После писем испанского адмирала П.Серверы, дневников командира канонерской лодки "Виксбург" (ВМС США), воспоминаний британского
офицера, служившего на корветах в годы Второй мировой - настала очередь воспоминаний русского морского офицера-подводника.
Дневниковые записи отражают субъективное видение и понимание автором событий, явлений, участником или свидетелем которых он являлся. Автор сам
проводит отбор сведений, которые хочет отразить, в соответствии со степенью их значимости для себя, а также для читателей (как он думает). Предлагаю
именно с таких позиций оценивать изложенный материал, к которому мы, по
возможности, добавим свои комментарии. И главное - некоторые
высказывания и выводы автора воспоминаний спорны.
3 сентября
На этот раз запись в дневнике автора воспоминаний не большая, и в ней упоминается его штатная обязанность и должность командира подводной лодки. После первых строк, где упоминается поход на субмарине появилась небольшая надежда, что офицер-подводник поделится с аудиторией подробностями службы на подводной лодке "Скат", однако как мы видим, его не особо заботят такие "мелочи" - он как всегда находит более важное и как он считает интересное.
"...Сегодня посетил я на своей лодке бухту, расположенную невдалеке от нашего порта, где идет сборка трех истребителей. Заведующий этой сборкой молодой корабельный инженер со слезами на глазах рассказывал мне и возмущался положением дел на этих новых эллингах."
Интересная подробность, о которой можно сказать пару слов, при этом полной ясности мы не получим. Итак, речь идет о сборке трех "истребителей".
Можем предположить, что речь идет или о трех эскадренных миноносцах типа "Сокол" постройки Охтинской верфи завода "В.Крейтон и К", которые были заложены еще в 1904 году, но спущены на воду только в 1906. Сборка (окончательная сборка) этих трех эсминцев проходила во Владивостоке, и с мая по ноябрь 1906 года эти три корабля: "Тревожный", "Твердый", "Точный" были спущены на воду и приступили к испытаниям. Любопытно, что только к весне 1906 года эти три корабля прошли испытания на водонепроницаемость, без чего на них вряд ли стали бы ставить машины и котлы. Ходовые испытания они прошли в марте ("Тревожный", "Твердый") и октябре ("Точный") 1907 года. Возможно, именно об этих "истребителях" поведал "со слезами на глазах" МТ "молодой корабельный инженер".
"Оказывается, миноносцы уже давно собраны, но, машины их «точно пропали» - все телеграммы этого симпатичного инженера оставались без результата, между тем ему так хотелось видеть скорей эти три контрминоносца вполне готовыми и на воде - он так много положил для этого своих усилий... А ведь три лишних истребителя - это большая помощь нашему слабосильному отряду миноносцев!..
Соглашусь с "слабосильным отрядом" - благодаря "мудрым решениям" военно-морского руководства к началу русско-японской войны крейсера Владивостокского отряда могли рассчитывать только на помощь номерных миноносцев (бывших типа "Пернов", "Свеаборг", "Нарген") и миноносок. Первыми "истребителями" во Владивостоке после начала войны стали эсминцы "Бравый" и "Грозный", которые прорвались через Цусиму.
Но упоминание "потерянных" машин для эсминцев вызывает вопросы. По имеющимся данным у трех эсминцев типа "Т", о которых мы сказали ранее, не было проблем с машинами и с котлами (паровые машины обычно отправлялись на назначению разобранными, а паровые котлы и вспомогательные механизмы - целиком). Тем более мы ранее отметили, что эсминцы типа "Твердый" только к весне 1906 года прошли проверку на водонепроницаемость! К этому времени и машины и котлы уже могли бы прийти, если вдруг они задержались бы.
Но при этом в тот же период, во Владивостоке собирались другие эсминцы типа "Сокол", правда их было всего ДВА: "Инженер-механик Анастасов" и "Лейтенант Малеев". Эти два эсминца только заложили в 1905 году, а спустили на воду (во Владивостоке) - в августе 1907 года. Вряд ли события дневника затрагивают события 1907-1906 годов. И вот с этими эсминцами были задержки. Во первых уже на этапе изготовления корпусов и механизмов на Охтенском заводе сроки поставки эсминцев на Дальний Восток были сорваны из-за рабочих забастовок. А после окончания войны - срочность в отправке кораблей и их составляющих тем более отпала. По этой причине корпуса эсминцев были отправлены во Владивосток море на пароходе "Соперник", а машины и котлы на пароходах "Меркурий" и "Паллада" - это было дольше, но дешевле. Не исключено, что корпуса доставили гораздо раньше, чем машины. Поэтому корпуса спустили на воду уже 6 августа и 5 сентября 1907 года, и пришлось ждать. Тут еще проблема была в том, что завод Крейтона сорвал сроки поставки вспомогательных механизмов, поэтому были сдвинуты и сроки поставки их на Восток, а там и сдвинулись сроки ходовых испытаний - их провели в 1908 году.
Вот и получается, что если в дневнике автора есть сдвиги по времени на 2-3 недели, то речь идет только о сентябре 1905 года, когда кончилась война. Получается, что первую тройку еще не спустили на воду и еще строили, а вторую "пару" эсминцев - только заложили в бухте Улисс. Так сколько было "истребителей"?
"Мне невольно пришло на мысль, уж не идут ли и эти машины таким же экстренным порядком, как шли мины «с отдельным эшелоном» для одной нашей подводной лодки..."
Мы уже понимаем, что мысли офицера- подводника всегда были о чем угодно, только не о вверенной подводной лодке и подчиненном ему личном составе, который надо было готовить. Не исключено, что мы в очередной раз встретились с очередным слухом (сплетней) о задержке в поставке оборудования. Как же об этом не позлословить - ведь вряд ли кто будет дотошно проверять и анализировать?
P.S. Как тут не вспомнить: "Не выиграл, а проиграл, и не тысячу, а десять; и не в покер, а в спортлото", )))
Продолжение следует, ссылка ЗДЕСЬ
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).