Найти в Дзене

"Мы тебя любим, мерзавец." Неужели для того, чтобы дети помирились с отцом нужно, чтобы он умер? Великий Клод Лелуш в своём репертуаре. ч.2

Продолжение. Начало тут Напоминаю диспозицию перед началом основного действия фильма «Мы тебя любим, мерзавец». Знаменитый на весь мир военный фотограф и очень богатый человек Жак Камински покупает во Французских Альпах шикарное и дорогущее поместье с лесами, водопадами, полями и роскошным шале в 10 спален, сауной, бассейном и прочими благами цивилизации. Месторасположение — земной рай. Что называется, живи и радуйся. И решил он, наконец-то, заняться своим семейным вопросом, пригласил в поместье четырёх дочерей от четырёх жён. Дочки в возрасте от 40 до 18 лет. Вот только дочки-то особой симпатии к папе не питают. Ездил папа по миру, снимал военные действия, одновременно раз в семь лет менял жён. Появлялись дочки, а папа всё гоняет по миру и жён меняет. В итоге мамы дочек настроили как надо — и к папе, и к появляющимся периодически сводным сестрам. Так что у каждой из них своя жизнь. И папе с сестрами там места нет. Самая старшая так вообще про папу книжку написала, где выставила его

Продолжение. Начало тут

Напоминаю диспозицию перед началом основного действия фильма «Мы тебя любим, мерзавец». Знаменитый на весь мир военный фотограф и очень богатый человек Жак Камински покупает во Французских Альпах шикарное и дорогущее поместье с лесами, водопадами, полями и роскошным шале в 10 спален, сауной, бассейном и прочими благами цивилизации. Месторасположение — земной рай. Что называется, живи и радуйся.

И решил он, наконец-то, заняться своим семейным вопросом, пригласил в поместье четырёх дочерей от четырёх жён. Дочки в возрасте от 40 до 18 лет. Вот только дочки-то особой симпатии к папе не питают. Ездил папа по миру, снимал военные действия, одновременно раз в семь лет менял жён. Появлялись дочки, а папа всё гоняет по миру и жён меняет. В итоге мамы дочек настроили как надо — и к папе, и к появляющимся периодически сводным сестрам.

Так что у каждой из них своя жизнь. И папе с сестрами там места нет. Самая старшая так вообще про папу книжку написала, где выставила его полным мерзавцем. Папа хоть книжку и сжёг, но всё равно дочек любит и переживает за их такое к нему отношение.

Прошло так годика два с момента покупки поместья. Папа обзавелся в этих Альпах новой мамой, вдовой с двойняшками 15-ти лет, мальчиком и девочкой. Но продолжает тосковать по дочерям.

И какой же выход? Как заманить дочек в поместье, попросить у них прощения за всё, что было и не было? Может, и наладятся отношения на старости лет. Жаку-то уже 71 год. Вот и сидит он на крылечке с орлом Жоржем, который есть его реинкарнация, курит одну сигару за другой.

Переживает. Так ведь и рак подхватить не долго от курения и переживания. В общем, типичная для Лелуша жестокая мелодрама, не имеющая никакого позитивного выхода.

Но тут приезжает к нему в гости его старый друг, врач Фредерик с женой и дочерью. Фредерика играет звезда французской эстрады 70-х годов Эдди Митчелл. У нас он особо известен не был, нам тогда из французов такого сладенького Джо Дассена, поющего грустные медляки о любви, двигали, но Эдди Митчелл по фактуре ничем Дассену не уступал, певец такого брутального типа. Вот какой он был тогда.

А вот каким был в то же время сам Джонни Холлидей.

Это чтобы нашему читателю был понятен бэкграунд Жака Камински и его друга Фредерика. В фильме же не показано, какими эти два друга были лет тридцать назад, почему в Жака женщины влюблялись с первого взгляда. В фильме и Жак, и Фредерик такие спокойные, пожившие, мудрые, которые играют в своем матче с жизнью уже дополнительное время, и впереди только серия пенальти.

-2

Они, Эдди и Джонни, и в жизни были лучшими друзьями. Поэтому не случайно Лелуш пригласил Эдди на роль Фредерика.

В общем, сидят Жак, Натали, Фредерик, его жена, дети Натали, дочка Фредерика на свежем воздухе, завтракают. Жак в депрессии, ни ест, ни пьёт, только курит.

