Найти в Дзене
Усталый пилот: рассказы

Ситуация в воздухе: почему отказ двигателя — ещё не конец

Для тех, кто боится летать. Рассказ старого пилота За тридцать лет в авиации я не раз сталкивался с вопросом пассажиров: «А что если у нас откажет двигатель?» В их глазах читается настоящий ужас — люди представляют себе, как самолет камнем падает вниз. И каждый раз я объясняю: друзья мои, вы смотрели слишком много голливудских фильмов. Знаете, что меня всегда удивляло? Те же люди, которые боятся летать, спокойно садятся за руль автомобиля. А ведь шансы попасть в аварию на дороге в десять тысяч раз выше, чем пострадать в самолете. Но об этом как-то не думают. Помню, несколько лет назад летел рейсом Москва-Сочи. Соседка по креслу — пожилая учительница — вцепилась в подлокотники еще на земле. «Боюсь», — говорит. А потом добавляет: «Вот если двигатель сломается, что тогда?» Я тогда показал ей в иллюминатор наш Boeing 737: «Видите, у нас их два. Если один барахлит, второй довезет». Она не поверила: «Не может быть!» Вот поэтому я и решил написать эту статью. Хочу простыми словами объяснить,
Оглавление

Для тех, кто боится летать. Рассказ старого пилота

Введение

За тридцать лет в авиации я не раз сталкивался с вопросом пассажиров: «А что если у нас откажет двигатель?» В их глазах читается настоящий ужас — люди представляют себе, как самолет камнем падает вниз. И каждый раз я объясняю: друзья мои, вы смотрели слишком много голливудских фильмов.

Знаете, что меня всегда удивляло? Те же люди, которые боятся летать, спокойно садятся за руль автомобиля. А ведь шансы попасть в аварию на дороге в десять тысяч раз выше, чем пострадать в самолете. Но об этом как-то не думают.

Помню, несколько лет назад летел рейсом Москва-Сочи. Соседка по креслу — пожилая учительница — вцепилась в подлокотники еще на земле. «Боюсь», — говорит. А потом добавляет: «Вот если двигатель сломается, что тогда?» Я тогда показал ей в иллюминатор наш Boeing 737: «Видите, у нас их два. Если один барахлит, второй довезет». Она не поверила: «Не может быть!»

Вот поэтому я и решил написать эту статью. Хочу простыми словами объяснить, что происходит на самом деле, когда у самолета проблемы с двигателем. Поверьте старому летчику — это совсем не то, что показывают в кино.

Для тех, кто боится летать. Рассказ старого пилота...
Для тех, кто боится летать. Рассказ старого пилота...

Как устроена безопасность в небе

У нас все дублируется

Первое, что должен понять каждый пассажир: в самолете нет ничего в единственном экземпляре. Абсолютно ничего. Это основа основ авиации.

Возьмите тот же Boeing 777, на котором я летаю последние десять лет. У него два двигателя, но каждый настолько мощный, что может тащить весь самолет самостоятельно. Я это проверял множество раз на тренажере — глушишь один, второй спокойно держит высоту и даже может набирать. Конечно, скорость падает, расход топлива растет, но лететь можно часами.

А у «старичков» вроде Boeing 747 или Ил-96 вообще четыре двигателя. Помню случай лет пятнадцать назад — летели в Нью-Йорк, отказали сразу два двигателя с одной стороны. Ну, неприятно, конечно, но дотянули спокойно. Пассажиры даже не заметили особо.

Все предусмотрено

Знаете, чем отличается авиация от других видов транспорта? Мы думаем о том, что может пойти не так, еще до того, как садимся в кабину. У нас есть процедура на каждый чих.

Отказал двигатель — есть чек-лист на три страницы. Проблемы с электричеством — еще один чек-лист. Плохая погода в аэропорту назначения — и на это есть план. Мы не импровизируем в воздухе, мы выполняем то, что тысячи раз отрабатывали на земле.

Помню, как учился летать на Boeing 737. Инструктор говорил: «Если ты хоть раз в полете подумал "а что бы это могло значить?", ты уже опоздал». Все должно быть отработано до автоматизма.

Самолет должен доказать, что он безопасен

Прежде чем новый самолет начнет возить пассажиров, его испытывают так, что любой автомобиль не выдержит. Тысячи часов полетов в экстремальных режимах. Специально ломают двигатели, отключают системы, сажают в грозу.

Я участвовал в сертификации одного российского самолета. Так вот, мы намеренно глушили двигатель на самом критичном моменте взлета — когда скорость еще маленькая, а самолет тяжелый. И знаете что? Взлетели. На одном двигателе, с полной загрузкой. Вот только после такого испытания самолет получает «добро» на коммерческие полеты.

Что на самом деле происходит при отказе двигателя

Если двигателей несколько

Скажу честно: за всю карьеру у меня двигатель полностью отказывал четыре раза. И ни разу это не было драмой. Скорее, просто незапланированная работа.

Помню самый первый случай — молодой еще был, летал вторым пилотом на Ту-154. Летим из Екатеринбурга в Москву, вдруг левый двигатель как кашлянет и замолчит. Командир спокойно так говорит: «Твой самолет, отрабатывай». А у меня, конечно, сердце в пятки. Но делаю все по процедуре: перекрываю подачу топлива, включаю пожаротушение, докладываю диспетчеру.

