Найти в Дзене
Деревенский дед

Волокуша в жизни советской деревни

Кое-то сегодня помнит о любопытном приспособлении с ласкающим слух названием, которое в советское время деревенский люд использовал при оборудовании скирд и вывоза сена с полей. Речь о волокуше (или тащилке), которая была так прозвана из-за конструкции и использования одного из древнейших способов перевозки – волоком. Это простейшее средство состояло из длинных жердей (как правило, в два раза длиннее обычных оглобель), которые тонким концом крепились к хомуту, а другим волочились по земле наподобие санных полозьев. Для удобства перевозки чего-нибудь иного помимо сена или соломы (зерно, картофель, мука и т.п.) на конце располагали одну или две поперечные доски, образующие небольшую площадку, или же просто клали сучья и ветви. Иногда на жердях устанавливали берестяной или плетёный из ветвей кузов, куда помещали кладь. В жерди, как в оглобли, впрягали вьючное животное (в их качестве могли выступать лошади, быки или даже собаки). Такие сани-волокуши, которые не проваливались, были неза

Кое-то сегодня помнит о любопытном приспособлении с ласкающим слух названием, которое в советское время деревенский люд использовал при оборудовании скирд и вывоза сена с полей. Речь о волокуше (или тащилке), которая была так прозвана из-за конструкции и использования одного из древнейших способов перевозки – волоком.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Это простейшее средство состояло из длинных жердей (как правило, в два раза длиннее обычных оглобель), которые тонким концом крепились к хомуту, а другим волочились по земле наподобие санных полозьев. Для удобства перевозки чего-нибудь иного помимо сена или соломы (зерно, картофель, мука и т.п.) на конце располагали одну или две поперечные доски, образующие небольшую площадку, или же просто клали сучья и ветви. Иногда на жердях устанавливали берестяной или плетёный из ветвей кузов, куда помещали кладь.

В жерди, как в оглобли, впрягали вьючное животное (в их качестве могли выступать лошади, быки или даже собаки).

Такие сани-волокуши, которые не проваливались, были незаменимы в болотистой и иной труднодоступной местности, а также в условиях бездорожья, когда транспортировка иным способом была затруднительна или просто невозможна. К тому же, они отличались устойчивостью: на них можно было вывезти целый стог заготовленного сена, не боясь опрокидывания - на телеге или на обычных санях такое не получится.

Нередко колхозники изначально устанавливали заготовленные стожки сена в поле на волокуши, которые состояли из толстых жердей с необрубленными ветвями - зимой их цепляли к трактору и волокли на скотный двор.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Конечно, волокуши использовались в основном для перевозки грузов, ездить на них было неудобно из-за тряски. Да и места для возницы на них не предусматривалось. Поэтому он управлял лошадью, шагая рядом, или усаживаясь на неё верхом.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Ещё на волокушах часто перевозили брёвна из леса ввиду того, что из-за отсутствия дорог использовать для этого колёсный транспорт было практически невозможно. В этом случае нижние концы волокуш изготовлялись из комлей (наподобие головок в санных полозьях), а на эти загнутые концы насаживался крепкий толстый насад.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В настоящее время волокуши кое-где ещё продолжают использовать при вывозке заготовленного сена и скирд в зимнее время. Только вместо лошади главным действующим лицом является, как правило, трактор.

Хотя продолжают иметь место и прочие варианты транспортировки. Вот такие, например...

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Что, вспомнили такие конструкции?

Читайте мои последние публикации на канале:

Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!