Найти в Дзене
Smapse News: Образование и наука

Почему развитие ИИ невозможно без реформирования атомной энергетики

Ядерная эра длится уже восемь десятилетий, но ее истинный масштаб только проявляется. За это время атомная энергетика не вытеснила конкурентов — уголь, газ, ВИЭ — но изменила саму архитектуру мировой генерации, и в ближайшее столетие она способна сделать куда больше: стать двигателем ИИ, фундаментом электромобильной эпохи, основой новых городов и главным топливом для покорения дальнего космоса. Предсказать будущее невозможно, но его контуры уже заметны. Как говорил Уильям Гибсон: «Будущее уже наступило. Просто оно неравномерно распределено». Именно к этим «островкам будущего» и стоит присмотреться. Дорогие друзья! Если вам нравится то, что я делаю, и вы хотите поддержать мой проект, буду очень благодарен за любой вклад. Вы можете сделать донат по ссылке. Спасибо за вашу поддержку и вдохновение! С 2017 года, с появлением архитектуры трансформеров, началась новая эпоха ИИ. Генеративные модели — от поисковых ассистентов до мультимодальных систем уровня GPT-5 — растут в размерах и вычисли
Оглавление

Ядерная эра длится уже восемь десятилетий, но ее истинный масштаб только проявляется. За это время атомная энергетика не вытеснила конкурентов — уголь, газ, ВИЭ — но изменила саму архитектуру мировой генерации, и в ближайшее столетие она способна сделать куда больше: стать двигателем ИИ, фундаментом электромобильной эпохи, основой новых городов и главным топливом для покорения дальнего космоса. Предсказать будущее невозможно, но его контуры уже заметны. Как говорил Уильям Гибсон: «Будущее уже наступило. Просто оно неравномерно распределено». Именно к этим «островкам будущего» и стоит присмотреться.

Дорогие друзья! Если вам нравится то, что я делаю, и вы хотите поддержать мой проект, буду очень благодарен за любой вклад. Вы можете сделать донат по ссылке. Спасибо за вашу поддержку и вдохновение!

Атомная энергия и искусственный интеллект: ответ на энергетический голод

С 2017 года, с появлением архитектуры трансформеров, началась новая эпоха ИИ. Генеративные модели — от поисковых ассистентов до мультимодальных систем уровня GPT-5 — растут в размерах и вычислительных аппетитах, число параметров давно перешагнуло триллион, а в гонке за созданием общего искусственного интеллекта (AGI) данные и вычисления становятся решающим фактором. Это означает одно: энергия превращается в главный дефицит ИИ-мира.

Согласно оценкам, уже в 2026 году модели ИИ будут потреблять около 1 ГВт мощности, а к 2028 году — до 10 ГВт. Создание AGI потребует десятки гигаватт, а сверхинтеллекта — на порядки больше. Без новых источников энергии развитие ИИ упрется в потолок.

Поэтому крупнейшие технологические компании уже поворачиваются к атомной энергетике. Контракты Microsoft и Amazon на сотни мегаватт атомной генерации, проекты построения ЦОД рядом с действующими АЭС, ориентация на бесперебойное атомное питание — лишь начало инфраструктурной перестройки.

Прогноз: в течение века появятся гигантские «комплексы ИИ» — дата-центры, окруженные малыми модульными реакторами или даже полноценными атомными блоками, работающими исключительно на обслуживание ИИ-моделей.

Глобальное потепление и миграция дата-центров в Арктику

Парадокс ближайшего будущего: мир стремится к цифровизации, но цифровая инфраструктура сама становится жертвой климата. Дата-центры — это не только компьютеры, но и огромные теплогенерирующие системы: охлаждение уже составляет одну из самых больших статей расходов ЦОД. С ростом глобальной температуры многие технологии охлаждения перестают быть рентабельными. Технологии freecooling работают хуже, водяное охлаждение дорожает, и все больше компаний обращают внимание на естественно холодные регионы.

-2

Уже сегодня несколько ЦОДов расположены за полярным кругом. Мировой арктический архив на Шпицбергене стал демонстрацией принципа: вечная мерзлота сама решает задачу отвода тепла.

В будущем это станет трендом: дата-центры будут перемещаться в Арктику и на плавучие платформы в Южном океане. Но там нет развитых электросетей, значит, ключом станут малые модульные реакторы: их уже создают в Китае и России, а проекты ПАТЭС — от «Академика Ломоносова» до реакторов РИТМ-200 — показывают, что автономная атомная генерация в удаленных точках вполне реальна.

Прогноз: производство ММР и плавучих атомных станций станет новой глобальной индустрией, сравнимой по доходам с рынком крупных АЭС.

Электромобили, автономный транспорт и атом как идеальный партнер

Мир стремительно электрифицируется, но массовая электромобилизация создает огромную нагрузку на энергосистему — особенно в вечерние часы, когда большинство водителей подключают машины к зарядке. Подстанции в городах уже работают на пределе: попытка одновременно зарядить сотни машин у одного жилого комплекса способна вызвать локальный коллапс сети.

Выход — ночная зарядка при стабильной базовой генерации. Именно АЭС, а не солнечные или ветровые станции, способны выдавать энергию равномерно, 24/7, без скачков и простоев. Это делает атомную энергетику идеальным партнером электромобилей.

К тому же потребление автопарка колоссально: гипотетический переход всех автомобилей мира на электротягу потребует около 8,3 трлн кВт·ч в год — практически треть современной мировой выработки! Обеспечить такую мощность смогут только атомные станции: около тысячи гигаваттных блоков. С учетом распространения беспилотных автомобилей нагрузка распределится равномернее: машины будут активно работать днем в режиме роботакси, а ночью массово заряжаться.

Прогноз: рост электротранспорта радикально изменит суточный график энергопотребления городов — вечерние пики исчезнут, а ночное потребление возрастет, усиливая роль АЭС как основного поставщика энергии.

-3

Атомный транспорт для космоса: новые скорости и новые горизонты

В ближайшие столетия именно космос станет одной из ключевых сфер, где атомная энергия окажется незаменимой.

Химические ракеты давно достигли пределов эффективности. Для дальних миссий — к Юпитеру, Сатурну, а тем более к Марсу и за его пределы — нужны новые движители. Ядерные энергоустановки способны обеспечить тягу и скорость, недостижимые для химических двигателей; проекты ядерных буксиров, ускорителей и межпланетных кораблей уже находятся в разработке. Возможные применения:

  • быстрые экспедиции к Марсу,
  • транспортировка тяжелых грузов и оборудования на Луну и в дальний космос,
  • создание орбитальных энергосетей,
  • ресурсные миссии к астероидам.

По мере развития технологий атомные двигательные системы могут стать стандартом для всех дальних полетов.

Прогноз: через 100 лет большинство миссий за пределы Луны будет осуществляться на ядерной тяге — это сделает возможным регулярное освоение Марса и дальних планет.

Как атомная энергетика изменит города будущего

Атомная энергосистема будущего — это не только реакторы, это целая экосистема:

  • дешевая и стабильная электроэнергия,
  • массовый электротранспорт,
  • автономные логистические сети,
  • охлажденные арктические ЦОДы, обслуживающие глобальный ИИ,
  • сниженные выбросы,
  • плотные, энергоэффективные города без «энергетических пиков» и перегрузок сети.
-4

Технологии, которые сегодня выглядят экспериментальными — ММР, плавающие станции, ядерные космические буксиры, реакторы для инфраструктуры ИИ — в течение столетия могут стать такой же нормой, как атомные электростанции XX века. Ядерная энергия переживает второе рождение, и не как альтернативный источник, а как фундамент индустриальной инфраструктуры будущего — от ИИ до транспорта и освоения космоса. И если 80 лет назад атомный век только начинался, то через сто лет он может стать главной технологической опорой цивилизации — мирной, чистой, сверхмощной и почти безграничной.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Наука
7 млн интересуются