Найти в Дзене
Navygaming Channel

"...молодой корабель­ный инженер со слезами на глазах рассказывал и возмущался /19/ Пароход или "отдельный эшелон" ?

После писем испанского адмирала П.Серверы, дневников командира канонерской лодки "Виксбург" (ВМС США), воспоминаний британского
офицера, служившего на корветах в годы Второй мировой - настала очередь воспоминаний русского морского офицера-подводника. Дневниковые записи отражают субъективное видение и понимание автором событий, явлений, участником или свидетелем которых он являлся. Автор сам
проводит отбор сведений, которые хочет отразить, в соответствии со степенью их значимости для себя, а также для читателей (как он думает). Предлагаю
именно с таких позиций оценивать изложенный материал, к которому мы, по
возможности, добавим свои комментарии. И главное - некоторые
высказывания и выводы автора воспоминаний спорны. На этот раз запись в дневнике автора воспоминаний не большая, и в ней упоминается его штатная обязанность и должность командира подводной лодки. После первых строк, где упоминается поход на субмарине появилась небольшая надежда, что офицер-подводник поделится с аудитор
После писем испанского адмирала П.Серверы, дневников командира канонерской лодки "Виксбург" (ВМС США), воспоминаний британского
офицера, служившего на корветах в годы Второй мировой - настала очередь воспоминаний русского морского офицера-подводника.

Дневниковые записи отражают субъективное видение и понимание автором событий, явлений, участником или свидетелем которых он являлся. Автор сам
проводит отбор сведений, которые хочет отразить, в соответствии со степенью их значимости для себя, а также для читателей (как он думает). Предлагаю
именно с таких позиций оценивать изложенный материал, к которому мы, по
возможности, добавим свои комментарии. И главное - некоторые
высказывания и выводы автора воспоминаний спорны.

3 сентября

На этот раз запись в дневнике автора воспоминаний не большая, и в ней упоминается его штатная обязанность и должность командира подводной лодки. После первых строк, где упоминается поход на субмарине появилась небольшая надежда, что офицер-подводник поделится с аудиторией подробностями службы на подводной лодке "Скат", однако как мы видим, его не особо заботят такие "мелочи" - он как всегда находит более важное и как он считает интересное.

"...Сегодня посетил я на своей лодке бухту, расположенную невдалеке от нашего порта, где идет сборка трех истребителей. Заведующий этой сборкой молодой корабель­ный инженер со слезами на глазах рассказывал мне и возмущался положением дел на этих новых эллингах."
Эскадренный миноносец "Твердый"
Эскадренный миноносец "Твердый"

Интересная подробность, о которой можно сказать пару слов, при этом полной ясности мы не получим. Итак, речь идет о сборке трех "истребителей".

Можем предположить, что речь идет или о трех эскадренных миноносцах типа "Сокол" постройки Охтинской верфи завода "В.Крейтон и К", которые были заложены еще в 1904 году, но спущены на воду только в 1906. Сборка (окончательная сборка) этих трех эсминцев проходила во Владивостоке, и с мая по ноябрь 1906 года эти три корабля: "Тревожный", "Твердый", "Точный" были спущены на воду и приступили к испытаниям. Любопытно, что только к весне 1906 года эти три корабля прошли испытания на водонепроницаемость, без чего на них вряд ли стали бы ставить машины и котлы. Ходовые испытания они прошли в марте ("Тревожный", "Твердый") и октябре ("Точный") 1907 года. Возможно, именно об этих "истребителях" поведал "со слезами на глазах" МТ "молодой корабельный инженер".

