Найти в Дзене

Что носили в допетровской Руси или как одевались на Руси

Из-за монгольского ига в XIII в. Русь лишается связей с Европой. Замкнутость и оторванность существования способствовали отчуждению Руси от влияния европейской культуры и сложению самобытной культуры. Русь тесно соприкасалась с культурой орды и частично воспринимала некоторые ее черты, хотя в то же время стойко сохраняла свою национальную культуру. Затаившись и внешне смирившись с неслыханным по масштабам всесилием ига, Русь тем не менее начала борьбу с поработителями сначала скрытую, а затем перешедшую в открытое противостояние. Именно в это время: Сергий Радонежский — вдохновитель объединения Руси и организатор открытой борьбы против монголов. В это время работали великие иконописцы З и А. Рублев, создавшие прекрасные образы в своих иконах и фресках, которые поднимали дух людей и вдохновляли их на борьбу. Были построены большие храмы на Соборной площади в Московском Кремле, на богослужениях в которых священники призывали народ к сплочению и борьбе против общего врага. Неприятие вра
Оглавление

Из-за монгольского ига в XIII в. Русь лишается связей с Европой. Замкнутость и оторванность существования способствовали отчуждению Руси от влияния европейской культуры и сложению самобытной культуры. Русь тесно соприкасалась с культурой орды и частично воспринимала некоторые ее черты, хотя в то же время стойко сохраняла свою национальную культуру. Затаившись и внешне смирившись с неслыханным по масштабам всесилием ига, Русь тем не менее начала борьбу с поработителями сначала скрытую, а затем перешедшую в открытое противостояние.

Именно в это время: Сергий Радонежский — вдохновитель объединения Руси и организатор открытой борьбы против монголов. В это время работали великие иконописцы З и А. Рублев, создавшие прекрасные образы в своих иконах и фресках, которые поднимали дух людей и вдохновляли их на борьбу. Были построены большие храмы на Соборной площади в Московском Кремле, на богослужениях в которых священники призывали народ к сплочению и борьбе против общего врага. Неприятие врага, сплоченность народа, стремление во что бы то ни стало сохранить самобытность и защитить национальную культуру, а также оторванность от внешнего мира способствовали тому, что русские люди стойко держались своих старинных обычаев как в быту, так и в костюме.

Объединение Руси в единое государство начал Иван Калита, продолжил его Дмитрий Донской. В XV в. образовалось Московское государство (Московская Русь, Московия), которым стал править Иван III, много сделавший для его укрепления. Это было время больших перемен, бурного развития государственности, культуры и искусства. Все эти перемены не смогли не сказаться на костюме. Сохраняя традиции домонгольского периода, он тем не менее к XV в. приобрел новые черты, в том числе и под влиянием монголов.

Идеал красоты на Руси

Он сохранил многое от идеала красоты домонгольской Руси. Вот как описывал внешность русского князя, жившего в эпоху Ивана Грозного, А.К. Толстой в романе «Князь Серебряный»:

«Наружность князя соответствовала его нраву. Отличительными чертами более приятного, чем красивого лица были его простосердечие и откровенность. В его темно-серых глазах, осененных черными ресницами, наблюдатель прочел бы необыкновенную, бессознательную решимость, не позволявшую ему ни на миг задуматься в минуту действия... мягко и определительно-изогнутый рот выражал честную... твердость, а улыбка - почти детское добродушие. Серебряному было лет 25. Роста он был среднего, широк в плечах, тонок в поясе. Густые русые волосы были светлее загорелого лица и составляли противоположность с темными бровями и черными ресницами. Короткая борода немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок».

Однако в XVI—XVII вв. многие иноземцы отмечали, что знатные мужчины на Руси толсты, дородны, широки в торсе. Объясняется это тем, что среди боярства полнота считалась красивой.

Идеал женской красоты остался почти неизменным: высокий рост, стать, величавая походка, белое лицо с ярким румянцем и соболиными бровями.

Виды и формы одежды на Руси

К XV в. в русском костюме появились новые черты. Окончательно выработались монументальность и статичность вследствие увеличения объемов и ширины одежд и неподчеркивания линии талии. Статичность в костюме явилась и следствием длительного застоя в русской жизни, а также влияния затяжной русской зимы, заставлявшей долгое время года ходить в теплых, тяжелых подбитых мехом одеждах, не способствовавших скорой походке и быстрым движениям. Второй особенностью русского костюма этого периода стало появление в большом ассортименте распашных одежд: зипунов, кафтанов, шуб.

