Если посмотреть на образ боярыни в популярной культуре, то перед нами тяжёлая шуба из соболя или куницы, кокошник, длинные рукава и жемчужные нити. Но шуба это лишь вершина многослойной одежды, тщательно скрывавшей внутренний мир женского костюма. Русская боярыня допетровского времени жила в эпоху, когда одежда была не просто защитой, а системой социальных знаков, отражавших статус, благочестие, семейное положение и богатство рода.
В XVI–XVII веках в русском женском костюме существовало правило: верхняя одежда скрывает нижнюю, и чем богаче женщина, тем более многослойным становился её наряд. Поэтому под шубой боярыни пряталась маленькая вселенная из шёлковых тканей, льняных рубах, золотого шитья, потайных украшений, тайных оберегов и особой символики.
Чтобы понять, что носили под шубой, важно представить не современную «зиму», а средневековый климат, перепады температуры в теремах, а также социальные нормы: боярыня редко выходила на улицу, но в палатах могло быть холодно, а роскошь требовала демонстрации даже там, где её никто не видел, то есть перед ближайшими родственниками и женской половиной дома.
Первым слоем, который надевали на тело, была тонкая льняная или конопляная сорочка. Она играла роль белья. Ее особенности: длина до щиколоток, иногда до пола; рукава длинные, собранные на запястье; нить льна белёная, мягкая, сухая на ощупь; крой прямой, без вытачек (традиционный русский крой «из полотнищ»).
Сорочка была символически важна: она считалась чистым, сакральным слоем, отделяющим тело от мира. На ворот и манжеты шили простую вышивку-красный оберег, даже у богатейших дам.
У боярынь существовали сорочки и «на выход» это тонкие, из камки, китайского шёлка, украшенные жемчугом и золотом. Такие сорочки могли стоить как лошадь, а иногда как небольшой дом.
Понёва, сошва, подъюбники
Хотя понёва ассоциируется с крестьянским костюмом, у боярынь существовали женские “подсподники”, которые выполняли ту же функцию, то есть отделяли тело от верхних тяжёлых одежд.
1. Подъюбники (подолки). Это были: льняные или шерстяные «юбки» на завязках; из 1–2 полотнищ; часто с подшитой меховой кромкой зимой. Их могло быть несколько, до трёх-четырёх, чтобы придать силуэту пышность.
2. Сошва. Особый тип нижней одежды - сошва, длинная узкая полоса ткани, которую обвязывали вокруг бёдер поверх рубахи. Сошва упоминалась как дополнительный слой тепла и как средство «притянуть» подол, чтобы шуба не пачкалась о тело.
Сарафан как скрытый центр женского наряда
Вопреки распространённому мифу, сарафан был не крестьянской, а первоначально боярской одеждой. Под шубой боярыня почти всегда носила:
1. Сарафан глухой, распашной или косоклинный. Материалы: шёлк (византийский, персидский, бухарский), парча, камка, бархат (особенно червчатый, густо-красный), золочёная ткань. Отделка: золотые нити, жемчуг, гарус, тесьма, галун.
Сарафан был не менее статусным, чем шуба, а иногда дороже, ведь именно сарафан чаще всего демонстрировали при входе в храм, в гости или при встрече гостей в тереме.
2. Однорядка как предшественница платья. У московских боярынь XV–XVI веков популярна была однорядка, распашная одежда с рукавами, застегивавшаяся на мелкие пуговички или на петли. Её носили под шубой как второй тёплый слой.
Верхние слои под шубой: душегрея и телогрея
Душегрея это визитная карточка боярыни. Это короткая безрукавка, доходившая до талии, шитая: из бархата, парчи, золотой камки. Подкладка обычно мех (куница, «мышка», белка), а сверху роскошный декор. Душегрея была главным декоративным слоем, который видели при снятии шубы в помещении.
Телогрея более тёплая, стёганая мехом, иногда с узкими рукавами, телогрея заменяла камзол. Она служила одновременно и утеплением, и украшением.
Украшения под шубой: мир скрытого золота
Русская боярыня носила под шубой целый набор скрытых украшений, которые видели лишь «свои».
Ожерелья и гривны. Жемчуг был главным символом женского богатства. Под шубой могли быть: многорядные жемчужные ожерелья («низки»), золотые гривны, кресты на жемчужных нитях.
Нагрудные подвески - «клады». Маленькие коробочки с реликвиями, иконки, кресты, обереги.
Пояс - важнейшая часть костюма. Они были: шёлковые, золототканые, серебряные, с крупными литыми пряжками.
Женский пояс имел магическую функцию: «запирал силу», оберегал от сглаза.
Тайные слои - обережная символика. В женском костюме скрывались незаметные глазу знаки: красные швы на воротнике и манжетах, маленькие крестики на подоле, нашивки с рунами-знаками (славянскими геометрическими символами), вышитые «куколки» на подкладке душегреи, подшитые амулеты из воска или бересты.
Обереги часто носили внутри одежды, потому что верхний наряд считался слишком «светским» для магической защиты.
Когда все эти слои уже надеты, боярыня завершала свой наряд шубой. Но важно понимать: шуба была не столько теплой, сколько статусной, подкладка чаще всего была меховая (куница, соболь, горностай), наружная ткань бархат, золотая парча.
Но за внешним блеском скрывалось нечто большее: под шубой был целый мир, который определял социальную идентичность женщины.
Боярыня в такой одежде двигалась медленно не из-за «пышности», а потому что: одежда весила 7–12 кг, нижние слои были плотными, руки часто прятались в длинных рукавах или муфте.
Но в этом медленном движении была эстетика эпохи: благородная неторопливость, подобающая статусу жены боярина.
После реформ Петра I многослойная система исчезла: сарафан остался у купчих, душегрея стала редкостью, шубы сменились европейскими мантиями, жемчуг уступил место бриллиантам.
Но ранний женский костюм Руси это один из самых сложных и тонких в Европе (по структуре он сопоставим лишь с восточным дворцовым костюмом).
Понравилась статья? Ставь лайк, подписывайся на канал и жди следующую публикацию.