Найти в Дзене

Когда медведь, балалайка и матрешка стали русскими символами?

Что первое вам приходит на ум, когда вы слышите «русская культура»? Держу пари, что в ваших ответах обязательно прозвучат медведь, шапка-ушанка, самовар. Но является ли эти атрибуты исконно народными и сохранившимися в неизменном виде с древних времён? Предлагаю подробнее разобраться с девятью популярными образами русской культуры, которые скрывают удивительные истории культурных заимствований, советской стандартизации и популярной адаптации. Сегодня поговорим о медведе, балалайке и матрешке. Итак, первый символ русской культуры, который не претендует на глубокую историческую народную связь, но чрезвычайно популярен в массовом сознании — это медведь. Современное представление. Медведь — тотемное животное, главный символ России и русских, идущий из глубины веков. Олицетворяет силу, мощь, суровость, а иногда и угрозу, непредсказуемость. Исторический комментарий. В древнеславянской мифологии медведь действительно был почитаемым зверем, но, что интересно, его первоначальное имя в современ
Оглавление

Что первое вам приходит на ум, когда вы слышите «русская культура»? Держу пари, что в ваших ответах обязательно прозвучат медведь, шапка-ушанка, самовар. Но является ли эти атрибуты исконно народными и сохранившимися в неизменном виде с древних времён?

Предлагаю подробнее разобраться с девятью популярными образами русской культуры, которые скрывают удивительные истории культурных заимствований, советской стандартизации и популярной адаптации. Сегодня поговорим о медведе, балалайке и матрешке.

Медведь

Итак, первый символ русской культуры, который не претендует на глубокую историческую народную связь, но чрезвычайно популярен в массовом сознании — это медведь.

Современное представление. Медведь — тотемное животное, главный символ России и русских, идущий из глубины веков. Олицетворяет силу, мощь, суровость, а иногда и угрозу, непредсказуемость.

Исторический комментарий. В древнеславянской мифологии медведь действительно был почитаемым зверем, но, что интересно, его первоначальное имя в современных славянских языках не сохранилось. Используемое нами именование «медведь»— поедатель мёда (от *medu-/medv- — «мёд», + *ěd- — «есть, принимать пищу») есть ничто иное как пример эвфемизма — табуировнной лексики, целью которой было замещение сакральных слов на обыденные.

В представлении архаичных людей слово несло в себе магическую силу: считалось, что произнеся название явления, можно вызвать его самого. А медведь, как известно, представлял серьезную опасность для жизни.

Однако превращение медведя в политический и национальный символ России — это не культурная данность, а в большей степени западный троп.

Начиная с XVI-XVII веков иностранные дипломаты и путешественники в своих записках стали ассоциировать суровый климат и необъятные просторы России с медведем. Этот образ затем был подхвачен как на Западе (часто в карикатурном ключе), так и в самой России (уже в качестве символа силы).

При это медведь нередко встречается на гербах российских городов и областей, но ни один из этих символов не выходил за пределы локальной эмблемы.

Балалайка

Второй символ русской культуры, чей статус «исконно народного» требует оговорок — это балалайка.

Современное представление. Балалайка — это главный музыкальный символ России. Её образ мгновенно вызывает ассоциации с удалым мужиком в косоворотке и задушевными мелодиями, звучавшими под аккомпанемент этого инструмента испокон веков.

Исторический комментарий. Балалайка в её современном, привычном нам виде — инструмент довольно молодой. Её предки, вероятно, — это домра и другие восточные струнные инструменты, попавшие на Русь во времена Золотой Орды. Само название «балалайка» родственно словам «балакать», «балаболить» — то есть болтать, пустословить, что намекает на её изначально простой, возможно, даже «уличный» статус.

До XIX века балалайка была примитивным народным инструментом с двумя, а позже тремя струнами, крайне несовершенной конструкцией и переменным количеством ладов. Она была популярна в среде скоморохов, но отнюдь не являлась ни единственным, ни главным инструментом. Гораздо большее распространение и уважение имели гусли — древнейший струнный инструмент, упоминаемый в былинах, а также жалейки, свирели и рожки.

Превращение балалайки в общенациональный символ — это во многом заслуга русского дворянина и просветителя Василия Андреева. Музыкант провел колоссальную работу по усовершенствованию инструмента: стандартизировал строй, количество ладов, создал семейство балалаек разных размеров  и основал первый оркестр народных инструментов.

Именно благодаря его титаническим усилиям, концертной деятельности и мощной популяризации при дворе и за рубежом, балалайка превратилась в символ национальной культуры. Её триумфальное шествие по мировым сценам в начале XX века окончательно закрепило за ней статус «самого русского» инструмента, затмив более древние и распространённые аналоги.

Матрёшка

Матрёшка — символ, чья народность является не историческим фактом, а гениальной стилизацией.

Современное представление. Матрёшка — это главный сувенир России, символ материнства, плодородия и семьи, идущий из глубины крестьянской культуры.

Исторический комментарий. Матрёшка обязана своим появлением целенаправленной работе художественного кружка, стремившегося возродить и переосмыслить русский стиль. Это один из самых молодых «народных» символов, чья история насчитывает чуть более ста лет.

Популярная в Рунете версия гласит, что прообразом матрёшки стала привезённая японская разъёмная токарная фигурка ситифукудзин, изображающая семь богов счастья синтоизма — политеистической традиционной религии Японии. Как и матрёшка, игрушка разделялась на две половинки, а внутри у старца оказалось еще пять таких же фигурок меньшего размера.

Однако версия о прямом заимствовании не единственная. Неравнодушные исследователи посвятили матрёшке даже отдельный сайт, где оспаривают популярное мнение о японском происхождении.

Настоящими создателями игрушки могли быть артельщики-игрушечники из подмосковного Сергиева Посада — города с древними традициями обработки дерева. Для них идея разъёмной фигурки была не экзотическим заимствованием, а логичным развитием местного промысла, в котором уже существовали похожие формы (например, яйца-писанки).

Первая матрёшка представляла собой восьмиместную куклу и изображала девочку в сарафане с петухом в руках, внутри которой скрывались фигурки других детей. Что интересно, она не была обрядовой или игровой куклой — с самого начала матрешка создавалась как предмет искусства для интеллигенции и экспорта.

Своё победное шествие по миру матрёшка начала после всемирной выставки в Париже в 1900 году. В советское время игрушка стала главным сувениром, а её роспись стандартизировали и упростили для фабричного изготовления.

Вопрос к читателям

Какие «народные» символы удивили вас больше всего? И сталкивались ли вы с другими примерами, когда происхождение привычных вещей оказывалось не таким, как мы думали? Поделитесь в комментариях.

📌Телеграм-канал «Религиоведческие мюсли»