-3

И тут начинаются чудеса. Сначала автостопом приезжает младшая дочь Зима, затем чуть постарше фотомодель Осень, следующей с маленькой дочкой театральный режиссер Лето. Все в шоке, особенно Жак. Дочери уже два года не отвечали на его звонки. А тут приехали, обнимают отца, мило всем улыбаются. Лицемерно целуются с Натали, демонстрируют радость от общения.

Вот они - Зима, Осень, Лето.

-4

Это они смотрят, как на вертолете прилетает старшая дочь — Весна. Весну играет Ирен Жакоб. Как ни в чём не бывало, как будто и не написала книгу про Жака-мерзавца, она весело приветствует всех.

-5

С Жаком чуть не случился сердечный приступ, дочки сразу бросились ухаживать. Царит атмосфера счастья и веселья. То Жак с Натали прозябали в одиночестве, а тут вон какая толпа: дочки с бойфрендами, дети, внучки, слуги, друзья.

-6

Кто-то, как Жак и Натали, простодушно счастливы и радуются. Дочки очень убедительно изображают радость от встречи с папой-мерзавцем. И только Фредерик настороженно и угрюмо поглядывает со стороны на всё это веселье.

-7

Именно он и организовал этот, лицемерный со стороны дочерей, семейный праздник. Не в силах смотреть, как мучается Жак, он позвонил Весне и сказал, что отец смертельно болен и жить ему осталось два-три месяца. Анализы у него не те. Но он ему ничего ещё не сказал, Жак не знает, что скоро умрет. Старшая обзвонила младших сестер, вот они все и рванули к папе.

А папа-то ни сном ни духом, что и до Рождества не доживет. Радуется, как ребенок, всех фотографирует. Дочки, конечно, великолепные актрисы. Папа скоро умрет, а они его во всю развлекают, веселятся, так и щебечут вокруг него. Но вот Натали они сказали, что Жак скоро умрёт. С той чуть сердечный припадок не случился. Она кинулась дать Жаку по башке, но тот уже всё знает. Он подслушал ночной разговор дочерей и всё выяснил у Фредерика.

-8

При этом поинтересовался, действительно ли у него со здоровьем всё в порядке. Фредерик ответил: «Здоров как никогда». И что же теперь делать? Ведь Жак десять лет никак не мог дозваться до дочек. И если Жак не умрет к Рождеству, то будет скандал. Фредерик его успокоил: «А ты выздоровеешь, в медицине бывают такие чудеса».

Вообще-то эта тема — сообщить родственникам, которые давно не посещали родителей, что мать или отец умерли или смертельно больны, — не такая уж и оригинальная. Вот и в советском кинематографе был аналогичный случай в 1969 г.

Старушке матери надо было умереть, чтобы сын вспомнил о ней. Последняя роль Веры Марецкой в кино.
Старое кино от Хозяина тайги8 августа 2020

Да и у самого Лелуша после провала в 1987 г. его фильма «Мужчина и женщина. Двадцать лет спустя» тоже появилась мысль умереть или очень крепко исчезнуть. А вот нам этот фильм нравится.

Разные мысли стали посещать Лелуша:

У меня такое ощущение, будто я подошел к концу пути, к подножию
стены. Что я замкнул символический круг длиной в двадцать лет,
начавшийся триумфом Золотой пальмовой ветви и закончившийся полным
провалом «Двадцати лет спустя». Критика и зрители, на сей раз
единодушно, говорят, что мне конец, что мое кино никому больше не нужно,
что я выдохся и мне пора уходить на пенсию. Возможно, они правы. Быть
может, и не стоило снимать «Мужчину и женщину двадцать лет спустя». И впрямь пора, наверно, откланяться. А что, если мне исчезнуть? Мысль
кажется мне не такой уж глупой.
В таком состоянии я додумываюсь до того, что моя смерть принесет людям больше счастья, чем несчастья. Мой старший сын, Симон, конечно огорчится. Но мои остальные дети — маленькие, они меня забудут. Конечно, есть Мари Софи. Моя жена с тех пор, как мы поженились.
Она молода. Она без труда устроит свою дальнейшую жизнь. Я часто думаю об этом по ночам, когда мне не удается уснуть. И тем не менее не делаю, как с ложной стыдливостью принято говорить, непоправимой глупости. Я всегда слишком сильно любил жизнь, чтобы найти в себе силы от нее отказаться. И потом моя смерть превратит моих детей в наследников, а это, по-моему, худшее, что может с ними приключиться. Я всегда хотел, чтобы им нужно было бороться за свою судьбу, чтобы они познали радости трудного пути и удовлетворение от битвы. Мало-помалу я прихожу к убеждению: если мне и следует исчезнуть, необходимо оставить после себя некую тайну… Вот она, хитрость: исчезнуть, но не умереть...
Надо начать сначала. Уехать на край света и возникнуть там инкогнито…