Как и в прежние времена, для пошива народной одежды использовались домотканые лен, посконина, пестрядь, пестроткань и др.

Поскольку социальные различия на Руси теперь стали проявляться достаточно серьезно, ассортимент текстиля, как и одежды для знати, приобрел значительные отличия от народного. Ткани для одежды знати были привозными: парча, алтабас, аксамит (золотой петельчатый «бархат»), бархат, вышитый серебром и золотом, атлас, сатин и др. Расширилась колористическая гамма тканей. Помимо традиционных красного, синего, зеленого появились лиловый, голубой, розовый, белый цвета. На картине М. В. Нестерова «До государя челобитчики», находящейся Волгоградском музее изобразительных искусств, среди других персонажей изображен красивый отрок в нарядном узорчатом шелковом зипуне белого цвета, который хорошо гармонирует со светлыми шелковистыми волосами мальчика и белым, румяным лицом. Как видим, цвет и фактура текстиля, внешность и возраст учитывались при изготовлении одежд.

По-прежнему широко использовался мех. Дорогие меха шли на отделку костюмов знати. В народе для пошива теплой одежды служили шкурки зайца, лисицы, а также овчина.

Мужская одежда на Руси

Костюм крестьянина почти не претерпел изменений времен домонгольской Руси. Это рубаха, порты, теплая верхняя одежда, головной убор и обувь.

Рубахи шили льняные или посконные. Самой нарядной была белая льняная рубаха. Помимо традиционной появилась рубаха косоворотка. Она, отделывалась тканью контрастного цвета, наиболее часто - красного. Рубаха имела достаточно много деталей, украшавших и делавших ее благодаря крою и дополнениям удобной и функциональной. Так, на спине и груди рубаха имена подкладку, пришитую красными нитками. Цельнокроеный рукав пришивался к пройме с помощью ластовицы тоже красного цвета. Все швы отделывались и одновременно закреплялись красным кантом.

Полотнища ткани были узкими, рубаха была сшивная и имела небольшие клинья в боках, несколько расширявшие ее книзу. Поскольку швов и отделки в виде канта было много, то простая повседневная рубаха выглядела красочной и приятной для глаза.

Нарядный вариант рубахи имел съемные ожерелье и запястья (по низу рукавов). Рубаха надевалась поверх портов, по-прежнему была длиной до колена, но опоясывалась теперь довольно часто широким поясом (влияние монгольского костюма) с напуском ниже талии, что придавало солидность зрелому человек).
Нарядный вариант рубахи имел съемные ожерелье и запястья (по низу рукавов). Рубаха надевалась поверх портов, по-прежнему была длиной до колена, но опоясывалась теперь довольно часто широким поясом (влияние монгольского костюма) с напуском ниже талии, что придавало солидность зрелому человек).

Верхней одеждой был зипун — легкая распашная одежда длиной до колена без воротника, с прямой проймой, с длинными узкими рукавами и застежкой встык. Зипун, как и рубаха, украшался съемным воротником-ожерельем.

Другим видом верхней одежды был кафтан - распашная одежда из холста или сермяги. Шуба и полушубок из овчины были теплой зимней одеждой, к ним полагались рукавицы, шапка треух или конусовидный колпак с небольшими полями – грешневик.

-2

Одежда князей и бояр была очень многообразна, богата и красочна. Дома знатные мужчины носили шелковую (горничную) рубаху белую или цветную с нешироким поясом. Для создания впечатления дородности она опоясывалась ниже талии. Портов носили двое: нижние и верхние (обычно шелковые или суконные). Шелковый или суконный зипун также считался домашней одеждой, и лишь молодые люди, юноши и отроки надевали его на улицу. Дома на голове носили тафью (богато вышитую тюбетейку). Этот головной убор пришел в русский костюм от монголов. Тафью надевали также под верхние головные уборы. Для выхода на улицу служил кафтан — распашная одежда, расширявшаяся книзу, длиной обычно от середины икры до щиколотки в зависимости от возраста, положения и т.д. Кафтанов было много: обычный, домашний, выходной, польский, терлик, становой, турский, русский, ферязь и др. Обычный кафтан был неотрезным, свободным, расширяющимся книзу за счет боковых клиньев, с застежкой встык на петлицах по груди, а также петличной застежкой по низу боков.

