На Руси детство не рассматривалось как отдельный «счастливый период». Ребёнок был маленьким взрослым, который постепенно включается в мир труда, обязанностей и традиций. Но мальчики и девочки включались в этот мир по-разному. Архетипы будущих ролей были столь устойчивы, что система воспитания, бытовавшая в XI–XIX веках, почти не менялась. Она выстраивалась на трёх основах: 1. Хозяйственная польза - ребёнок должен расти работником. 2. Нормы морали - важно было не просто уметь, но и правильно вести себя. 3. Модели пола - мужчина и женщина имели строго определённые функции. Из этого вырастала совершенно особая педагогика, неграмотная, но удивительно эффективная в своих целях. Младенцев первых лет воспитывали одинаково: матери носили на руках, пеленали туго, учили простейшим словам, оберегали от «дурного глаза», старались сформировать покорность и спокойный характер. Но с трёх лет пути расходились. Первое разделение обязанностей. Уже с трёх–пяти лет детям давали «первичные поручения»: де