Найти в Дзене

Когда валенки, шапка-ушанка и кокошник стали русскими атрибутами?

Что первое вам приходит на ум, когда вы слышите «русская культура»? Держу пари, что в ваших ответах обязательно прозвучат медведь, шапка-ушанка, самовар. Но является ли эти атрибуты исконно народными и сохранившимися в неизменном виде с древних времён? Ранее мы поговорили о медведе, балалайке и матрешке и разобрали краткую историю популярных народных танцев «Яблочко», «Березка» и «Калинка». Сегодня речь пойдет о популярных атрибутах русского гардероба: шапке-ушанке, валенках и кокошнике. Два зимних символа, чьи образы в массовом сознании слились в архетип «русской зимы» — это валенки и шапка-ушанка. Современное представление. Валенки и ушанка — это готовый комплект для «настоящей» русской зимы. Их образ неразрывно связан с деревней, крепкими морозами и тройкой с бубенцами. Исторический комментарий. Вопреки расхожему мнению, ни валенки, ни ушанка не были в своё время ни повсеместными, ни исключительно русскими атрибутами. Валенки были не повседневной обувью, а скорее предметом роскоши
Оглавление

Что первое вам приходит на ум, когда вы слышите «русская культура»? Держу пари, что в ваших ответах обязательно прозвучат медведь, шапка-ушанка, самовар. Но является ли эти атрибуты исконно народными и сохранившимися в неизменном виде с древних времён?

Ранее мы поговорили о медведе, балалайке и матрешке и разобрали краткую историю популярных народных танцев «Яблочко», «Березка» и «Калинка».

Сегодня речь пойдет о популярных атрибутах русского гардероба: шапке-ушанке, валенках и кокошнике.

Когда появились шапка-ушанка и валенки?

Два зимних символа, чьи образы в массовом сознании слились в архетип «русской зимы» — это валенки и шапка-ушанка.

Современное представление. Валенки и ушанка — это готовый комплект для «настоящей» русской зимы. Их образ неразрывно связан с деревней, крепкими морозами и тройкой с бубенцами.

Исторический комментарий. Вопреки расхожему мнению, ни валенки, ни ушанка не были в своё время ни повсеместными, ни исключительно русскими атрибутами.

Валенки были не повседневной обувью, а скорее предметом роскоши в крестьянской среде. Массовое производство цельноваляной обуви наладилось лишь в XIX веке. До этого валенки были дорогим приобретением, их могли позволить себе далеко не в каждой семье. Повседневной же зимней обувью для большинства служили лапти с онучами, утеплённые сеном.

Прообраз шапки-ушанки мог восходить как к монгольским, так и поморским головным уборам, в которых нашли отражение элементы культуры и выживания этих народов. В 30-40 гг. XX вв. шапка-ушанка становится частью советской военной униформы как практичный и тёплый головной убор для суровых климатических условий. Через армию ушанка попала в популярную среду и стала одним символов стереотипного «образа русского» для западного восприятия.

Что не так с кокошником?

Когда мы представляем русскую культуру, в голове нередко всплывает образ девушки в ярком сарафане и кокошнике — высоком, богато украшенном головном уборе, похожем на корону. Это представление отчасти оправдано: кокошник действительно имеет прямое отношение к русскому национальному костюму, но был его образ унифицирован и повсеместно распространен? Давайте разбираться.

Современное представление. Кокошник кажется неотъемлемой частью «русского стиля», символом народной традиции, воспетым в сказках, картинах и даже современных костюмах.

Исторический комментарий. Слово «кокошник» происходит от древнерусского «кокошь» — курица/петух, что намекает на форму убора, напоминающую гребень птицы.

Исторически кокошник — это женский головной убор, который носили в основном на севере Руси, в таких регионах, как Новгородская, Вологодская, Архангельская земли. Многие считают, что кокошник был универсальным символом русской традиции, но это далеко не так. На Руси существовало огромное разнообразие женских головных уборов, зависевшее от региона, социального статуса и даже символики. Кокошник, кика и сорока — лишь три примера из множества, каждый со своей историей и формой.

Стоит отметить, что головной убор был самой роскошной деталью женского народного костюма у наших предков. По своей сути он выступал социальным индикатором: по его деталям часто можно было узнать, откуда владелица, её возраст, семейное и классовое положение.

Кокошник был частью праздничного или свадебного наряда замужних женщин. Его носили преимущественно зажиточные крестьянки или купчихи, а в крестьянском быту он встречался нечасто — слишком сложный и дорогой для ежедневного использования.

Современная популяризация кокошника началась не в деревнях, а в искусстве и на императорском дворе. В XIX веке, когда в Российской империи возник интерес к национальной культуре, кокошник стал элементом моды среди аристократии.

Настоящий бум кокошника пришёлся на эпоху романтизации народной культуры. Художники, такие как Виктор Васнецов, создавали идеализированные образы русских красавиц в кокошниках, вдохновляясь сказками и былинами. Картины и иллюстрации закрепили кокошник как символ «русскости», хотя в реальной жизни он уже практически исчезал из обихода.

В советское время этот образ подхватили в кинематографе и на праздничных открытках, а сегодня кокошник стал чуть ли не обязательным атрибутом костюмированных фотосессий и фестивалей.

Что думаете вы?

Выходит, что многие культурные символы, кажущиеся традиционными, представляют собой сложный сплав региональных традиций и художественной стилизации. Их история заставляет задуматься: что на самом деле формирует наш национальный образ?

А какой образ русской культуры сложился у вас?»

📌Телеграм-канал «Религиоведческие мюсли»