-3

Домашний кафтан был до щиколотки, с небольшим запахом и косым срезом от горловины до талии, застегивался он на пуговицы. Турский (турецкий) кафтан был прямого покроя, неотрезной, без воротника, с застежкой по левому боку.

Становой кафтан был отрезным по талии с широкими короткими рукавами, иногда выше локтя, с нижней частью расширенной за счет клиньев и с боковыми разрезами («прорехами»). Застегивался он на пуговицы. Становым кафтан назывался из-за кроя, подогнанного по стану (по фигуре); иногда он был стеганым. Русский кафтан отличался от станового наличием прямых клиньев в нижней части.

Польский кафтан появился в XVII в. под влиянием польской одежды. Отрезной, плотно облегающий лиф и расширенный вследствие сборки у талии низ создавали своеобразный силуэт, который дополнялся окорокообразными рукавами, широкими и пышными от локтя до оката и узкими от запястья и до локтя.

Шуба — еще один замечательный вид теплой верхней одежды русских людей. Это исключительно русское изобретение. Шуба была популярным и излюбленным видом одежды. Носили ее все независимо от социального происхождения. Шубы знати шились из дорогих мехов и накрывались дорогими привозными тканями. Шуба была расширенной одеждой длиной до пола, с винными рукавами, имевшими спереди у локтей разрезы для рук. Шуба всегда была с большим меховым отложным воротником и очень широкая по низу. Она являлась самой массивной и тяжелой одеждой , но шубу любили все: от царя до простолюдина. Многие кафтаны имели стоячий воротник — козырь, богато расшитый золотом, жемчугом и драгоценными камнями . Козырь мог быть съемным. Это был особый элемент костюма знати, предмет особого щегольства, похвальбы. «Хвалились козырем только мужчины». Возможно, с этих времен произошло крылатое выражение о самоуверенных мужчинах «ходить козырем».
Шуба — еще один замечательный вид теплой верхней одежды русских людей. Это исключительно русское изобретение. Шуба была популярным и излюбленным видом одежды. Носили ее все независимо от социального происхождения. Шубы знати шились из дорогих мехов и накрывались дорогими привозными тканями. Шуба была расширенной одеждой длиной до пола, с винными рукавами, имевшими спереди у локтей разрезы для рук. Шуба всегда была с большим меховым отложным воротником и очень широкая по низу. Она являлась самой массивной и тяжелой одеждой , но шубу любили все: от царя до простолюдина. Многие кафтаны имели стоячий воротник — козырь, богато расшитый золотом, жемчугом и драгоценными камнями . Козырь мог быть съемным. Это был особый элемент костюма знати, предмет особого щегольства, похвальбы. «Хвалились козырем только мужчины». Возможно, с этих времен произошло крылатое выражение о самоуверенных мужчинах «ходить козырем».

Терлик - кафтан, который носили царские телохранители - рынды. Он был белого цвета, отрезной по талии, имел рукава разной длины и формы. К белому терлику полагались белые сапоги и белая шапка ( мурмолка или колпак из песца). На груди перекрещивались две золотые цепи. Первое упоминание о терликах появилось на Руси во второй половине XV в. Затем терлики получили очень широкое распространение, украшались драгоценными камнями и жемчугом. Большое распространение на Руси богато расшитых и украшенных терликов отмечали иноземцы в своих записях и мемуарах.

Все виды кафтанов шились из дорогих привозных тканей: бархата, шелка, парчи, европейского сукна. Однако кафтан из дорогой ткани еще не завершал и без того длинный перечень одежд знатного боярина или князя. Самая нарядная и дорогая одежда надевалась всегда поверх кафтана. Это опашень, ферезея, турская шуба, которые носили внакидку на плечах, застегивая лишь на шее, а также ферязь, охабень и однорядка — одежда, которая обычно полностью застегивалась на фигуре. Охабень имел очень длинные, до подола откидные рукава и прорези для рук, а также большой отложной воротник. Однако летний вариант охабня мог быть без воротника. Свое название охабень, возможно, получил оттого, что был самой верхней одеждой и его задачей было «охабить» (охватить, накрыть) все то, что было надето под ним. Охабень, сшитый из парчи, с драгоценными пуговицами ювелирной работы и подбитый дорогим мехом, был очень престижной одеждой знати, подчеркивающей ее социальное превосходство.