В итоге Лелуш снял свой один из самых лучших фильмов - "Баловень судьбы".

Один человек на вершине успеха, человек, которому судьба дала так много,
решает ради блага своих детей исчезнуть, оставляя им слабую надежду,
что он не умер… Он садится на корабль в полном одиночестве и, выйдя в
открытое море, разыгрывает некую сцену, чтобы все подумали, что он
утонул. И вот его очень скоро охватывает то же чувство, что и меня, —
тоска по детям и желание увидеть их вновь. В случае с ним нельзя
вернуться домой как ни в чем не бывало. Ему придется придумать
что-нибудь поинтереснее. И начать жить другой жизнью, так чтобы никто его не узнал. Он должен пойти по новому пути. По пути баловня.

Про крупного бизнесмена, который не стал нужен своим взрослым детям. Бизнесмен инсценирует свою гибель и поселяется в хижине в Африке у водопада Виктория, где он когда-то был счастлив со своей первой женой, которая давно умерла. Бизнесмена играет Жан-Поль Бельмондо. За эту роль он в 1989 г. был удостоен своего единственного "Сезара", национальной кинопремии Франции за лучшую мужскую роль.

-9

Его дочь Викторию, которая таки нашла отца, играет тогдашняя третья жена Лелуша Мари-Софи Пошо.

-10

Возвращаемся к нашему «мерзавцу». Интрига запутывается всё больше и больше. Жак боится сказать дочерям, что Фредерик их обманул и он не болен смертельно. А на самом деле Фредерик совсем и не обманывал. Жак и в самом деле смертельно болен. Но как сказать это другу? А тут ещё на связь выходит с Кубы пятая дочь Жака — Франция. И о ней тоже надо будет сказать дочерям.

Наутро все собираются на завтрак за столом, и Жак просит Фредерика рассказать девочкам про их кубинскую сестру. Жак мечтательно говорит, что хочет вместе с дочерьми поехать на Кубу, навестить Францию. Ведь у них теперь такая большая и дружная семья.

Какая такая семья. Дочери приехали только по причине, чтобы напоследок увидеть отца живым. Они в шоке от появления ещё одной сестры.. Самая младшая Зима устраивает отцу истерику, всяко-разно обзывает его, бьёт посуду и убегает. Остальные тоже уходят из-за стола. Жак раздавлен морально.

-11

Тут, конечно, Лелуш перебрал с мелодраматизмом. Истерика Зимы выглядит не очень мотивированной. Ну обнаружилась ещё одна сестра на острове Свободы, чего посуду-то бить. Хотя, с другой стороны, просто у самой младшей вышло наружу всё негативное, что скопилось у неё в отношении отца. И мать недавно бросил, и новую Натали себе завел, а тут ещё и сестра объявилась. Не выдержали у восемнадцатилетней Зимы нервишки.

И опять же вот этот скандал имеет большое значение для дальнейшего развития сюжета. Как теперь Жаку сказать, что он вполне здоров, что дочерей обманули, чтобы специально заманить к отцу? И так-то всё было очень плохо, а теперь, после такого битья посуды, если им сказать, что всё их лицемерие перед лицом смерти отца напрасно, что их просто развели, битьём посуды не ограничиться. Из них такая правда жизни наружу полезет, что Жака точно кондрашка хватит.

В общем, девчонки, малость успокоившись, пошли купаться к водопаду. А Жак, прихватив альпинисткую веревку, сообщает Натали, что пойдет к водопаду, чтобы окончательно объясниться с дочерьми. Идет как на смерть.