Самолет даже не дернулся. Ну, чуть в сторону потянуло — это из-за того, что тяга стала несимметричной. Но стоило подработать рулем, и машина пошла ровно. Скорость упала километров на сто, но до Москвы дотянули без проблем.

Современные лайнеры еще умнее. На том же Boeing 777 автопилот сам компенсирует отказ двигателя. Пассажиры могут даже не почувствовать, что что-то случилось. Только по объявлению командира узнают.

А если двигатель один?

Вот тут да, ситуация посложнее. Но и не безнадежная, как многие думают. Самолет же не кирпич — у него крылья есть. Он планировать может.

Был у меня приятель, инструктор по малой авиации. Рассказывал случай: летел на Cessna-172 с курсантом, двигатель заглох над лесом. Курсант в панику, а он спокойно: «Смотри и учись». Нашел поляну, посадил как по учебнику. Даже винт не погнули.

Дело в том, что любой исправный самолет планирует очень неплохо. С километра высоты можно пролететь 10-15 километров — это огромная зона для выбора площадки. И времени у тебя минут десять-пятнадцать. За это время можно и двигатель попробовать запустить, и место для посадки выбрать, и пассажиров предупредить.

Сейчас даже парашюты для самолетов придумали. На американских Cirrus стоит система CAPS — дернул за ручку, выстрелил парашют, и весь самолет на стропах опускается. Как космический корабль.

Главное — не паниковать

Знаете, в чем секрет? Отказ двигателя — это не катастрофа, это просто изменение плана полета. У тебя было топливо на четыре часа — стало на три. Планировал лететь на высоте одиннадцать километров — будешь лететь на семи. Хотел попасть в Лондон — попадешь в Амстердам.

Но доберешься. Обязательно доберешься.

Как нас учат не бояться отказов

Сто раз упадешь — сто раз поднимешься

Знаете, сколько раз за свою карьеру я «разбивался» на тренажере? Наверное, раз триста, а то и больше. И каждый раз — из-за отказа двигателя в самый неподходящий момент.

Помню, как только пришел в авиакомпанию молодым пилотом. Думал — ну все, теперь буду возить пассажиров, романтика! А меня сразу — в тренажерный центр. Полгода только и делал, что отрабатывал аварийные ситуации.

Инструктор у нас был старый, еще советской закалки — Петр Васильевич. Садишься в кабину тренажера, только взлетел, а он уже что-нибудь ломает. То двигатель отключит, то электричество вырубит, то еще какую-нибудь гадость подкинет. И обязательно в самый напряженный момент — когда заходишь на посадку в плохую погоду или когда набираешь высоту с максимальным весом.

«Летчик, — говорил он, — должен удивляться, когда все работает нормально. А когда что-то ломается — это обычное дело».

Тренажеры — это почти как реальность

Современные симуляторы — это вообще чудо техники. Помню, первый раз зашел в тренажерный комплекс Boeing в Лондоне — офигел. Кабина один в один как в настоящем самолете, экраны показывают любой аэропорт мира, даже качает и трясет как надо.

А главное — можно безопасно попробовать все, что в реальном полете попробовать нельзя. Хочешь понять, как ведет себя самолет при отказе двигателя на взлете с мокрой полосы в боковой ветер? Пожалуйста! Интересно, что будет, если откажут сразу оба двигателя над горами? Давай проверим!

За последние годы у меня было несколько реальных отказов двигателя. И знаете что? Каждый раз думаю: «Блин, да я это на тренажере сто раз делал!» Руки сами все нужные переключатели находят, мозг автоматически просчитывает варианты.

Каждые полгода — экзамен

Многие думают: получил права пилота и все, можешь летать до пенсии. Как бы не так! Каждые шесть месяцев — обязательная переподготовка и проверка. Причем проверяют не то, умеешь ли ты летать в хорошую погоду по прямой. Проверяют, как справляешься с проблемами.

Стандартная проверка выглядит примерно так: взлет в плохую погоду с отказом двигателя, потом полет на одном двигателе с дополнительными отказами систем, а в конце — заход на посадку в минимальную погоду на запасном аэродроме. И все это за два часа на тренажере.

Не сдал — не летаешь. Все просто. И поверьте, из-за этого ночами не спишь, готовишься как студент перед экзаменом. В нашей профессии расслабляться нельзя.

Учимся работать в команде

Отдельная история — это работа экипажа. Потому что отказ двигателя — это не сольное выступление командира, это командная работа.

У нас все расписано: кто что делает, кто что говорит, кто за что отвечает. Отказал двигатель — командир пилотирует и принимает решения, второй пилот выполняет процедуры по чек-листу, бортинженер (если есть) контролирует системы.

Помню случай лет семь назад. Летели в Турцию, второй пилот молодой, только после переучивания. Отказал двигатель на наборе. Я вижу — парень растерялся, руки трясутся. Говорю спокойно: «Саша, дыши ровно. Читай чек-лист по пунктам». Он взял себя в руки и все сделал как надо. Сейчас, кстати, командиром летает.

Вот этому и учат: не паниковать, поддерживать друг друга, работать как единый организм. Потому что в сложной ситуации команда — это все...

-2

Продолжение завтра

Моя книга на Литрес
Можно оформить Премиум подписку всего за 100 рублей и читать всё...

Советую прочитать 🔻