Ферязь - кафтан, часто без воротника, с очень длинными, почти до земли узкими рукавами. В один рукав продевали руку, собрав его в мелкую сборку, другой свисал, закрывая полностью руку. Ферязь, как и охабень, показывал высокое социальное положение человека и его «непричастность» к труду. Ферезея — очень дорогая парадная одежда с откидными рукавами, подбитая и отделанная мехом и с меховым воротником, из парчи, «шитая» драгоценными камнями и шелком. Ферезею носила самая высшая знать. Ферезея могла иметь воротник-козырь.

Однорядка и опашень были летними вариантами парадных верхних одежд привилегированных людей. Однорядка — легкий, без подкладки («холодная» одежда) и часто без воротника, с застежкой встык кафтан длиной до щиколотки из шерстяной или хлопчатобумажной ткани. Однорядку носили опоясанной. Она имела откидные рукава и «прорехи» для рук под проймой, а также застежку однобортную, а не встык.

Опашень — легкая шелковая одежда с узкими у запястья рукавами. Распашной опашень носили внакидку («на опашь»). Опашень не опоясывался; его передние полы были значительно короче задней части. Украшался он красивыми пуговицами.

Женская одежда на Руси

Как и мужская, женская одежда имела простой крой, расширенный или прямой силуэт и прямую пройму для рукава. Наряд крестьянки, несмотря на простой текстиль, был красивым, удобным, статичным и монументальным. К оставшейся от домонгольской Руси рубахе добавился сарафан - шушун. Это было распашное на пуговицах платье с глубоким вырезом спереди и на спинке и висячими, фальшивыми рукавами сзади. Надевался шушун поверх рубахи. Позднее он переродился в короткополую, просторную с рукавами одежду. Именно такие шушуны будут носить простые женщины в XVIII — XIX вв.

Одежда знатных женщин была гораздо богаче, но сохраняла те же черты силуэта и формы, что и народный костюм. Знатные женщины помимо исподней рубахи носили шелковую яркую горничную рубаху с длинными на манжете рукавами, опоясанную, с небольшим напуском. Верхними одеждами были шушуны, летники, шубки и душегреи. Все они шились из дорогих привозных тканей. Отделкой часто служил дорогой мех (соболь, куница и др.). Часто шубки носили внакидку . Шубка была длинной одеждой с длинными откидными рукавами и прорехами для рук . Шубка могла иметь обычные рукава значительной длины. В этом случае они собирались мелкими буфами на руках. Шубка имела меховой съемный воротник.
Одежда знатных женщин была гораздо богаче, но сохраняла те же черты силуэта и формы, что и народный костюм. Знатные женщины помимо исподней рубахи носили шелковую яркую горничную рубаху с длинными на манжете рукавами, опоясанную, с небольшим напуском. Верхними одеждами были шушуны, летники, шубки и душегреи. Все они шились из дорогих привозных тканей. Отделкой часто служил дорогой мех (соболь, куница и др.). Часто шубки носили внакидку . Шубка была длинной одеждой с длинными откидными рукавами и прорехами для рук . Шубка могла иметь обычные рукава значительной длины. В этом случае они собирались мелкими буфами на руках. Шубка имела меховой съемный воротник.

В XVII в. шушун сменился сарафаном, который стал затем традиционным элементом русского народного костюма. Сарафан был на лямках, накладным, но в том месте, где на шушуне была застежка, отделывался полоской широкой каймы другого цвета и пришитыми к ней пуговицами, служившими теперь украшением. Каймой могли быть отделаны лямки и подол. Поверх рубахи по-прежнему, как и в домонгольской Руси, носили поневу, а запона переродилась в передник, как и раньше, из двух несшитых полотнищ ткани.

Летник — тоже длинная накладная очень широкая по низу (за счет вшитых клиньев) одежда с сильно расширенными книзу длинными рукавами. Летник имел меховой съемный воротник.

Душегрея — еще один тип одежды, которую носили все слои населения. Но у простолюдинок она была нарядной, праздничной одеждой.

