпаний владеет десятками крупных широкофюзеляжных самолетов. Они могут преодолевать большие расстояния, чем узкофюзеляжные, но их эксплуатация обходится дороже, поскольку они тяжелее и расходуют больше топлива.
Три крупнейших китайских авиаперевозчика использовали широкофюзеляжные самолеты для коротких рейсов во время эпидемии коронавируса, поскольку популярные дальнемагистральные маршруты, такие как Шанхай — Лондон, были закрыты. Тем временем цены на авиатопливо выросли более чем вдвое.
«Всем этим широкофюзеляжным самолетам приходится летать на внутренних и международных коротких маршрутах, а не на межконтинентальных», — говорит авиационный аналитик Ли Ханьмин. «В этом, безусловно, и заключается дилемма».
Ещё в прошлом году Air China предупреждала, что «некоторые широкофюзеляжные самолёты всё ещё используются на внутреннем рынке», поскольку спрос на международные рейсы не восстановился после пандемии.
Однако данные Управления гражданской авиации Китая показывают, что объём международных авиаперевозок в этом году впервые превысит допандемический уровень.
Более серьезным препятствием является расширяющаяся сеть высокоскоростных поездов Китая, поездка на которых, как правило, обходится дешевле, чем на самолёте, и исключает хлопоты в аэропорту. Например, по данным туристического сервиса trip.com, билет на поезд из Пекина в Шанхай на следующей неделе обойдётся менее чем в $100 за 4,5 часа в пути; перелёт рейсом одной из трёх крупнейших авиакомпаний может стоить более чем вдвое дороже за два часа в небе, не считая времени в аэропорту.
Испытания CR450 на высокоскоростной железной дороге Шанхай-Чунцин-Чэнду, октябрь 2025 года. Источник: CCTV
Маршруты флагманских авиалиний и высокоскоростных железных дорог значительно пересекаются, что увеличивает нагрузку на авиакомпании, говорит Юй Чжаньфу, консультант по транспорту. По данным СМИ, Китай обладает крупнейшей в мире сетью высокоскоростных поездов, протяженность которой составляет около 50 000 км.
«Ни одна другая страна с таким не столкнется», — говорит Юй.
Согласно официальным данным, в прошлом году пассажиры совершили в шесть раз больше поездок на высокоскоростных поездах в Китае, чем на внутренних рейсах.
Китайские авиакомпании также не понаслышке знакомы с «инволюцией» — избыточной конкуренцией, которая приводит к ценовым войнам в ряде отраслей промышленности Китая. Каждая из трёх крупнейших государственных авиакомпаний в своих последних годовых отчётах упомянула усиление конкуренции как риск для своего бизнеса.
Ни одна из них не ответила на запросы о комментариях.
Тот факт, что Air China, China Eastern и China Southern принадлежат государству, не всегда приносит пользу, поскольку они в конечном итоге создают маршруты, основанные на политических приоритетах, а не на рыночных силах. Например, новый маршрут China Eastern из Шанхая в Жуйцзинь, историческую столицу Китайской Советской Республики Мао Цзэдуна, где Коммунистическая партия Китая теперь продвигает «красный туризм».
На международном уровне это означает увеличение числа рейсов в страны, участвующие в инициативе «Один пояс, один путь» — знаковой программе инвестиций Китая в инфраструктуру. В июне China Southern запустила прямой рейс из Пекина в Душанбе, который выполняется два раза в неделю. В этом году по сентябрь в эту страну посетили всего 30 тыс. китайцев.
Источник: The Wire China
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале