Найти в Дзене

Когда самовар и водка стали стереотипами русской культуры?

Какие стереотипы приходят вам на ум, когда вы слышите «русская культура»? Держу пари, что в ответах обязательно прозвучат медведь, шапка-ушанка, самовар. Но является ли эти атрибуты исконно народными и сохранившимися в неизменном виде с древних времён? Ранее мы поговорили о медведе, балалайке и матрешке, разобрали краткую историю популярных народных танцев «Яблочко», «Березка» и «Калинка», ответили на вопрос, когда валенки, шапка-ушанка и кокошник стали русскими атрибутами. Сегодня мы будем разбираться, когда к стереотипам о русских добавился самовар и водка. Когда мы представляем русскую культуру, в голове часто всплывает образ уютного чаепития за самоваром — блестящим металлическим сосудом с трубой, вокруг которого собирается семья с баранками и вареньем. Современное представление. Самовар считается неотъемлемой частью «русского стиля», символом гостеприимства и народных традиций, воспетым в литературе, картинах и фильмах. Исторический комментарий. В именовании самовара заложена его
Оглавление

Какие стереотипы приходят вам на ум, когда вы слышите «русская культура»? Держу пари, что в ответах обязательно прозвучат медведь, шапка-ушанка, самовар. Но является ли эти атрибуты исконно народными и сохранившимися в неизменном виде с древних времён?

Ранее мы поговорили о медведе, балалайке и матрешке, разобрали краткую историю популярных народных танцев «Яблочко», «Березка» и «Калинка», ответили на вопрос, когда валенки, шапка-ушанка и кокошник стали русскими атрибутами.

Сегодня мы будем разбираться, когда к стереотипам о русских добавился самовар и водка.

Кто придумал самовар?

Когда мы представляем русскую культуру, в голове часто всплывает образ уютного чаепития за самоваром — блестящим металлическим сосудом с трубой, вокруг которого собирается семья с баранками и вареньем.

Современное представление. Самовар считается неотъемлемой частью «русского стиля», символом гостеприимства и народных традиций, воспетым в литературе, картинах и фильмах.

Исторический комментарий. В именовании самовара заложена его основная функция — это устройство, которое само кипятит воду. Исторически он появился в России в середине XVIII века благодаря развитию уральской металлургии, но его корни уходят в Азию: похожие сосуды для нагрева воды использовались в Китае, Персии и даже в античной Греции.

Самовар был частью городского и зажиточного быта: его использовали для приготовления чая, который пришёл в Россию из Китая в XVII веке. В крестьянских избах самовары встречались реже — они были дорогими, требовали топлива и ухода. Формы самоваров варьировались: от простых «банок» до изысканных «ваз» с гравировкой, но роскошные версии были привилегией купцов и дворян.

Популяризация самовара началась в XIX веке  — в эпоху интереса к народной культуре. В художественных произведениях классики описывали чаепитие за самоваром, романтизируя повседневный быт. Эти заварочные аппараты выставляли на ярмарках и в музеях, а художники вроде Бориса Кустодиева изображали их в идиллических сценах русской жизни.

В советское время самовар стал традиционным русским сувениром, наряду с матрёшкой, балалайкой и народными промыслами  При этом в быту к XX веку самовар уступил место электрическим чайникам  — более компактным и удобным в использовании приборам.

Когда появилась водка?

Разбор популярных образов и стереотипов русской культуры завершает водка.

Современное представление. Водка — исконно русский «национальный напиток», чья рецептура была научно обоснована Дмитрием Менделеевым.

-3

Исторический комментарий. Крепкие дистиллированные напитки (хлебное или горячее вино, полугар) производились в России с XV-XVI вв., но их рецептура и технология не были стандартизированы. Не было единого правила и для названий: тогда водкой могли называть лекарственный спиртовой настой трав, а бесцветную крепкую жидкость — вином.

Долгое время крепкие напитки уступали в популярности пиву, мёду и браге — алкоголю более слабой крепости, который готовился обычно на праздники. Ситуация изменилась в XVI в. с введением государственной монополии на крепкие напитки, которые стали важным источником пополнения казны.

Пожалуй, тогда же возникла проблема пьянства как национальной черты русских: государство было напрямую заинтересовано в росте потребления, поскольку получало стабильный доход от каждой проданной чарки. Степень этой заинтересованности отражает статистика начала XX в.: к 1913 году «питейный доход» от водочной монополии составлял 1/4 от государственного бюджета.

Современное понимание термина «водка» как разведённого в воде очищенного этанола закрепилось в XIX веке. Тогда же был введен научно обоснованный стандарт крепости в 40%.

Что касается «менделеевского мифа» — знаменитый химик Дмитрий Менделеев действительно изучал растворы спирта, но не с целью создания идеальной водки, а в рамках научных метрологических исследований, которые впоследствии опосредованно могли быть использованы для производства напитка.

-4

В советский период популяризации водки способствовала государственная монополия, сделавшая её массовым и доступным продуктом. Крепкий напиток стал неотъемлемым атрибутом праздничных застолий, способом скрепления договоренностей и даже темой анекдотов и пословиц.

Что думаете вы?

Выходит, что многие культурные символы, кажущиеся традиционными, представляют собой сложный сплав региональных традиций и художественной стилизации. Их история заставляет задуматься: что на самом деле формирует наш национальный образ?

А какой образ русской культуры сложился у вас?

📌Телеграм-канал «Религиоведческие мюсли»