Костюм царя на Руси

Официальной парадной одеждой царя было платно — длинная распашная расширенная книзу одежда, без воротника, с широкими рукавами, обычно до локтя, с застежкой встык. Борта и края обшивались каймой с орнаментом. Платно было из алтабаса или аксамита (цельнозолотных тканей). Вокруг шеи располагалось оплечье — бармы . Роскошно убранные бармы (жемчуг, драгоценные камни и образки - маленькие иконки) были драгоценной отделкой для платно. Золотой крест и окладень — золотая цепь из двуглавых орлов, а также скипетр, держава и «шапка Мономаха» довершали царское облачение.

-6

Костюм духовенства на Руси

Фелонь - широкое одеяние в виде широкого прямоугольного полотнища ткани с отверстием для головы. Надевалась поверх туникообразного облачения. Фелонь символизировала хламиду Христа . Саккос представлял собой рубашкообразную тунику и по значению (рангу) приравнивался к фелони. И фелонь, и саккос шились из драгоценных тканей. Ряса напоминала саккос, но была повседневной неслужебной (гражданской) одеждой священников. Клобук — головной убор священника, невысокая шапочка с покрывалом, свисающим на грудь и спину .

Во что обувались на Руси

В Московской Руси остались традиционные виды обуви: сапоги, лапти, сапожки из сафьяна на каблуке. Обувь на каблуке появилась XVI в. Иногда каблук был достаточно высоким (четверть локтя). Сапожки имели невысокие голенища и изготовлялись не только из сафьяна, но и из парчи узорчатого вышитого бархата. Украшались они даже самоцветными камнями, каблук перевивался металлической полоской.

С XVII в. появилась низкая обувь (туфли). Расширившиеся связи с Европой способствовали проникновению на Русь наряду с польским кафтаном и туфель.

Головные уборы, прически, украшения, косметика на Руси

Основные виды головных уборов сохранились от домонгольской Руси. Мужские головные уборы были двух видов: шапки в конуса — мурмолка и высокие колпаки . При Иване Грозном бояре носили высокие собольи шапки. Почти все головные уборы были оторочены мехом. Как и в домонгольской Руси, шапки князей и знати шились из дорогих и драгоценных тканей и богато отделывались и расшивались золотом, жемчугом, драгоценными камнями, отделывались и расшивались золотом, жемчугом, драгоценными камнями. Наиболее популярны были мурмолки — высокие суживающиеся кверху конические шапки с отворотами или без них. У знати мурмолки шились из парчи и бархата, а меховые отвороты пристегивались к тулье драгоценными застежками — аграфами . Дома носили тафью. Летние шапки были из белого войлока.

Женские головные уборы - высокие или низкие круглые шапки, отороченные мехом. Княгини и боярыни носили их поверх тонкого платка или покрывала. Царица носила венец с жемчужными поднизями. Венец, как и шапка , надевался поверх тонкого покрывала. Кокошники были очень популярны у всех социальных слоев. Кокошник вышивался, расшивался жемчугом, украшался поднизями и ряснами. Женщины, как и в домонгольский период, носили убрус и повойник.

Прически мужчин оставались традиционными с домонгольского периода. Это стрижка «под горшок», «под скобу» и «в кружок». Концы волос подвивались внутрь. Бороды также были популярными. При Борисе Годунове модным стало бритье лица. Эта традиция пришла из Польши, ей некоторое время следовали царедворцы. Однако различные указы и запреты вновь сделали ношение бороды обязательным.

В Московской Руси бороды были разных фасонов: «лопатой», «клинышком», округлые, остроконечные, разделенные на две пряди.

Женские прически остались традиционными с домонгольского периода. В Московской Руси продолжали носить много украшений, но у мужчин их стало больше, чем в Древней Руси. Навесные украшения имели широкое распространение в Древней Руси в связи с тем, что одежды были глухими. Накладные теперь не так популярны. Распашным одеждам требовалось больше застежек, аграфов, пуговиц . К тому же шитые золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями одежды уже сами по себе были образцами ювелирного искусства. Одежды простых людей украшались бисером, речным жемчугом, кусочками перламутра. Серьги были популярны как у знатных женщин, так и у простолюдинок .

Гигиене и косметике уделялось должное внимание. Женщины были знакомы с секретами действия трав и отбеливающими свойствами молочных продуктов. Купцы привозили заморские парфюмерные средства.