-12

А дочери, весело накупавшись, возвращаются обратно. И тут они видят на тропинке то, что повергает их в шок.

-13

В общем, кто захочет посмотреть фильм, узнать, чем там всё закончилось, дальше не читайте. Дальше начинается жуткий, просто трагедийный детектив. Лелуш, как говорится, в своём репертуаре. Главный его конек народного авторского фильма — смешение жанров, чтобы окончательно добить зрителя. Сначала была жестокая мелодрама отношений отцов и детей, у отца своя правда, у дочерей своя, и никак им не примириться. Затем что-то типа плутовской комедии с обманом дочерей Фредериком и тем безвыходным тупиком, в который попал Жак. Из этого тупика есть, конечно, выход, но уж действительно лучше бы ему быть смертельно больным.

Вот и получается, что Лелушу надо что-то делать, как-то выходить из того безвыходного положения, куда он загнал Жака. Ну скажет Жак девчонкам, что здоров как никогда, что это всё Фредерик? И ведь всё. Они тут же собираются и уезжают. Навсегда. Он для них умирает, будучи живым. Такое не прощается, хоть там сто Фредериков виноваты, а Жак ни сном ни духом. Вся логика развития сюжета это подсказывает. Десять лет Жак пытается собрать дочерей в одну семью, и всё безуспешно, а после такого они ещё сто лет вместе не соберутся.

И что делать Лелушу, ведь нужен хотя бы хоть какой позитив в финале? Ну, догадались? Не догадались? Да, до этого догадаться невозможно.

Возвращаясь с водопада, дочери замирают в ужасе. Над тропинкой перекинуто поваленное дерево, а на этом дереве висит труп Жака, на той самой веревке, что он прихватил с собой. Тут, конечно, Лелуш окончательно добивает зрителя душераздирающей сценой того, что случается с дочерьми, с Натали, с Фредериком и др.

Поначалу нам показалось, что Лелуш, верный своему главному творческому методу о том, что «жизнь — это сон», опять пытается зрителю «все мозги разбить на части», как в своем самом феерично-загадочном фильме 2002 г. «А теперь, дамы и господа...», где всё настолько запутано, что каждый сам выбирает, какой финал в этом фильме на самом деле. А там вариантов масса.

Ну не может быть такого, чтобы Жак повесился над той тропинкой, что будут возвращаться с водопада дочери. Это его сон, это он так представляет, как они будут плакать на его похоронах, что наконец-то закончится между ними эта неприязнь. Что жизнь всё-таки одна, и она может закончиться прежде, чем все они успеют помириться.

А потом показывают похороны, все плачут. Приезжает с Кубы Франция и тоже плачет. А над всеми сидит на кладбищенском кресте и смотрит вниз орел Жорж, который, по замыслу Лелуша, есть реинкарнация самого Жака. И вот кажется, что орел сейчас слетит вниз, сядет на гроб, где лежит Жак, и превратится в самого Жака. И все перестанут плакать, засмеются от счастья и скажут: «Ну ты и мерзавец, но мы всё равно тебя любим».

-14

И орёл действительно спускается с креста, садится на гроб... и улетает. Жак действительно умер. Вот только как? Самоубийство или его убили и инсценировали самоубийство? А если убил, то кто? Первыми, на кого падёт подозрение, это дочери. Они и сами признавались, что хотя бы раз в жизни у них возникало желание убить отца. А тут ещё и такая ссора за столом. Вполне могли.

Но Фредерик, чтобы не навлечь на них подозрение, даёт заключение, что это было самоубийство. Хотя повесили Жака уже мёртвым. У него было пять ран твёрдым тупым предметом на голове.

В общем, на завершающем отрезке фильма Лелуш закручивает лихую детективную интригу на тему, кто убил Жака. Если хотите узнать, кто его убил, посмотрите этот замечательный фильм.

Финал же такой. Оказывается, для того чтобы наконец-то дочери помирились с отцом и наладили отношения между собой, надо, чтобы отец умер или смертельно заболел. А иначе никак.

И что хотел этим сказать наш Клод Лелуш, у которого семь детей от трех жен и двух любимых женщин? Да просто попросить у своих детей и женщин прощения за всё, что было и не было. А уж они сами пусть дальше думают, что жизнь коротка и тратить время на обиды просто глупо.