И ведь выполнил Клод Лелуш свое обещание, которое он дал в последний день съемок "Мужчины и женщины" - собрать всех снова через двадцать лет и снять продолжение. И 13 мая 1986 г., как и ровно двадцать лет назад с фильмом "Мужчина и женщина", Клод Лелуш открывал Каннский фестиваль фильмом "Мужчина и женщина. 20 лет спустя."
И о чем же могло быть продолжение легендарных "Мужчины и женщины"? В первом фильме влюбленные, несмотря на некоторые внезапно возникшие психологические проблемы, соединились и должны были эти двадцать лет счастливо жить-поживать и добра наживать. Детишек совместных завести, новые фильмы снимать и в новых автогонках побеждать. В общем, ничего сверхъестественного, никаких катаклизмов, сплошной быт и рутина. Ну, может Дюрок, где-нибудь, на каких-нибудь ралли, налево сходит по доброте душевной, чтобы какую-нибудь поклонницу не обидеть. Не более.
Но только вот Клода Лелуша уже к тому времени такое бытовое "мелкотемье" уже не интересовало. Он к этому времени был одним из признанных мастеров крепкого коммерческого кино. Снимал картины с занимательным, лихо закрученным сюжетом, где вокруг главной темы его творчества - отношений мужчины и женщины, нанизывались побочные авантюрные и детективные линии, идущие параллельно основному сюжету.
Вот и фильм "Мужчина и женщина. 20 лет спустя" Лелуш снял уже в привычном ему ключе. Получилось яркое, захватывающее зрелище со смертельными приключениями в африканской пустыне; со сбежавшим из психиатрической лечебницы маньяком-убийцей; с разоблачением с помощью кинематографа хитроумного преступника; и, конечно же, все это вертится вокруг истории любви Анн Готье и Жан-Луи Дюрока.
Двадцать лет назад мы расстались влюбленными на парижском вокзале "Сен-Лазар", когда Дюрок решил не идти на поводу у временного умопомрачения Анн и взял инициативу в свои руки, как и должен был это сделать настоящий мужчина. В результате фильм заканчивался недвусмысленно счастливо для главных героев.
И вот новый фильм. Он начинается автогонками, в которых участвует постаревший и бородатый Дюрок.
Показывают Анн - она теперь крупный кинопродюсер, снимает самый высоко бюджетный фильм в истории французского кино.
Потом идет показа свадьбы Антуана, сына Дюрока. Потом показывают Анн вместе с дочерью Франсуазой, на съемках фильма. И ни одного кадра, где показали бы вместе Дюрока и Анн. Странно это.
Но все-таки к 30 минуте фильма все проясняется. Лелуш не ищет легких путей. Это вам показалось, что "Мужчина и женщина" завершился хэппи-эндом. Да, они обнялись на перроне, но как только вышли с вокзала - расстались. Никак Анн не может забыть своего погибшего мужа. И за эти двадцать лет они ни разу не встретились и не общались. И ничего друг о друге не знают.
У каждого своя жизнь. Анн была замужем, разошлась. У нее есть бойфренд, известный тележурналист. Жан-Луи на свадьбе сына познакомился со старшей сестрой своей невестки. Они оба понравились друг другу и теперь живут вместе.
В общем, жизнь у главных героев более или менее налажена. Они никак не вспоминают друг о друге вот уже 20 лет. Но тут у Анн происходит финансовая катастрофа, ее суперфильм провалился в прокате и ей приходит в голову идея экранизировать ее и Жана-Луи историю. Она приглашает Дюрока на свидание.
В конце концов, Дюрок все-таки соглашается. И здесь Лелуш прибегает к такому приему, как "фильм в фильме". Он показывает, как снимается новая версия истории Анн Готье и Жана-Луи Дюрока. Только теперь это мюзикл. То, что в первом фильме пелось за кадром, теперь поют герои фильма.
И, конечно же, Анн и Жан-Луи на этих съемках опять сблизились. Двадцати лет, наконец то, хватило Анн, чтобы избавиться от воспоминаний о погибшем муже. Но влюбленным опять надо пройти сквозь испытания. Опять это был бы слишком простой для Лелуша финал, когда бы Анн и Жан-Луи - вот так просто, как ни в чем ни бывало, через 20 лет опять сошлись бы.
Дюроку надо отправляться для проверки трассы для ралли Париж-Дакар в Африку, в пустыню. А у Анн проблемы с ее фильмом "Мужчина и женщина". Сделанный в виде мюзикла он получился неудачным. Вторая неудача подряд, но она на остатки средств с теми же актерами немедленно начинает снимать фильм по мотивам только что совершенного громкого преступления. Маньяк, убивший в свое время несколько женщин сбежал из психиатрической лечебницы, после чего убил свою жену и малолетнюю дочь, жену главного врача лечебницы и застрелился сам.
Анн снимает этот триллер и по ходу сьемок устанавливает, что преступление совершил не маньяк. Настоящий преступник арестован. Эта сюжетная детективная линия занимает почти треть фильма. Дюрок же в это время чуть не гибнет трагически в пустыне во время пробега, но в самый последний момент спасается. Вот тут и наступает настоящий хэппи-энд. Триллер, снятый Анн, приносит большой доход. Дюрок возвращается к Анн.
Вот так. Двадцать лет понадобилось, чтобы благополучно завершить любовную историю, начавшуюся в зимнем Довиле.
Премьера фильма состоялась в последний день Каннского кинофестиваля 1986 г. Если двадцать лет назад после окончания "Мужчины и женщины" публика встала и устроила овацию, то на финальных кадрах "Мужчина и женщина. 20 лет спустя" публика свистела и топала от возмущения. Фильм не приняли ни критика, ни зритель. Возможно критика посчитала уже несколько устаревшим первый фильм, и включение в сиквелл прямых цитат из него, хотя это сделано очень профессионально, раздражало ее. Возможно яркость, красочность, карнавальность сиквелла, его заряженность на коммерческий успех вызвали отторжение у зрителя, который помнил аскетичный, снятый почти в документальной манере, но очень атмосферный и изящный первый фильм.
Как бы то ни было, фильм "Мужчина и женщина. 20 лет спустя" смотрится с неослабевающим интересом на всем его протяжении. У Клода Лелуша не бывает не интересных фильмов. По-прежнему, великолепен дуэт Анук Эме и Жана-Луи Трентиньяна. Им и говорить особо ничего не надо. Они могут между собой общаться одними взглядами, без слов даже лучше.
И вы думаете, что это конец этой прекрасной истории? Ошибаетесь. Еще спустя тридцать три года, в 2019 году, Клод Лелуш снял новое продолжение истории Анн Готье и Жана-Луи Дюрока. И опять сюжет их жизни повернут самым неожиданным образом. Но об этом в следующей статье.
Маленький музыкальный бонус. Франсис Лей. "Сильнее слов". Исполняют Пьер Бару и Николь Круасиль.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.