Эскадренный миноносец "Тревожный"
Эскадренный миноносец "Тревожный"
"Оказывается, миноносцы уже давно собраны, но, машины их «точно пропали» - все телеграммы этого симпатичного инженера оставались без результата, между тем ему так хотелось видеть скорей эти три контрминоносца вполне готовыми и на воде - он так много положил для этого своих усилий... А ведь три лишних истребителя - это большая помощь нашему слабосильному отряду миноносцев!..
Схема внешнего вида эсминца "Твердый"
Схема внешнего вида эсминца "Твердый"

Соглашусь с "слабосильным отрядом" - благодаря "мудрым решениям" военно-морского руководства к началу русско-японской войны крейсера Владивостокского отряда могли рассчитывать только на помощь номерных миноносцев (бывших типа "Пернов", "Свеаборг", "Нарген") и миноносок. Первыми "истребителями" во Владивостоке после начала войны стали эсминцы "Бравый" и "Грозный", которые прорвались через Цусиму.

Миноносцы "Нарген" и "Гогланд" во Владивостоке
Миноносцы "Нарген" и "Гогланд" во Владивостоке

Но упоминание "потерянных" машин для эсминцев вызывает вопросы. По имеющимся данным у трех эсминцев типа "Т", о которых мы сказали ранее, не было проблем с машинами и с котлами (паровые машины обычно отправлялись на назначению разобранными, а паровые котлы и вспомогательные механизмы - целиком). Тем более мы ранее отметили, что эсминцы типа "Твердый" только к весне 1906 года прошли проверку на водонепроницаемость! К этому времени и машины и котлы уже могли бы прийти, если вдруг они задержались бы.

Эскадренный миноносец "Инженер-механик Анастасов"
Эскадренный миноносец "Инженер-механик Анастасов"

Но при этом в тот же период, во Владивостоке собирались другие эсминцы типа "Сокол", правда их было всего ДВА: "Инженер-механик Анастасов" и "Лейтенант Малеев". Эти два эсминца только заложили в 1905 году, а спустили на воду (во Владивостоке) - в августе 1907 года. Вряд ли события дневника затрагивают события 1907-1906 годов. И вот с этими эсминцами были задержки. Во первых уже на этапе изготовления корпусов и механизмов на Охтенском заводе сроки поставки эсминцев на Дальний Восток были сорваны из-за рабочих забастовок. А после окончания войны - срочность в отправке кораблей и их составляющих тем более отпала. По этой причине корпуса эсминцев были отправлены во Владивосток море на пароходе "Соперник", а машины и котлы на пароходах "Меркурий" и "Паллада" - это было дольше, но дешевле. Не исключено, что корпуса доставили гораздо раньше, чем машины. Поэтому корпуса спустили на воду уже 6 августа и 5 сентября 1907 года, и пришлось ждать. Тут еще проблема была в том, что завод Крейтона сорвал сроки поставки вспомогательных механизмов, поэтому были сдвинуты и сроки поставки их на Восток, а там и сдвинулись сроки ходовых испытаний - их провели в 1908 году.

Вот и получается, что если в дневнике автора есть сдвиги по времени на 2-3 недели, то речь идет только о сентябре 1905 года, когда кончилась война. Получается, что первую тройку еще не спустили на воду и еще строили, а вторую "пару" эсминцев - только заложили в бухте Улисс. Так сколько было "истребителей"?

"Мне невольно пришло на мысль, уж не идут ли и эти машины таким же экстренным порядком, как шли мины «с отдельным эшелоном» для одной на­шей подводной лодки..."
Эскадренный миноносец "Лейтенант Малеев"
Эскадренный миноносец "Лейтенант Малеев"

Мы уже понимаем, что мысли офицера- подводника всегда были о чем угодно, только не о вверенной подводной лодке и подчиненном ему личном составе, который надо было готовить. Не исключено, что мы в очередной раз встретились с очередным слухом (сплетней) о задержке в поставке оборудования. Как же об этом не позлословить - ведь вряд ли кто будет дотошно проверять и анализировать?

P.S. Как тут не вспомнить: "Не выиграл, а проиграл, и не тысячу, а десять; и не в покер, а в спортлото", )))

Продолжение следует, ссылка ЗДЕСЬ

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).